Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ один из принципов системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определ. функциональное назначение.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНА́ЛЬНЫЙ АНА́ЛИЗ – разновидность и вместе с тем один из основных компонентов системного анализа социальной действительности: исходные посылки С.-ф. а. состоят в том, что общество, социальная общность или социальный процесс рассматриваются в качестве целостной структуры, отд. элементы к-рой проникают друг в друга и т.о. выполняют как бы служебную (функциональную) роль по отношению друг к другу и к системе в целом.

Содержание работы

1. Теория структурно-функционального анализа.
2. Теория социального конфликта.
3. Одним из направлений в современной западной социологии является «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни выступает уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории, его представляющие, и авторов этих теорий.

Файлы: 1 файл

контрольная работа вариант 8.docx

— 40.06 Кб (Скачать файл)

Вариант 8.

Основные направления  объективного подхода к анализу  общества в современной западной социологии

1. Теория структурно-функционального анализа.

2. Теория социального конфликта.

3. Одним из направлений в современной западной социологии является «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни выступает уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории, его представляющие, и авторов этих теорий.

 

1. Теория структурно-функционального анализа.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ  один из принципов системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определ. функциональное назначение.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНА́ЛЬНЫЙ  АНА́ЛИЗ  – разновидность и  вместе с тем один из основных компонентов  системного анализа социальной действительности: исходные посылки С.-ф. а. состоят  в том, что общество, социальная общность или социальный процесс рассматриваются  в качестве целостной структуры, отд. элементы к-рой проникают друг в друга и т.о. выполняют как  бы служебную (функциональную) роль по отношению друг к другу и к  системе в целом.

Структурно-функциональный анализ абсолютизирует процессы стабильности, равновесия и устойчивости в обществе, преувеличивает роль ценностных и нормативных  механизмов регуляции человеческой деятельности и направлен главным  образом на исследование механизмов, обеспечивающих согласие в обществе.

В социологии идея целостного подхода к обществу связана с  органич. школой Спенсера, рассматривавшей  общество по аналогии с биологич. организмом. В более специфич. форме идеи С.-ф. а. были применены в антропологии Б. Малиновским и А. Р. Радклифф-Брауном. По мнению Радклифф-Брауна, историч. подход не может быть положен в основу обществ. науки, поскольку мы не обладаем и не будем обладать необходимым для этого знанием законов социального развития (см. "Theories of society...", v. 1, Ν. Υ.–L., [1965], p. 279). Всякое знание об истории народа условно и субъективно. Принцип причинной зависимости неприменим в теоретич. науках (будь то физика, биология или обществ. дисциплины), ибо он относится лишь к прикладным наукам и практике. В противоположность принципам историзма и причинности, Радклифф-Браун выдвигал концепцию анализа существующей действительности на основе структурного подхода, "...который может быть применен тем или иным образом ко всем социальным явлениям, так как он представляет собою просто способ обобщения путем сравнения примеров.

Отказ от историзма и причинности  был направлен против моргановской традиции в антропологии, пытающейся на основании сравнит. подхода установить связь между изменениями в  образе жизни и образе мышления в  исследуемых культурах. Англо-амер. антропологическая школа (А. Крёбер, Ф. Клакхон, Р. Бенедикт, Б. Эванс-Притчард и др.) накопила большой этнографич. материал, описывающий культуру, обычаи, нравы, образ жизни т.н. примитивных  народов: индейцев Сев. и Юж. Америки, австрал. аборигенов, ряда афр. племен. Методологич. обобщением этого материала  явились три постулата функционализма, сформулированные Радклифф-Брауном  и Малиновским: функционального  единства общества, к-рый обосновывал  идею целостности любой культуры, ориентируя на отказ от рассмотрения каких бы то ни было конфликтов в  рамках данной этнографич. общности; всеобщности  функционализма, настаивающего на том, что любой тип цивилизации, любой  обычай, материальный объект, идея или  верование выполняет определенную жизненно важную функцию; незаменимости  любого культурного явления для  сохранения целостности всей культуры.

Т.о., ранний функционализм  сформировался как определенное методологич. направление в рамках общей антропологии (этнографии), характеризующееся  стремлением описать различные  формы культурной жизни на основе выявления жесткой связи между  отд. элементами рассматриваемых культур, без попытки проанализировать происхождение  и динамику как культуры в целом, так и отдельных ее элементов.

Важный этап в развитии идей С.-ф. а. связан с именем Э. Дюркгейма. Гл. проблема, к-рая занимает последнего, – основания целостности общества, к-рые усматриваются Дюркгеймом в разделении труда. Для объяснения конфликтных, "нежелательных" явлений  в обществе Дюркгейм выдвигает две  идеи. С одной стороны, им формулируется  мысль о социальной норме патологии, в частности преступности. В любом  обществе, по Дюркгейму, определ. степень  преступности является нормальной. С  другой стороны, он выдвигает понятие  аномии, обозначающее такого рода индивидуальное сознание, в к-ром до предела ослаблены  всякого рода коллективные, социальные чувства. Аномич. сознание как бы полностью  обращено во внутрь, оно не имеет  прочных моральных стандартов и  подчиняется не связанным между  собой порывам и влечениям, в  этом его отличие от эгоизма. Обе  эти идеи оказали значит. влияние  на последующее развитие С.-ф. а. и  явились основой для объяснения отклоняющегося, или девиационного, поведения. В обоих случаях, однако, социолог остается скорее в пределах описания интересующих его явлений, нежели их объяснения, поскольку он не выявляет наиболее глубоких социальных корней этих явлений.

Совр. С.-ф. а. отождествляется  с именами Т. Парсонса, Р. Мертона  и их последователей. Мертон пытается очистить функционализм от влияния  органич. школы и придать ему  более строгую и последоват. форму. Он критикует взгляды Малиновского и Радклифф-Брауна, опровергая три  осн. постулата своих предшественников. Понятие функции определяется им как объективное последствие, благоприятное  для приспосабливаемости и интегрированности  системы, в отличие от субъективных намерений деятеля. Для обозначения последствий, к-рые нарушают единство и интегрированность системы, Мертон вводит понятие дисфункции. То, что является функциональным в одном отношении, может быть дисфункциональным в другом. Функции и дисфункции подразделяются им на явные – очевидные для участника системы, и латентные – скрытые. Критикуя представителей функционализма в антропологии, Мертон формулирует "основную теорему" функционализма: "так же как один и тот же элемент ("unit") может иметь множество функций, так и одна и та же функция может быть по-разному выполнена совершенно противоположными элементами" ("Social theory and social structure", 1957, p. 33–34). На основании этой теоремы выдвигаются понятия функциональных требований системы, функциональных альтернатив, функционального эквивалента и функциональных заменителей. В целях систематизации осн. идей функционализма и выявления их методологич. значения Мертон приводит "парадигм" – модель анализа социального явления под углом зрения функционализма, иллюстрирующий осн. принципы описания социальной действительности. В отличие от Парсонса, Мертон не выдвигает своей системы структурных категорий, считая, что социальная наука еще не созрела для этого: "социология, по-видимому, не готова для своего Эйнштейна, так как она не нашла еще своего Кеплера" (там же, р. 7). В противоположность "глобальному" подходу, Мертон обосновывает необходимость формулирования теорий "среднего ранга" (теории "референтной группы", бюрократии, социологии познания и т.д.), на основании к-рых можно будет создать впоследствии общесоциологич. теорию.

Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях; V как объединяющее название школы в социологии, которую основал и возглавил Т. Пирсоне (1902—1979); 2) как метод исследования, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться в связи с изменениями всей системы. Нас интересуют именно концептувльна?теоретические взгляды Т. Парсонса и его последователей.

Главной побудительной причиной всех научных усилий Парсонса была попытка найти и сформулировать принципы такой системы, которая  была бы предельно абстрактной и  настолько всеобщей, что она никогда  не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Т. Парсонса — категория: равновесия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии — дать рекомендации по стабилизации общества, те- по поддержанию равновесия.

Парсонс настаивает на важности различия между структурными и функциональными  категориями. Первые, по его мнению, дают возможность понять общество в  его статическом, равновесном состоянии, вторые – рассматривают общество с т. зр. динамики, изменения. В качестве осн. структурных категорий он выделяет систему ценностей, институционализированные нормы поведения, социальные общности и роли, понимаемые как нормативно регулируемые комплексы поведения  каждого из участников системы. Парсонс  выделяет 4 уровня структурной иерархии общества: первичный, или "технический", уровень, где отношения строятся по типу "лицом к лицу"; "менеджериальный" уровень, где отношения строятся по типу организованной группы; "институциональный" уровень, где субъектами отношений  выступают уже не индивидуумы, а  организации; "социетальный" уровень, интегрирующий общество в виде определенной национальной и политич. общности. Для  более детального анализа каждого  из выделенных уровней применяются  категории, выражающие функциональные требования системы в целом или  ее элементов. Парсонс выделяет 4 таких  функции – самосохранения (точнее, сохранения форм и управления напряжением), интеграции, достижения целей и адаптации:

• Обеспечение внутренней стабильности, равновесия, само-тождественности системы (латентность — поддержание образца);

• поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);

•    формулирование целей и мобилизация  ресурсов для их достижения (целеполагание);

•     приспособление к окружающей среде (адаптация).

          Выбор Парсонсом структурных  категорий и систематич. рассмотрение  их обнаруживают последовательно  проводимый идеалистич. взгляд на  общество – организующим центром  социальной системы у Парсонса  оказывается согласие в ценностях  и значениях (meanings), придаваемое  тем или иным явлениям в  рамках данной культурной системы.  Все функции подчинены гл. обр.  поддержанию состояния равновесия  системы, сохранению ее гомеостазиса (от греч. hómois — подобный и statis — состояние).

       На уровне общества в целом функцию адаптации осуществляет экономика, функцию целеполагания — политика, функцию интеграции — право и культура, латентную функцию — институты социализации (семья, школа, церковь и т. д.).

Пытаясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна совместная жизнь людей или общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, что связывают общество не экономические отношения, а то, что делает возможным само существование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения, «правил игры». Так Парсонс выходит на одну из своих центральных категорий — категорию социального действия. Его специфика в отличие от физического и биологического действия заключается в

а) символичности (Наличии таких механизмов регуляции 
действия, как язык, традиции, ценности и др.);

б) нормативности (что указывает на зависимость индивиду- 
ального поведения от принятых в данном обществе правил и 
норм);

в) волюнтаристичности (что проявляется в зависимости со- 
циального действия от субъективных «определений ситуации»).

 

 

2. Разрабатывая модель социального действия, Парсонс считает, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию.

 

а) Предполагается, что деятель (в этой роли может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа) обладает активностью й способен проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель (пусть не всегда реалистичную), определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других1.

б)  Окончательно структуру социального действия определяют:

система норм и  ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;

принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;

существующие  средства и условия.

в) Таким образом, формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую. Социальная подсистема обеспечивает интеграцию действий множества индивидов. Культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, т.е. смыслы, реализуемые в действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме может рассматриваться как подсистема, обеспечивающая физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобретает упорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий.

 

2. Теория социального конфликта.

Развитие  общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новых Взаимодополняющих связей и координации между частями).

Парсонс различает три типа общества:

примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно; —

промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;

Информация о работе Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии