Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Актуальность.Культурный обмен между странами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
1.МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ………………………………..5
1.1 Понятие и сущность межкультурной коммуникации.………………………5
1.2. Межкультурный обмен в международных коммуникативных потоках…..11
2. ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. ФОРМЫ КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА………………………………...............………….....14
2.1.Понятие международного культурного обмена………………………..….18
2.2.Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..23

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 57.21 Кб (Скачать файл)

Каждый элемент культуры - мораль, право, философия, наука, художественная, политическая, бытовая культура - обладает своей спецификой и воздействует, прежде всего, на соответствующие формы и элементы культуры другого народа. 13Так, художественная литература Запада обогащает творчество писателей Азии и Африки, но идет и обратный процесс - лучшие писатели этих стран знакомят западного читателя с иным видением мира и человека. Аналогичный диалог идет и в других сферах культуры.

Итак, социокультурная коммуникация - сложный и противоречивый процесс. В разные эпохи он проходил по-разному. Случалось, что две культуры мирно уживались, не ущемляя достоинства друг друга. Но чаще межкультурная коммуникация проходила в форме резкой конфронтации, подчинении сильным слабого, лишения его культурной самобытности. Характер социокультурного взаимодействия особенно важен в наши дни, когда в коммуникативный процесс вовлечено большинство этносов и их культур.

1.2. Межкультурный обмен  в международных коммуникативных  потоках

Значительную роль в устранении противоречий, свойственных глобаль-ному процессу взаимопроникновения культур принадлежит в современном об-ществе Организации Объединенных Наций (ООН), рассматривающей культур-ный и научный обмен, межкультурные и социокультурные коммуникации в качестве важных элементов в продвижении к международному сотрудничеству и развитию в области культуры. Помимо своей главной деятельности в области образования Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) акцентирует внимание на трех других областях - науке на службе развития; культурном развитии (наследие и творчество), а также на коммуникации, информации и информатике.14

Принятая в 1970 г. конвенция ЮНЕСКО запрещает незаконный импорт, экспорт и передачу культурной собственности, а конвенция 1995 г. содействует возврату в страну происхождения украденных или незаконно вывезенных культурных объектов.

Культурная деятельность ЮНЕСКО направлена на поощрение культурных аспектов развития; содействие созиданию и творческому началу; сохранение культурной принадлежности и устных традиций; пропаганду книг и чтения.

ЮНЕСКО заявляет о себе как о мировом лидере в содействии свободе прессы и плюралистическому и независимому характеру средств массовой информации. В своей основной программе в этой области она стремится поощрять свободный поток информации и укреплять коммуникационные возможности развивающихся стран.

В рекомендациях ЮНЕСКО «О международном обмене культурными ценностями» (Найроби, 26 ноября 1976 года) говорится, что Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры напоминает, что культурные ценности являются основными элементами цивилизации и культуры народов.15

В Рекомендациях также подчеркивается, что расширение и укрепление культурных обменов, обеспечивая более полное взаимное ознакомление с достижениями в различных областях культуры, будет содействовать обогащению различных культур при уважении самобытности каждой из них, а также ценности культур других народов, составляющих культурное наследие всего человечества.

Взаимный обмен культурными ценностями с того момента, как он обес-печивается юридическими, научными и техническими условиями, дающими возможность предотвратить незаконную торговлю и нанесение ущерба этим ценностям, является мощным средством укрепления взаимопонимания и взаимного уважения между народами.

При этом под «международным обменом» ЮНЕСКО подразумевает любую передачу прав собственности, пользования или хранения культурных ценностей между государствами или культурными учреждениями различных стран - будь то в форме предоставления во временное пользование, передачи на хранение, продажи или дарения такой собственности, - совершаемая в условиях, которые могут быть согласованы между заинтересованными сторонами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политика России в области культуры. Формы культурного обмена

Культурную политику можно определить как комплекс мер, предпринимаемых различными социальными институтами, и направленных на формирование субъекта творческой деятельности, определение условий, границ и приоритетов в сфере творчества, организацию процессов отбора и трансляции создаваемых культурных ценностей и благ и их освоение обществом.

К субъектам культурной политики относятся: государственные органы, негосударственные экономические и деловые структуры и деятели самой культуры. Кроме деятелей культуры к объектам культурной политики относится сама сфера культуры и общество, рассматриваемое как совокупность потребителей создаваемых и распространяемых культурных ценностей.

В области формирования внешней культурной политики России следует отметить, что в последнее десятилетие Россия получила возможность по-новому определять свою внутреннюю и внешнюю культурную политику, разрабатывать нормативно-правовые основы международного культурного взаимодействия, заключать соглашения с зарубежными странами и международными организациями, формировать механизм их реализации.16

В стране начался процесс трансформации прежней системы международного культурного сотрудничества, сложившейся в условиях административно-командной системы, в новую демократическую систему, опирающуюся на общечеловеческие ценности и национальные интересы.

Демократизация международных связей способствовала устранению жесткого партийно-государственного контроля за формами и содержанием международных культурных обменов.17 Был разрушен «железный занавес», на протяжении десятилетий тормозивший развитие контактов нашего общества с европейской и мировой цивилизацией. Возможность самостоятельно налажи-вать зарубежные контакты получили профессиональные и самодеятельные художественные коллективы, учреждения культуры. Право на существование обрели различные стили и направления литературы и искусства, в том числе те, которые раньше не вписывались в рамки официальной идеологии. Заметно увеличилось количество государственных и общественных организаций, принимавших участие в культурных обменах.

Выросла доля негосударственного финансирования мероприятий, прово-димых за пределами страны (коммерческие проекты, средства спонсоров и т. д.). Развитие зарубежных связей творческих коллективов и отдельных мастеров искусства на коммерческой основе не только содействовало повышению международного престижа страны, но и позволило зарабатывать значительные валютные средства, необходимые для укрепления материальной базы культуры.

Основу связей в области культуры составляют артистические и художественные обмены в их традиционных формах гастрольно-концертной деятельности. Высокий авторитет и уникальность отечественной исполнительской школы, продвижение на мировые подмостки новых национальных талантов обеспечивают стабильный международный спрос на выступления российских мастеров.18

В нормативных актах, направленных на регулирование культурного об-мена между Россией и зарубежными странами, говорится, что культурное сот-рудничество Российской Федерации с зарубежными странами является неотъ-емлемой частью государственной политики России на международной арене.19

В качестве примера, свидетельствующего о серьезном внимании государства к вопросам культурного обмена можно привести деятельность Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при правительстве Российской Федерации. Основной его задачей является осуществление содействия установлению и развитию информационных, научно-технических, деловых, гуманитарных, культурных связей России с зарубежными странами через систему своих представительств и центров науки и культуры (РЦНК) в 52 странах мира.

Перед ним поставлены следующие основные задачи: развитие через российские центры науки и культуры (РЦНК) и свои представительства за рубежом в 68 городах Европы, Америки, Азии и Африки, широкого спектра международных связей Российской Федерации, а также содействие деятельности российских и зарубежных неправительственных организаций в развитии этих связей; содействие формированию за рубежом всестороннего и объективного представления о Российской Федерации как о новом демократическом государстве, активном партнере зарубежных стран по взаимодействию в культурных, научных, гуманитарных, информационных сферах деятельности и развитию мирохозяйственных связей.

Важной областью деятельности центра является участие в реализации государственной политики развития международного научного и культурного сотрудничества, ознакомление зарубежной общественности с историей и культурой народов Российской Федерации, ее внутренней и внешней политикой, научным, культурным, интеллектуальным и экономическим потенциалом.

В своей деятельности центр содействует развитию контактов по линии международных, региональных и национальных правительственных и неправительственных организаций, в том числе со специализированными организациями и институтами ООН, Европейского Союза, ЮНЕСКО и другими международными организациями.

Зарубежной общественности предоставляется возможность ознакомления с достижениями России в области литературы, культуры, искусства, образования, науки и техники. Этим же цепям служит проведение комплексных мероприятий, посвященных субъектам Российской Федерации, отдельных регионов, городов и организаций России, развитию партнерских отношений между городами и регионами Российской Федерации и других стран.

Несмотря на внимание государства к вопросам культурного обмена, в последние годы сфера культуры находится в жестких рамках рыночных отношений, что существенно сказывается на ее состоянии. Резко снизились бюджетные вложения в культуру. Большинство принятых органами власти нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере не выполняются. Резко ухудшилось материальное положение как отрасли культуры в целом, так и творческих работников в частности. Все чаще учреждения культуры вынуждены заменять бесплатные формы работы на платные.20 В процессе потребления предоставляемых обществу культурных благ начинают преобладать домашние формы; как следствие, происходит снижение посещаемости публичных культурных мероприятий.

Реализация объявленного государством курса на формирование многоканальной системы финансирования культуры на практике осуществляется слабо в силу недостаточной правовой проработанности, несущественности предоставляемых налоговых льгот для спонсоров, неокончательного формирования самого слоя потенциальных спонсоров - частных предпринимателей. Гарантируемые налоговым законодательством льготы зачастую являются односторонними, так как касаются в основном только государственных организаций культуры.

Очень важным признаком, свойственным сегодняшней культуре страны, является насаждение в обществе ценностей западной (прежде всего, американской) цивилизации, что находит свое отражение в резком увеличении в культурном предложении доли продуктов западной массовой культуры. Это происходит в ущерб внедрению в общественное сознание традиционных для российской ментальности норм и ценностей, к снижению культурного уровня общества, особенно молодежи.21

                      2.1.Понятие международного культурного обмена

В современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня нет ни одной страны, которая бы не уделяла пристального внимания вопросам построения прочных культурных контактов с народами других государств.

Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей.22 Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть построена вся система современных международных отношений.

Многовековой опыт культурных контактов, которые ведут свое начало еще с древнейших времен, имеет большое значение и при разработке основных направлений, форм и принципов международного культурного взаимодействия.

Теоретическая и практическая значимость культурных связей в современном политическом пространстве, активные процессы интеграции и глобализации в современном мире, проблемы культурной экспансии диктуют необходимость обращения к вопросам международного культурного обмена в системе международных отношений.

Культурный обмен в системе международных отношений обладает определенной спецификой, которая продиктована основным содержанием понятия культуры и сущностью определения международных отношений. Международный культурный обмен включает в себя все особенности культуры и отражает основные этапы ее формирования, которые непосредственно связаны с контактами между народами, государствами, цивилизациями и являются частью международных отношений. Культурные связи имеют существенное отличие от международных отношений в том, что культурный диалог между странами продолжается и тогда, когда политические контакты осложнены межгосударственными конфликтами.

Таким образом, учитывая специфику международных культурных связей, можно прийти к следующим определениям данного понятия – к общему и частному.

Культурный обмен в системе международных отношений – это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей по государственной и не государственной линии, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные международные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладающий значительной устойчивостью и широтой влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь.

Информация о работе Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами