Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 19:03, контрольная работа
1) Становление и особенности развития социологии в России в ХIХ веке.
2) Основные течения российской социологии в ХIХ – начале ХХ вв.
Министерство образования республики Беларусь
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
Институт информационных технологий
Специальность_____МиКПРЭС_____
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу Социология
Вариант №_04_
Студент-заочник_3_ курса
Группы №____280221____
ФИО _Гришачев Иван____
______Александрович____
Адрес____г. Минск,______
ул. Лынькова, д. 23а, кв. 29
Тел. _8-044-734-62-93____
Минск, 2014
4. Основные направления развития российской социологии в конце ХIХ – начале ХХ в.
План
1) Становление
и особенности развития
2) Основные течения российской социологии в ХIХ – начале ХХ вв.
Введение
Для того чтобы наиболее полно раскрыть предлагаемую тему: «Основные направления Российской социологии в конце ХIХ – начале ХХ в.» раскроем, что же представляет собою социология.
Социология (лат. societas – общество и греч. logos – учение, слово) – наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования социальных систем, социальных структур и институтов.
Объектом социологического познания является общество.
Таким образом, социология – это наука, которая изучает общество как систему, элементы общества, условия их существования и социальные процессы.
Все многообразие отношений в обществе наверно всегда интересовало пытливые умы ученых и исследователей.
Социология в Россию пришла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться в соответствии с отечественными.
Возникновение социологии в России определялось в первую очередь капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России.
Российская социология – это самостоятельная и достаточно оригинальная ветвь мировой социологии, возникнувшая в конце 60-х гг. XIX в. Проект новой науки – социология - выдвинул Огюст Конт.
Долгое время эта идея оставалась не столько научно - познавательной практикой, сколько именно проектом.
Примерно такая же ситуация наблюдалась и в России. В то же время нельзя отрицать значительное национальное своеобразие российской социологии, выразившей в своем содержании и эволюции особенности исторического пути страны. Более того, вполне правомерно мнение Н.И.Кареева, что русская литература была одной из первых, где мысль о социологии пустила прочные корни. Просуществовав исторически короткое время, российская социологическая мысль оставила обширное наследие.
1 Становление и особенности развития социологии в России в ХIХ веке.
Вторая половина XIX века - время стремительного перехода России на рельсы новой, индустриальной, цивилизации, что обострило как старые социальные проблемы, так и выявило массу новых. Российская социология развивалась в трех исторических этапах.
Первый этап- 1860-1890-е годы. Социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины, под «духовным руководством» О.Конта. В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, С.Н. Южакова. Г.Н. Вырубова (1843-1913). И хотя его трудно назвать российским социологом, поскольку с 1864 г. он постоянно жил во Франции и публиковался на французском языке, тем не менее, его влияние на социологию России велико. М.М. Ковалевский назвал Вырубова «учителем молодого поколения русских социологов». Вырубов оказался связующим звеном между французским позитивизмом и формировавшейся российской социологии.
Второй этап- 1890-1900-е годы. В этот период складывается марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Позитивистскую методологию критикуют в своих работах Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, В.М. Хвостов. Известное влияние на развитие социологической мысли в России в это время оказал П.Б. Струве (1870 - 1944).
Социология одна из многих социальных наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи. В таком понимании социология все более положительно принимается в научных и общественных кругах, проникает в академическую среду, ее методы начинают широко использоваться в других социальных дисциплинах. В связи с этим следует подчеркнуть, что создание различного рода прикладных социологий было начато именно в российской социологии. Ведущей социологической школой становится неокантианство (Б.Я. Кистяковский, Л.И. Петраживский и др.). Российская социология выходит, прежде всего, благодаря деятельности Ковалевского и де Роберти, на международную арену, причем на равных. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии. Три российских социолога (П.Ф. Лилиенфельд, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин) избирались президентами института.
В 1901 г. Ковалевский и де Роберти создали в Париже Русскую высшую школу общественных наук, где обязательным предметом была социология. Школа по праву бала тогда оценена как первая модель российского социологического факультета. Однако по требованию правительства России школа была закрыта. К концу второго этапа проблема институционализации социологии начала все же решаться. По личному разрешению Николая II в Петербурге в 1908 г. был открыт частный Психоневрологический институт во главе с академиком В.М. Бехтеревым с первой российской социологической кафедрой, которую возглавляли Ковалевский, де Роберти, позднее Сорокин и Тахтарев. Кафедра провела большую заботу по организации обучения социологии.
10-20-е годы XX века - третий этап в развитии российской социологии, насильственно прерванный внутри страны в 1922 г. В этот период социология четко определяет свой предмет. Ведущей в социологии становится неопозитивистская ориентация (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая). В 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета. В 1916 г. учреждается русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского. В 1917 г. вводится ученая степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с Сорокиным.
Однако утверждавшаяся в стране после октября 1917 г. тоталитарная система не нуждалась в социологической науке. С «критикой» Сорокина выступил сам лидер нового режима В.И. Ульянов (Ленин). Итогом стала высылка ведущих ученых – обществоведов за пределы страны и полный разгром российской социологической науки.
2 Основные течения российской социологии в ХIХ – начале ХХ вв
В середине XIX века в российских общественных науках сформировалось два направления: славянофильство и западничество. Славянофилы подчеркивали особенность русской духовной культуры, самобытность русского народа, противопоставляя российское общество Западу. Наиболее яркими их представителями были Иван Киреевский, братья Аксаковы. Они выступили против, как они полагали, разрушительных сил западной культуры, считая, что только путем соблюдения традиций, под руководством Церкви, русское общество может достичь гармонического единства в желаниях, эмоциях и разуме. Славянофилы отвергали все западные философские и социологические теории.
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков и др.) считали, что община – это самобытная форма общественного устройства. А так как община – социальный идеал славянофилов уже существовала в допетровские времена, и для ее появления не требовалось исторического развития, то они отрицательно относились к социальному прогрессу. Русские революционные философы (Н.А. Бердяев, C. Франк, Н.С. Трубецкой) не принимали идею прогресса, т.к. считали, что божественное творение уже с момента своего появления обладает исчерпывающей полнотой, а потому дальнейшего его развития не требуется.
В противоположность им, представители западничества считали российское общество частью западной цивилизации и выступали за более глубокую интеграцию российской культуры в мировую. Западники полагали, что наука, как часть духовной культуры, не имеет национальных границ и потому всячески способствовали распространению в российском обществе учений европейских философов, историков, социологов и экономистов.
Именно среди представителей западничества в России сформировались первые социологические школы.
Развитие социологии в России, также как и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. Идеи О. Конта были известны уже в 40–50-е годы, но только в 60-е началась широкая популяризация позитивизма в России.
Теоретическую основу позитивизма составляли идеи об исторической эволюции человеческого общества, о закономерностях общественного развития, о прогрессе. Представители разных школ и направлений абсолютизировали ту или иную сторону общественной жизни и считали, что именно она является определяющей в социально-историческом развитии общества.
В 1859 г. вышли две работы П.Л. Лаврова, имевшие позитивистское направление. В 1865 г. три наиболее серьезных журнала («Современник», «Русское слово», «Отечественные записки») опубликовали статьи о Конте и его философии. Напечатанная в 1868 г. рецензия П.Л. Лаврова на книгу «Огюст Конт и положительная философия» (1867) стала во многом определяющей для всей последующей позитивистской социологии в России. В 60–70-е года вышли первые в прямом смысле социологические работы, написанные П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским. Они положили начало специализированной социологической литературе в России.
Необходимо отметить, что российские социологи, придерживаясь позитивизма, не заимствовали примитивно чужие идеи. Они критически относились к идеям О. Конта и его сторонников.
В это время зарождается ряд социологических школ и направлений. В основном под ними подразумевалась идейная общность, литературное сотрудничество, дружеские контакты.
Социологические теории народничества
В истории русской немарксистской социологии особо следует выделить социологические теории народничества. Термин «социология» в русский литературный обиход впервые внесли народники. Ими была разработана оригинальная социологическая концепция, которую позднее назвали «русской субъективной школой в социологии». Характерными чертами для народничества являлись субъективизм, внеисторический взгляд на явления и события и неумение разглядеть внутреннюю противоречивость социальной жизни.
Под влиянием экономических и политических сдвигов и освободительного движения народничество выродилось в «либеральное народничество» и в «легальный марксизм». Некоторые черты народничества унаследовало пролетарское, марксистское движение. Примерно с середины 90-х годов XIX в. народническая социология под напором марксистской критики приходит в упадок. Ее преемниками становятся социалисты-революционеры, которые в 1902 году оформляются в самостоятельную партию.
Появление народничества было обусловлено относительным спадом общественного движения после первой революционной ситуации. Это также стало основанием пересмотра социологической теории Н.Г. Чернышевского и его понимания закономерностей исторического развития.
Произошел резкий поворот к субъективизму, появляется безграничная вера в решающее воздействие прогрессивно настроенной интеллигенции на народ и в то же время недоверие и пренебрежение к самостоятельным выступлениям народных масс.
Но, несмотря на общую субъективную основу,
сложились различные теоретические течения,
что было связано с индивидуальными особенностями
основателей новых направлений социологии.
В зависимости от того, какие свойства
личности считались доминирующими, определяющими историческое развитие,
сложилось различное понимание форм и
способов революционной деятельности.
П.Л. Лавров выделял интеллектуально-критическую
способность человека и был теоретиком
подготовительно-
Объединяло революционных народников то, что они критиковали царизм и феодально-крепостнические пережитки, требовали их уничтожения, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, считали, что она является исходным началом социализма, а также выступали за уравнительное разделение земли.
Бакунин и бакунисты делали главный упор на бунт крестьянских масс. Они доказывали, что русский народ уже давно готов к социальной революции, нужно только в один прекрасный день поднять его повсеместно на бунт. Они верили, что народный взрыв разрушит до основания старый строй и приведет к уничтожению любой государственной формы правления. Вместо государства будут созданы самоуправляющиеся независимые общины, которые будут связаны между собой только договорными условиями.
Видное место в социологии народничества занимает субъективное направление. Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции.
«Субъективная социология была своеобразным ответом: на волнующий в конце 60-х – начале 70-х годов демократически настроенных людей вопрос о том, что необходимо; сделать, чтобы изменять «народную долю». Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса.
По мнению представителей этого направления, позитивизм О. Конта является как раз тем учением, благодаря которому возможен синтез беспристрастного и свободного от оценочных суждений анализа (т.е. истинно научного анализа) существующей действительности с возможностью вмешательства в нее субъективного элемента – личности.
Информация о работе Основные направления развития российской социологии в конце ХIХ – начале ХХ в