Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Актуальность.Культурный обмен между странами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
1.МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ………………………………..5
1.1 Понятие и сущность межкультурной коммуникации.………………………5
1.2. Межкультурный обмен в международных коммуникативных потоках…..11
2. ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. ФОРМЫ КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА………………………………...............………….....14
2.1.Понятие международного культурного обмена………………………..….18
2.2.Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..23

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 57.21 Кб (Скачать файл)

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

 

Владивостокский филиал

 

Кафедра  Социально-культурных технологий

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Социально-культурная деятельность

за рубежом

Тема: основные направления социокультурного

обмена и сотрудничества между странами

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 4 курса

Заочного отделения

 Специальность: Социально-культурная

деятельность за рубежом

Шевелёва И.В.

 Проверил: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Владивосток 

                                                     2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2

       1.МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ………………………………..5

1.1 Понятие и сущность межкультурной коммуникации .………………………5

1.2. Межкультурный  обмен в международных коммуникативных  потоках…..11

        2.  ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. ФОРМЫ КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА………………………………...............………….....14

2.1.Понятие международного культурного  обмена ………………………..….18

2.2.Основные формы и направления  международного культурного обмена  на рубеже XX-XXI вв………………………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...22

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Культурный обмен между странами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов.1

Культурные обмены призваны устанавливать и поддерживать устойчивые и долговременные связи между государствами, общественными организациями и людьми, вносить вклад в налаживание межгосударственного взаимодействия в других областях, в том числе в сфере экономики. Международное культурное сотрудничество включает связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, а также по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан. Проблемы поиска своего места в мировом культурном пространстве, формирования национально ориентированных подходов во внутренней и внешней культурной политике представляют в настоящее время особую актуальность для России.

Расширение открытости России привело к усилению ее зависимости от происходящих в мире культурно-информационных процессов, прежде всего таких, как глобализация культурного развития и культурной индустрии, коммерциализация культурной сферы, усиление зависимости культуры от крупных финансовых инвестиций; сближение «массовой» и «элитарной» культур; развитие современных информационных технологий и мировых компьютерных сетей, стремительное увеличение объема информации и скорости ее передачи; снижение национальной специфики в мировом информационно-культурном обмене.

Проблема наполнения досуга и организации в этой связи  эффективной культурно-досуговой деятельности является одной из актуальных во всем мире. Некоторые страны имеют неплохой опыт подобной работы, что позволяет им достаточно успешно решать данную проблему.

На современном этапе международный культурный обмен – это не только необходимое условие движения человечества по пути прогресса, но и важный фактор международных отношений в условиях демократизации и интеграции мирового общества.

Современные культурные связи отличаются значительным многообразием, широкой географией, протекают в различных формах и направлениях. Процессы демократизации и прозрачность границ придают еще большую значимость культурному обмену в системе международных отношений, который объединяет народы, независимо от социальной, религиозной, политической принадлежности.

Кроме того, многие вопросы культурного взаимодействия, сегодня активно обсуждаются авторитетными международными организациями, возникают все новые и новые межправительственные объединения, где проблемам культурного взаимодействия, диалога – культур придается большое значение.2

Сегодня, вначале XXI в., культурные связи, гуманитарные контакты приобретают особое значение в международных отношениях. Новые вызовы времени, проблемы глобализации, культурной экспансии придают вопросам международного культурного обмена бесспорную значимость и актуальность.3

Цель – изучить основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами.

Задачи – рассмотреть основные направления и формы международного социокультурного обмена, проанализировать международные связи в области образования.

В эпоху кардинальных изменений, связанных с формированием информационного общества, возросли темпы всех происходящих политических, технико-экономических и социально-культурных процессов. В сравнительно короткие сроки во всех странах мира в общественной, производственной жизни, в быту произошли глубокие изменения, оказывающие многообразное воздействие на сознание людей.4 Изменение профессионально-квалификационной структуры, возрастание образовательного и культурного уровня, рост информированности привели к  развитию потребностей в более содержательной работе, более разнообразном и интересном досуге, в творческом и социальном росте. Подобная тенденция отмечается во многих странах мира, но каждая страна стремится по-своему решить эти проблемы, в соответствии со своей ментальностью, сложившимися экономическими и социально-культурными условиями.

 

 

 

 

                         1. Межкультурная коммуникация

1.1 Понятие и сущность межкультурной коммуникации

Сегодня в индустриально развитых странах у людей остается больше времени после работы, что отмечается исследователями досуга во многих странах.

Однако характер проведения свободного времени и система организации досуга в различных странах отличаются друг от друга. Несомненно, что изучение различных концепций представляет неоспоримый исследовательский и практический интерес.5

В современном мире любой народ открыт для восприятия чужого культурного опыта и одновременно сам готов делиться с другими народами продуктами собственной культуры. Это обращение к культурам других народов получило название «взаимодействие культур» или «межкультурная (социокультурная) коммуникация».6

Желание постичь другую культуру, как, впрочем, и полярное стремление не принимать во внимание другие культуры или же рассматривать их как недостойные, оценивая при этом носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, существовали на всем протяжении человеческой истории. В модернизированном виде эта проблема сохраняется и сегодня - даже само понятие межкультурной (социокультурной) коммуникации вызывает множество споров и дискуссий в научной среде. Его синонимы - «кросс-культурная», «межэтническая» коммуникация, а также «межкультурная интеракция».7

О межкультурной коммуникации (интеракции) можно говорить только в случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не принадлежащее к их культуре, как «чужое».

Участники социокультурных отношений не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения, при этом каждый из них постоянно отмечает для себя как характерное, так и незнакомое, как тождество, так и инакомыслие, как привычное, так и новое в представлениях и чувствах «своих» и «чужих».

Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было сформулировано в работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа» (1954)8. Под межкультурной коммуникацией они понимали идеальную цель, к которой должен стремиться человек в своём желании оптимально адаптироваться к окружающему миру. С тех пор в науке были определены наиболее характерные черты межкультурной коммуникации.

Например, для нее обязательна принадлежность отправителя и получателя сообщения к разным культурам. Для нее также необходимо осознание участниками коммуникации культурных отличий друг друга. По своей сущности социокультурная коммуникация - это всегда межперсональная коммуникация в специальном контексте, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого и т.д.

И, наконец, социокультурная коммуникация основывается на процессе символического взаимодействия между индивидами и группами, культурные различия которых можно распознать. Восприятие и отношение к этим различиям влияют на вид, форму и результат контакта. Каждый участник культурного контакта располагает своей собственной системой правил, функционирующих таким образом, чтобы отосланные и полученные послания могли быть закодированы и раскодированы.

Признаки социокультурных различий могут быть истолкованы как различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникации. На процесс интерпретации, помимо культурных различий, влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта.

Таким образом, межкультурную коммуникацию следует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.9

На нашей планете существуют огромные территории, структурно и органически объединенные в одну социальную систему со своими культурными традициями. Например, мы можем говорить об американской культуре, латиноамериканской культуре, африканской культуре, европейской культуре, азиатской культуре. Чаще всего эти типы культуры выделяются по континентальному признаку, и в силу своей масштабности они получили название макрокультур.10 Вполне естественно, что внутри этих макрокультур обнаруживается значительное число субкультурных различий, но наряду с этими различиями также обнаруживаются и общие черты сходства, которые позволяют говорить о наличии такого рода макрокультур, а население соответствующих регионов считать представителями одной культуры. Между макрокультурами существуют глобальные различия. В этом случае социокультурная коммуникация проходит вне зависимости от статуса ее участников, в горизонтальной плоскости.

Многие люди по разным причинам входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями. Со структурной точки зрения - это микрокультуры (субкультуры) в составе макрокультуры. Каждая микрокультура имеет одновременно сходство и различие со своей материнской культурой, что обеспечивает их представителям общность восприятия мира. В то же время родная культура отличается от микрокультуры этнической и религиозной принадлежностью, географическим расположением, экономическим состоянием, половозрастными характеристиками, семейным положением и социальным статусом их членов.

Социокультурная коммуникация на микроуровне. Можно выделить несколько ее типов:11

* межэтническая коммуникация - это общение между индивидами, представляющими разные народы (этнические группы). Общество, как правило, состоит из этнических групп, которые создают и разделяют свои субкультуры. Свое культурное наследство этнические группы передают от поколения к поколению, и благодаря этому они сохраняют свое отличие в среде господствующей культуры. Совместное существование в рамках одного общества естественно приводит к взаимному общению разных этнических групп и обмену культурными достижениями;

* контркультурная коммуникация между представителями родной культуры и теми ее элементами и группами, которые не согласны с доминирующими ценностями и идеалами родной культуры. Контркультурные группы отказываются от ценностей преобладающей культуры и выдвигают собственные нормы и правила, противопоставляющие их ценностям большинства;

* коммуникация среди социальных классов и групп - основывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. Различия между людьми определяются их происхождением, образованием, профессией, социальным статусом и т. д. Расстояние между элитой и преобладающей частью населения, между богатыми и бедными выражается нередко в противоположных взглядах, обычаях, традициях и др. Несмотря на то, что все эти люди принадлежат к одной культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отражаются на коммуникации между ними;

* коммуникация между представителями различных демографических групп, религиозных (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений). Общение между людьми в данном случае определяется их принадлежностью к той или иной группе и, следовательно, особенностями культуры этой группы;

* коммуникация между юродскими и сельскими жителями - основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений, разной «жизненной философии», определяющих специфику этого процесса;

* региональная коммуникация между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться. Так, например, жителей северных американских штатов отталкивает «приторно-сладкий» стиль общения жителей южных штатов, который они считают неискренним. А житель южных штатов воспринимает сухой стиль общения своего северного друга как грубость;

* коммуникация в деловой культуре - возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических обычаев и правил, образующих их корпоративную культуру, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.

Межкультурная коммуникация на макроуровне. Открытость внешним влияниям, взаимодействие - важное условие успешного развития любой культуры.12

В современных международных документах формулируется принцип равноправия культур, что подразумевает устранение каких-либо правовых ограничений и духовного подавления стремлений каждой этнической или национальной группы (даже самой малой) придерживаться своей культуры и сохранять свою самобытность. Конечно, влияние крупного народа, нации или цивилизации несравненно масштабнее, чем малых этнических групп, хотя последние также оказывают культурное воздействие на соседей в своем регионе, вносят свой вклад в мировую культуру.

Информация о работе Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами