Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 19:03, контрольная работа
1) Становление и особенности развития социологии в России в ХIХ веке.
2) Основные течения российской социологии в ХIХ – начале ХХ вв.
Летом 1919 г. Социобиблиологическим институтом в Петрограде начали проводиться конкретные социологические исследования. Для проведения социологических исследований была создана особая Комиссия, в которую входили П.А. Сорокин, Б.Ф. Боцяновскийи, А.Э. Гаваллс В первую очередь эта комиссия начала изучать социальные последствия, вызванные новым советским законодательством о браках и разводах. Статистический материал о развитии семейно-брачных отношений и разводах, полученный в ходе проведения различных опросов (анкетирования и интервьюирования), позднее был обработан П.А. Сорокиным и напечатан в 1922 г. в первом номере журнала «Экономист». Опубликованные выводы и сам автор, как уже говорилось раньше, за то, что якобы искажает правду в угоду реакции и буржуазии, были подвергнуты резкой критике Лениным в марте 1922 г.
В 20–30-е годы выходило около 20 журналов по проблемам управления и организации труда – «Хозяйство и управление», «Производство, труд и управление», «Организация груда», «Система и организация» и ряд других. В «Вестнике Социалистической Академии» с начала 20-х годов для обсуждения этих тем специально была выделена особая рубрика. Переводились на русский язык работы западных ученых по проблемам труда. Например, только в 1923 г. было опубликовано около 60 монографий отечественных и зарубежных ученых по этим проблемам.
Было проведено значительное число социологических исследований в сфере труда. Результаты проведенных исследований широко публиковались. В них содержались ценные социологические подходы и идеи, часть которых не потеряли своего значения и до настоящего времени. Большой вклад в развитие социологии, научной организации труда, производства и управления внесли такие ученые, как А.К. Гастев, С.Г. Струмилин, П.М. Керженцев, О.А. Ерманский и др. В этот период были заложены основы социологической теории трудового коллектива. Формирование теории научной организации труда, одного из наиболее мощных направлений в социологии труда, происходило на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора.
При установившейся советской власти, произошло размежевание между буржуазными и марксистскими социологами. Часть представителей старого поколения, которые не захотели или не смогли смириться с советской властью в конце 1922 г., были отстранены от преподавания в университетах и институтах и высланы из страны. Около 160 деятелей науки и культуры было выслано в это время из России. Это П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин и некоторые другие. Другая часть старого поколения сумела найти свое место в появившейся новой советской науке. Среди них можно отметить Н.И. Кареева, Н.А. Гредескула, К.В. Тарле, А.Ф. Кони, Н.Я. Марра. Почти все представители молодого поколения сразу положительно восприняли революцию и приняли активное участие в дальнейшем развитии социологической мысли в России. Это А. Звоницкая, Т. Райнов, К. Пожитков и др.
Почти во всех петроградских вузах были созданы кафедры общественных форм. Преподавателями этих кафедр стали социологи-марксисты или ученые, называвшие себя марксистами, – К.М. Тахтарев, Н.Н. Андреев, Е.А. Энгель, И.С. Плотников и др.
Заключение
Рассмотрев учения основных социологических школ в исторической ретроспективе можно с достаточной относительностью очертить периоды развития социологии, отметить основные объективные противоречия между традиционными воззрениями на общество и теориями социологии.
К объективным противоречиям можно отнести то, что некоторая часть общества не принимает идеи прогресса в сфере общественных отношений. Русские революционные философы (Н.А. Бердяев, C. Франк, Н.С. Трубецкой) не принимали идею прогресса, т.к. считали, что божественное творение уже с момента своего появления обладает исчерпывающей полнотой, а потому дальнейшего его развития не требуется.
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков и др.) считали, что община – это самобытная форма общественного устройства. А так как община – социальный идеал славянофилов уже существовала в допетровские времена, и для ее появления не требовалось исторического развития, то они отрицательно относились к социальному прогрессу.
В противоположность им, представители западничества считали российское общество частью западной цивилизации и выступали за более глубокую интеграцию российской культуры в мировую, стирание национальных особенностей. Именно среди представителей западничества в России сформировались первые социологические школы.
Основными рассмотренными школами социологии, направлениями мысли исследователей преимущественно в ХIX веке были: социологические теории народников, натуралистическое направление, органицизм, психологическое направление, ортодоксальный марксизм, легальный марксизм.
В начале ХХ века наряду с концепциями марксизма широкое развитие получил неопозитивизм.
Войдя в противоречие с официальной идеологической доктриной большевиков – социология была скреплена рамками идеологии и на какой-то период прекратила свое развитие.
Приложение
Социология (лат. societas – общество и греч. logos – учение, слово) – наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования социальных систем, социальных структур и институтов.
Позитивизм – социально-философское и социологическое направление (О. Конт, Г. Спенсер и др.), характеризующееся стремлением создать позитивную «социальную теорию», свободную от умозрительных метафизических объяснений и основанную на методологии, свойственной естественным наукам (например, физике, астрономии, химии, биологии).
Славянофильство – направление в русской философии и социальной мысли, ориентированное на выявление самобытности России, ее типовых отличий от Запада. Преимущественное внимание в славянофильстве уделялось философии истории. Возникло в конце 30-х гг. 19 в. как оппонент и идейный антипод западничества.
Западничество – течение русской общественно-политической мысли, окончательно оформившееся в 40-х гг. 19 в. в полемике со славянофильством. Выступая за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, сторонники западничества отстаивали необходимость развития России в направлении, пройденном или указанном западной цивилизацией.
Органицизм – методологическая ориентация, получившая распространение во второй половине 19 века. В ней общество рассматривается как целостный организм, поведение которого неразложимо на отдельные элементы.
Психологизм (от греч. psyche - душам logos - слово,учение) – методологический подход (Г. Тард, Л. Уорд, У. Мак-Дугалл, Ч. Кули и др.), стремящийся объяснить социальные отношения и структуры на основе психологических данных, свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.
Неопозитивизм – теоретико-методологическая ориентация в социологии, опирающаяся осознанно или неосознанно на философские положения логического позитивизма. Его основные принципы: 1) социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности – природной и социально-исторической (натурализм); 2) методы социологического исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания (сциентизм); 3) “субъективные аспекты” человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм); 4) все научные понятия должны определяться операционально (операционализм); 5) все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация); 6) социология, как наука, должна быть освобождена от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объективизм).
Литература
1. Алексеев В.А., Маслин М.А. Русская социальная философия конца XIX – начала XX века: психологическая школа. М.: Исслед. центр по проб. упр. качест. подгот. специалистов, 1992.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.
3. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX–XX гг. М: Онега, 1995.
4. Давыдов Ю.Н. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М.: Наука, 1980.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М.: Наука, 1991.
6. Зомбарт В. Буржуа: Этюды
по истории духовного развития
современного экономического
7. Кареев Н.И. Основы русской социологии / СПб., 1996.
8. М.М. Ковалевский в истории российской социологии и отечественной мысли / Отв. ред. А.О. Бороноев). СПб., 1996.
9. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX – начала XX вв. М.: МГУ, 1993.
10. Кукушкина Е.И. Социологическое образование в России XIX–XX вв. М.: МГУ, 1994.
11. Култыгин В.П. История российской социологии. М., 1994.
12. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии // Сочинения. М.: Канон, 1996.
13. Малинин В.А. Исторический материализм и социологические концепции начала XX века.
14. Малинин В.А. Философия революционного народничества. М.: Наука, 1970.
Информация о работе Основные направления развития российской социологии в конце ХIХ – начале ХХ в