Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:43, курсовая работа
В данной работе рассматриваются основные модели социальной помощи, существующие в Европе и Америке.
Изучение моделей социального обеспечения населения стран Европы и США, очень важно для правильного понимания того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах мира.
Изучение опыта социальной работы за рубежом предполагает также типологию стран по сложившимся системам социальной работы, в частности, по роли государства в решении проблем социальной защиты населения.
Введение 3
Аннотация 5
ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ 6
НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ 6
1.1 Формирование современных моделей социальной защиты 6
1.2 Подходы к реализации социальной защиты 9
1.3 Скандинавская модель 13
1.4 Континентальная модель 16
1.5 Американо-британская (англосаксонская) модель 19
1.6 Южно-европейская модель 23
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ 25
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СТРАНАХ 25
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США 25
2.1. Принципы и функции систем социальной защиты в странах Западной Европы на примере оказания помощи семье 25
2.2. Социальная защита пожилых людей в странах Западной Европы 26
2.3. Социальное обеспечение в Швеции 29
2.4. Система социальной защиты населения в США 34
2.4.1. Система социального страхования 34
2.4.2. Государственное социальное вспомоществование 40
2.4.3. Частное социальное страхование 45
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Содержание
Введение 3
Аннотация 5
ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ 6
НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ 6
1.1 Формирование
современных моделей
1.2 Подходы
к реализации социальной защиты
1.3 Скандинавская модель 13
1.4 Континентальная модель 16
1.5 Американо-британская (англосаксонская) модель 19
1.6 Южно-европейская модель 23
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ 25
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СТРАНАХ 25
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США 25
2.1. Принципы и функции систем социальной защиты в странах Западной Европы на примере оказания помощи семье 25
2.2. Социальная
защита пожилых людей в
2.3. Социальное обеспечение в Швеции 29
2.4. Система социальной защиты населения в США 34
2.4.1. Система социального страхования 34
2.4.2. Государственное
социальное вспомоществование 4
2.4.3. Частное социальное страхование 45
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.
В Хартии прав человека, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН в 1948
году записано, что каждый человек
имеет право на такой жизненный
уровень, включая пищу, здоровье, жилище,
медицинский уход, социальное обслуживание,
который необходим для
Социальная модель, рамки которой определяют позицию государства по отношению к обществу (патерналистская, либеральная, социал-демократическая и т.д.), - результат, с одной стороны, эволюции комплекса факторов (экономических, правовых, религиозных и т.п., а также традиций), специфичных для каждой страны, с другой – осознанного выбора. Однако, в каких бы исторических условиях не протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип не складывался, всегда есть круг схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.
Социальная политика государства
представляет собой комплекс мер, направленных
на обеспечение условий для
Задачи социальной политики: стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности, сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем приведения антиинфляционных мер и индексации доходов, развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, ЖКХ, культура и искусство).
Формами социальной защиты являются:
1) система социального страхования;
2) система пенсионного обеспечения;
3) система выплаты пособий и компенсаций;
4) система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и безработных граждан.
Существуют различные
классификации моделей
Цель курсовой работы – изучение основных моделей помощи, суще-ствующие в Европе и Америке.
Задача курсовой работы - рассмотреть формирование и реализацию современных моделей социальной защиты в западных странах
В данной работе рассматриваются основные модели социальной помощи, существующие в Европе и Америке.
Изучение моделей социального обеспечения населения стран Европы и США, очень важно для правильного понимания того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах мира.
Изучение опыта социальной работы за рубежом предполагает также типологию стран по сложившимся системам социальной работы, в частности, по роли государства в решении проблем социальной защиты населения.
Ключевые слова: социальная помощь, социальное страхование, социальное обеспечение, социальная защита, социальная помощь.
Становление современных форм и моделей государственной социальной политики произошло во второй половине ХIХ века в странах Западной Европы и было обусловлено потребностями индустриализации их экономик и регламентации общественного устройства. До этого периода, государственная власть, придерживаясь в основном принципов либерализма и индивидуализма, не предпринимала активных действий, за исключением предоставления некоторых видов гарантий и помощи (в основном пенсий) военнослужащим и государственным служащим.
Перемены, вызванные индустриализацией и связанными с ней урбанизацией жизни, трансформацией большой семьи в малую (в нуклеарную), а также становлением рабочего движения потребовали новой парадигмы социальной защиты, основывающейся на государственном регулировании вопросов найма работников, введения институциональных форм социального обеспечения престарелых, больных и инвалидов, а также семейной поддержки.
«Повернуться» к социальным
проблемам государство
- небывалое обнищанием «пролетарского населения» (люмпенизация рабочего класса, усиление социальной напряженности, сопровождающееся открытыми протестами рабочих против сложившегося общественного порядка);
- осознание необходимости государственного регулирования условий воспроизводства населения.
Становление экономики индустриального типа и соответствующего общественного устройства требовало четкой регламентации трудовых отношений, что, в свою очередь, было связано с потребностью в нормативном упорядочении социальной защиты наемных работников и членов их семей.
Великобритания – первая капиталистическая страна, которая в 80-е годах ХVIII века ввела законодательное регулирование организации труда с помощью фабричного законодательства, а в 70-е годах ХIХ века приняла нормативные акты по обязательному страхованию отдельных категорий рабочих в случае утраты трудоспособности на производстве. Начиная с 60-х годов ХIХ века аналогичные виды фабричного законодательства формируются и в других западноевропейских странах – Германии, Франции, Австрии, а с 80-х годов - и в России.
Таким образом, специализация, разделение и кооперация труда индустриального производства потребовали наряду с высокой трудовой дисциплиной создания условий для зарабатывания приемлемой по уровню заработной платы наемных работников и формирования развитых систем социального обеспечения. Внимание к этим двум вопросам было предопределено необходимостью социальных стандартов, связанных с доходами населения, учитывая, что материальной основой жизнедеятельности людей является заработная плата (для текущего потребления) и социальное страхование (как форма резервируемой заработной платы на случаи наступления социальных рисков).
Учитывая, что социальная
политика – по существу, превращенная
форма распределения
Исторически значимый шаг был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования для работающих в промышленности. Она включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).
Сильной стороной социального страхования явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих субъектов, а правовое регулирование и контроль – с помощью государства.
Система социальной защиты работающих, построенная по модели О.Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровни социальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.
При этом следует отметить то, что социальное страхование послужило ядром социальной защиты работающих граждан и регулятивной модели всего комплекса социально-трудовых отношений, включая заработную плату, продолжительности трудовой деятельности и времени выхода на пенсию, определения социальных стандартов приемлемых уровней пенсий, пособий и качества медицинской помощи.
С начала ХХ века примеру Германии последовали другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса.
Столь быстрое использование
опыта Германии в области социального
страхования объяснялось
В 1944-1948 годах лейбористское правительство Великобритании приняло ряд законодательных актов, способствовавших формированию единой системы социального страхования и обеспечения, существенному увеличению выделяемых из госбюджета средств на социальную поддержку населения, введению всеобщего бесплатного медицинского обслуживания.
После Второй мировой войны аналогичные реформы были проведены во многих западных странах, в результате чего сформировались национальные институты обязательного социального страхования и обеспечения, функционирование которых благотворно сказалось на регулирование систем заработной платы в части их упорядочения и уменьшения дифференциации.
Таким образом, период с 80-х годов ХIХ века до середины ХХ века можно определить как первый этап формирования активной государственной социальной политики, определяющей характеристикой которой явилось создание национальных систем социальной защиты.
Существующие сегодня модели социальной защиты при всех их различиях в разных странах мира в целом реализуют два основных подхода.
Государственный патернализм - ориентирован на определение государством качественных (идеология) и количественных (социальная сфера) параметров всех без исключения форм отношений в обществе и элиминирование (недопущение возникновения) альтернативных видов этих отношений.
Данный подход к социальной защите предполагает принятие на себя государством полной ответственности за уровень доходов граждан (домохозяйств), их социального обеспечения при отсутствий девиантного (отличающегося от принятой властными структурами идеологии) поведения гражданина. Все расходы, связанные с социальной политикой, при использовании данного подхода финансируются из государственных источников - государственного бюджета, специальных фондов социального назначения.
Государство жестко контролирует меру потребления трудоспособных членов общества, устанавливая размеры оплаты труда работников вне зависимости от экономических показателей предприятия, на котором они работают. Одновременно государство планирует объемы производства потребительских товаров и услуг, распределяя по производителям необходимые для этого ресурсы. Цены на произведенную продукцию устанавливаются государственными органами по ценообразованию вне зависимости от уровня товарного наполнения соответствующих рынков. Как правило, государство выделяет перечень социально значимых товаров, цены на эти товары могут быть ниже себестоимости (например, товары детского ассортимента, жилищно-коммунальные услуги) и предметы «роскоши», цены на которые, как правило, существенно выше себестоимости (автомобили). Государство также берет на себя заботу об обеспечении в случае необходимости домохозяйств жильем.
Либеральный подход к социальной защите базируется на постулате о разделении членов общества на экономически сильных и экономически слабых. Обязанностью общества является забота о слабых и создание условий для раскрытия экономического потенциала сильных. Т.е. экономически слабые вправе рассчитывать на социальную поддержку, финансируемую из бюджетных ресурсов. Государство устанавливает правила доступа граждан (домохозяйств) к этим системам, виды социальной поддержки и их размеры. При этом широко используется принцип адресности, в соответствии с которым от возможных потребителей социальной поддержки исключаются домохозяйства с душевыми доходами, превышающими некоторый установленный минимум. Экономически слабым гарантируется получение из бюджета различных социальных пособий, включая пособия по нуждаемости, пенсии по инвалидности, социальные пенсии, назначаемые при отсутствии трудового стажа, и некоторые другие выплаты. Для экономически слабых сохраняется также возможность бесплатного получения в аренду жилья в муниципалитетах.
Информация о работе Основные модели социального обеспечения населения стран Европы и США