Основные модели социального обеспечения населения стран Европы и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются основные модели социальной помощи, существующие в Европе и Америке.
Изучение моделей социального обеспечения населения стран Европы и США, очень важно для правильного понимания того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах мира.
Изучение опыта социальной работы за рубежом предполагает также типологию стран по сложившимся системам социальной работы, в частности, по роли государства в решении проблем социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение 3
Аннотация 5
ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ 6
НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ 6
1.1 Формирование современных моделей социальной защиты 6
1.2 Подходы к реализации социальной защиты 9
1.3 Скандинавская модель 13
1.4 Континентальная модель 16
1.5 Американо-британская (англосаксонская) модель 19
1.6 Южно-европейская модель 23
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ 25
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СТРАНАХ 25
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США 25
2.1. Принципы и функции систем социальной защиты в странах Западной Европы на примере оказания помощи семье 25
2.2. Социальная защита пожилых людей в странах Западной Европы 26
2.3. Социальное обеспечение в Швеции 29
2.4. Система социальной защиты населения в США 34
2.4.1. Система социального страхования 34
2.4.2. Государственное социальное вспомоществование 40
2.4.3. Частное социальное страхование 45
Заключение 48
Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

ТСР.Курсовая.docx

— 93.82 Кб (Скачать файл)

Система социального обеспечения  включает также государственные  средства, отпускаемые в виде пособий  на детей (единовременные выплаты при  рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям), помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам  войны, инвалидам, а также социальную помощь малообеспеченным гражданам

В системе здравоохранения  действует система обязательного  медицинского страхования, в результате 90% населения охвачено обязательным страхованием, 8% – частным и за 2% неимущих граждан платит государство.

В системе образования  главным является принцип «академической свободы», т. е. в образовательное  учреждение может поступить любой  желающий, если он удовлетворяет всем условиям допуска. Среднее и высшее образование является бесплатным.

Система социальной защиты в Германии действует по принципу самоуправления: учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой, организационной независимостью от институтов государственного управления, но государство осуществляет за ними строгий контроль. Подобная организационно-правовая форма оказалась достаточно эффективной благодаря высокому уровню профсоюзного движения в стране. Отдельно действуют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты и действует в рамках политики содействия занятости населения, которая находится в ведении федерального ведомства по труду.

1.5 Американо-британская (англосаксонская)  модель

 

Данная модель характеризуется  минимальным участием государства  в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство  берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.

Модель социальной защиты, используемая Великобританией и Ирландией, радикально отличается от немецкой. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству в 1942 г. Беверидж предложил организовать систему социальной защиты, во-первых, на принципе всеобщности (универсальности), то есть распространить ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан, и, во-вторых, на принципе единообразия и унификации социальных услуг, что выражается в едином размере пособий, а так же условий их выдачи. Условие «равные пособия за равные взносы» Беверидж считал социально справедливым, а потому в большинстве случаев соблюдался принцип равенства пенсий и пособий независимо от размера утраченного дохода. В основе этой модели лежала идея о том, что любой человек независимо от его принадлежности к активному населению имеет неотъемлемое право на минимальную социальную заботу. Финансирование подобных систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из общего налогообложения. Так, семейные пособия и здравоохранение финансируются из госбюджета, а прочие социальные пособия - за счет страховых взносов наемных работников и работодателей Характерным моментом является также широкое применение проверки доходов, обязательной для получения пособия.

Следует отметить, что внутри англосаксонской модели существуют некоторые различия. Так, в Англии бесплатные медицинские услуги оказываются всем гражданам независимо от уровня их дохода, а в Ирландии - только низкооплачиваемым. Обращают на себя внимание две специфические особенности британской системы социальной защиты. Во-первых, отсутствие в ее рамках социальных, организационно оформленных институтов, занимающихся страхованием конкретных видов социальных рисков, - старость, болезнь, безработица, несчастные случаи на производстве и др. Все программы социального страхования образуют единую систему. Во-вторых, это большая роль в обеспечении социальными услугами государственных учреждений, а также - в силу исторического развития их тесная связь с частными страховыми программами. Существует единый фонд, который формируется из отчислений работников, работодателей и дотаций. За счет средств этого фонда формируется пенсионное и медицинское страхование, пособия по болезни и пенсии по инвалидности.

В системе социального  страхования застрахованные делятся  на четыре класса в зависимости от уровня доходов. Первый класс - наемные  работники и предприниматели. Второй класс - самозанятые граждане. Взносы второго класса дают право на получение пособий по болезни, беременности и родам, пенсия по старости (но не пособия по безработице). Третий класс - лица, не работающие или не имеющие достаточного страхового стажа для получения права на соответствующее социальное обеспечение по первым двум категориям. Четвертый класс - самозанятые лица (актеры, музыканты и пр.), а также руководители предприятий и административно-управленческий персонал, с доходами выше уровня, необходимого для страхования по первому и второму классу. Таким образом, характерной особенностью британской государственной системы социальной защиты является то, что она не предусматривает существование отдельных страховых взносов, предназначенных для содержания конкретных страховых программ (пенсионного, медицинского страхования, пенсий по инвалидности и т.д.). Все расходы на финансирование этих программ покрываются за счет единого социального взноса, поступления от которого направляются на нужды определенной отрасли социального страхования.

Американская  модель социальной защиты базируется на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения в общественно-политической жизни страны.

Начало развитию современной  системы социального обеспечения  в США было положено принятием  президентом Ф.Рузвельтом фундаментального Закона о социальном страховании. Толчком для его появления была драматическая ситуация во времена Великой депрессии, когда миллионы людей потеряли работу, а пособий по безработице не получали. Федеральный закон 1935 года установил два вида социального страхования: пенсионирование по старост и пособие по безработице. Со временем закон обрастал дополнениями и поправками, сложились уровни, на которых действовали определенные виды страхования.

Социальное обеспечение  в США признано важнейшим приоритетом  общества. Здесь считается, что ответственность  за социальное обеспечение должна быть разделена между частными компаниями и государством. Частные компании должны заботиться о своих работниках, а государство поддерживать нуждающихся в целом. Государство отвечает за предоставление минимального уровня помощи, а также за его широкую доступность. Бизнес предоставляет социальные услуги (пенсии, пособия) в более высоком объеме и лучшего качества.

Единой общенациональной централизованной системы социального  обеспечения в США не существует. Она образуется из разного рода программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо совместно федеральными органами и органами власти штатов. Отдельные программы принимаются также местными властями.

Государственное социальное обеспечение в США включает две  сферы - социальное страхование и  социальное вспомоществование. Социальное страхование предусматривает пенсии по старости, пособия по безработице, медицинскую помощь престарелым и другие статьи. Эта сфера забирает львиную долю социальных расходов государства. Программы социального страхования охватывают основную часть американцев.

Вторая сфера государственного социального обеспечения - социальное вспомоществование. Это выплаты тем, кто по причине бедности освобожден от налогов («пасынки бюджета»). Программы социального вспомоществования предусматривают материальную помощь матерям-одиночкам, медицинскую помощь бедным, выдачу продовольственных талонов, жилищные пособия, бесплатное отопление, установку кондиционера, завтраки для детей в школах и т.д. Всего существует 180 подобных программ.

Активная социальная политика американского государства обеспечила высокую квалификацию рабочей силы. 90% американцев, занятых в экономике, имеют среднее и высшее (включая незаконченное) образование. В 90-х гг. администрация Клинтона провозгласила повышение уровня образования постоянной функцией на протяжении жизни человека. Это необходимо в условиях непрерывной технологической революции. Не случайно США остается лидером в самых перспективных технологиях. В свою очередь, экономический рост расширял возможности для социальной защиты граждан. Свыше 80 миллионов американцев регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования.

Государственная социальная помощь, финансируемая из бюджета, а  не из предварительно выплачиваемых  взносов-страховок, начала развиваться  в США параллельно со страхованием и достигла сейчас расцвета. Критерий для получения социальной помощи один - малообеспеченность, бедность, но критерии варьируются от штата к штату.

Основным адресатом социальной помощи является семья. Основной критерий получения материальной поддержки  – бедность, то есть доход ниже официально установленного прожиточного минимума на члена семьи. Основным видом помощи малоимущим семьям в США является пособие на детей. Особенностью социальной политики США является преобладание «натуральных» видов помощи нуждающимся над денежными. Это могут быть, например, талоны на питание, которые включают покупку только пищевых продуктов (за исключением корма для животных, алкоголя, табака и импортных продуктов). Страхование является строго персонифицированным.

1.6 Южно-европейская модель

 

Испания, Греция и Португалия представляют, так называемую, южно-европейскую  модель социальной защиты. Данную модель можно интерпретировать как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Именно поэтому «рудиментарность» модели отмечается основной ее особенностью. Как правило, уровень социального обеспечения данной модели относительно низок, а социальная защита относится к сфере заботы родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль.

Одна из основных проблем  социальной защиты Италии - исторически  сложившееся различие в доходах  населения северных и южных регионов, что отражается в статистике по безработице. Также важной проблемой является неудовлетворительная защита от рисков людей, которые по различным причинам лишились каких либо доходов.

Следующей по значению проблемой  является ассиметричная структура  социальных расходов. Это выражается в том, что наиболее крупную часть  социальных расходов составляет пенсионное обеспечение - 15,4% ВВП (при среднеевропейском  уровне 11,9%), тогда как на поддержку  материнства, семьи, образования и занятости затрачиваются значительно небольшие средства (около 0,8%).Средний размер пенсий в Италии в середине 90-х годов XX в. был самым высоким в Европе (после Франции и Нидерландов). Именно поэтому Италию иногда называют страной пенсионеров.

Наконец, характерным для  Италии и самым большим в Западной Европе до сих пор остается теневой сектор экономики. Около 30% ВВП составляет незарегистрированная хозяйственная деятельность, где занято почти 25% трудящихся, в то время как в официальном секторе занятость продолжает сокращаться. Это сказывается на объемах инвестирования в социальную сферу.

 

 

 

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ  МОДЕЛЕЙ 

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ  В СТРАНАХ

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США

2.1. Принципы и функции  систем социальной защиты в  странах Западной Европы на примере оказания помощи семье

 

Различия среди европейских  стран по этой статье расходов довольно значительны. Одна группа стран, среди  которых Греция, Италия, Португалия и Испания, тратят менее 1% своего ВНП  на эти цели. Другая группа стран  – Германия и Нидерланды – от 12,5 до 2%, в то время как оставшиеся страны – более 2%.

Большинство стран озабочены  сокращением рождаемости. В этой связи многие страны внесли существенные изменения в политику оказания помощи семье. Так, во Франции в начале 80-х гг. были приняты законы в пользу многодетных семей. Например, семья с тремя и более детьми стала получать пособие в размере трети средней заработной платы.

Во всех странах размеры  пособий на детей возрастают с  каждым новым ребенком. Исключение составляют Ирландия, Нидерланды, Португалия и Великобритания, где размер пособия  не меняется со вторым и третьим  ребенком. В Бельгии, Германии, Италии и, особенно, во Франции сумма выплат значительно возрастает, начиная со второго ребенка.

Во многих странах были увеличены пособия по беременности и родам. Такая политика была направлена на то, чтобы создать наилучшие  условия для сочетания работы, карьеры и заботы о доме и семье. В этой связи в течение последних пяти лет во многих странах была увеличена продолжительность отпуска по беременности и родам. Самый большой отпуск по беременности и родам в настоящее время в Дании (28 недель) и во Франции (26 недель). В остальных странах он варьируется от 13 до 20 недель.

Во многих странах для  родителей, которые бы хотели находиться с ребенком более продолжительное время, существуют социальные пособия, но они небольшие. Такие пособия есть в Германии, Бельгии, Италии. Например, в Германии оно составляет 22% от заработной платы по достижению ребенком возраста 2-х лет. В Бельгии и Италии чуть больше, но срок их выплат меньше.

Проблема неполных семей  в Европе такая же острая, как  и в России. Практически во всех странах есть специальные пособия  для таких семей, однако, условия выплаты разные. Например, в Греции пособие может получать только мать, но не одинокий отец. В Испании и Португалии лишь в отдельных провинциях местные власти выплачивают такие пособия. Во Франции сумма пособия составляет 50% средней заработной платы до 3-х летнего возраста. В других стран эта сумма значительно меньше.

2.2. Социальная защита пожилых  людей в странах Западной       Европы

 

Серьезные демографические  изменения, произошедшие за последние  десятилетия, заставили многие страны пересмотреть систему помощи пожилым гражданам.

Прежде всего, проблемы возникли в отношении пенсионного обслуживания, поскольку резко возросло число пенсионеров по старости. Положение во многих странах обострилось в связи с довольно высоким уровнем безработицы. Это заставило правительства многих стран изыскивать возможности для организации преждевременного ухода на пенсию, чтобы освободить рабочие места для молодых работоспособных людей.

Программы преждевременного выхода на пенсию стали разрабаты-ваться в середине 80-х гг. и были приняты почти во всех странах Европей-ского Содружества. В разных странах были приняты два четко выраженных решения:

Информация о работе Основные модели социального обеспечения населения стран Европы и США