Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 11:31, контрольная работа
К особенностям развития социологии XX века необходимо отнести процесс воссоздания западноевропейской социологии и приход в Европу американской социологии. Она оказывает влияние и увеличивает тягу европейской социологии к эмпиризму. На основе этого взаимодействия происходит интернационализация дальнейшего развития социологии, то есть переход от национального и регионального к межрегиональному её развитию. Обилие центров, направлений, течений обеспечивало плюрализм, постоянную полемику и продвижение социологии вперед.
Введение
К особенностям развития социологии XX века необходимо отнести процесс воссоздания западноевропейской социологии и приход в Европу американской социологии. Она оказывает влияние и увеличивает тягу европейской социологии к эмпиризму. На основе этого взаимодействия происходит интернационализация дальнейшего развития социологии, то есть переход от национального и регионального к межрегиональному её развитию. Обилие центров, направлений, течений обеспечивало плюрализм, постоянную полемику и продвижение социологии вперед.
Для эмпиризма, и для структурного функционализма характерна общая черта - стирание границ, линий конфронтации и синтез «непримиримых школ» социологической мысли. Этот процесс был характерен и для работы Международных конгрессов, которые способствовали «научной восприимчивости» социологического сообщества. Появились некоторые общие теоретико-методологических ориентации концептуальных школ. Данное движение в социологии сопровождается и инструментальными изменениями, где ведущее место занимают научно-исследовательские центры, лаборатории, исследовательские группы (команды), в которых сотрудничают социологи, социальные кибернетики, психологи и по необходимости представители других наук. Для них характерна демократическая организация научно-практической работы, идущая на смену традиционным отношениям в школе - «учитель-лояльные ученики». Теперь в качестве организатора социологических исследований выступает известный ученый, который утверждается директором-распорядителем гранта: он подбирает себе штат сотрудников, арендует помещение, берет напрокат необходимое оборудование и так далее.
В Англии - это Центр исследования массовых коммуникаций, Институт исследования общностей; во Франции - Центр социологических исследований, Институт социальных наук о труде; в ФРГ - Институт дермоскопии, Франкфуртский институт социальных исследований .
При этом разнообразная исследовательская деятельность в большинстве случаев происходит стихийно и зависит от инициативы ученых и от инициативы государственных структур, предпринимателей, различных фондов и тому подобное, финансирующих исследования. В силу того, что проведение социологических исследований требует значительных финансовых затрат, социолог оказывается в сложных отношениях с заказчиком, регламентируемых условиями заключаемого договора.
На рубеже 40-50-х годов возрождение западноевропейской социологии проходило с приоритетом эмпирической традиции. Да и сам термин «социология» применяется, прежде всего, к прикладным исследованиям. Обусловлено это было, во-первых, ослаблением интереса к общетеоретическим поискам в период второй мировой войны. Во-вторых, практическими общественными нуждами восстановления европейских стран, которым как нельзя лучше соответствовала инженерно-прикладная направленность американского эмпиризма. Под воздействием его в европейской социологии становится доминирующим подъем прикладной социологии, а опыт эмпирических исследований - эталоном и неизменным фондом заимствований.
Только на рубеже 50-60-х годов данная тенденция дополняется возрождением европейских традиций теоретической социологии с постановкой широкомасштабных социально-философских и актуальных политических проблем: противоречия капиталистического мира, отношения с социалистическим и «третьим» мирами, критика существующего статус-кво и другое.
Прикладная социология тяготела к потребностям практики и прямым заказам с её стороны. Здесь царит фигура исследователя - представителя специализированной социологической организации, осуществляющей исследования по определенному заказу. В них научная истина является лишь инструментальной ценностью, которая служит достижению иных целей. Расширение диапазона прикладных исследований сопровождается активной разработкой стартовых парадигм теорий социологии.
Структурно - функциональный анализ.
Основу функционализма составляют: натуралистический подход к исследованию социальной реальности; естественнонаучная методология и системные качества общества; попытка перечислить все необходимые условия, обеспечивающие равновесие и «порядок» социальной системы, все составляющие ее элементы, механизмы ее интеграции. Обвинения в антиисторизме структурный функционализм пытался опровергнуть:
а) разработкой неоэволюционизма;
б) созданием ряда теорий «социального изменения», учитывающих значение дисфункциональных элементов в социальной системе;
в) поворотом к изучению «социального конфликта», апеллирующему к работам К. Маркса;
г) выработкой синтеза структурно-функциональной модели равновесия и модели конфликта, обычно выражающейся в функциональных терминах;
д) созданием общей теории социальных систем.
Наиболее полно основы функционализма сформулировал Т. Парсонс (1902—1979). Он стремился обосновать центральную идею своего социального учения, идею «социального порядка», в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Т. Парсонс построил концептуальную схему, в центре которой находится процесс взаимодействия социальных систем, окрашенных личностными характеристиками и ограниченных культурой. Поворот к структурному функционализму наметился в статье «Нынешние позиции и перспективы систематической теории в социологии» (1945 г.), в которой были изложены основополагающие идеи нового подхода. В его основе лежал принцип, что анализ любого социального действия, состоящего из совокупности единиц действия и нескольких видов социальных отношений (статусно-ролевых, нормативно-ценностных, технологических), может проводиться как часть исследования некоторой системы с «сохраняющимися границами». Если объяснение социальной жизни и человеческих событий вообще возможны, то должен быть комплекс законов, в связи с которыми такие объяснения подтверждаются. Ими как раз и являются универсальные законы о социальных системах, раскрытие которых составляет общую теорию социологии.
Главным понятием структурного функционализма стало понятие «социальная система действия», выражающее спонтанный устойчивый результат возникающих между людьми социальных действий. С его помощью Т. Парсонс пытался упорядочить сложную социальную действительность и подвергнуть теоретическому анализу, успешно применяемому к различным типам открытых систем. Это открыло дорогу безлично-абстрактному (нейтральному) анализу социальных явлений, потоку системно-кибернетических терминов, сближающих социологию с естественными науками, постановке и решению системно-комплексных задач.
Социальная система представляет собой универсальный способ организации социальной жизни, который возникает в результате взаимодействия (связи) социальных действий на базе диктуемых социальных ролей. Она организуется в упорядоченное и самосохраняющееся целое образцами норм и ценностей, обеспечивающих взаимозависимость частей системы, последующую интеграцию целого. Человеку остается только поиск оптимальных форм этой организации и трудная борьба за их воплощение в действительность, в которых обратная связь помогает поддерживать равновесие социальной системы.
Понятие «структура» у Парсонса - это совокупность устойчивых, стандартизированных отношений индивидов - деятелей (элементов). Отличительной чертой социальных структур является то, что действующие лица выполняют определенные роли относительно друг друга. Понятие роли здесь соединяет действующее лицо с некоторой социальной структурой, вводя её в определенный образ действия, имеющий обязательную силу. Поскольку отношения системы с внешним окружением меняются, необходимо соотносить требования, вытекающие из условия постоянства структуры, и требования данной внешней ситуации. Этот аспект берет на себя функциональная часть анализа.
В социальной системе функционируют социальные связи – взаимодействия, как деятельная реализация ориентации на другое. Это побудило Парсонса ввести понятие «функция» как самое важное: именно оно проводит различие между «аналитической» позицией, и «структурно-функциональной». Данное понятие выражает рассмотрение структурной единицы с точки зрения её отношения к чему-либо, выражения в определенном отношении. Все в мире функционально, и функциональная зависимость - это то, что придает совокупности элементов свойство целостности, которым в отдельности не обладает ни один из них.
Задача социологии как раз и заключается в том, чтобы найти, что для чего предназначено в социальной системе, то есть выяснить роль тех или иных элементов структуры в упорядочении, сохранении и работе системы.
Функциональная дифференциация разделяет общество на автономные подсистемы. Им присуща своя динамика, ими управляют свои силы, что ставит перед обществом вопрос интеграции - иначе система может потерять самоконтроль и начать разрушаться. Отсюда основной проблемой социологии является интеграция социальных систем разных уровней. Для этого изучаются структуры и процессы, которые имеют отношение к интеграции систем, то есть преимущественно их функциональный аспект.
Исходя из этого, Т. Парсонс начал анализ социальной системы действия не с рассмотрения структурных элементов, а с выявления основных функциональных требований, без которых они и система в целом существовать не могут. Это позволило ему разработать общие теоретико-методологические установки и схемы объяснения, а также методику и технику исследования, противостоящую эмпиризму.
Общество надо изучать как систему чего-то, и Т. Парсонс рассматривает его как функционирующую систему. Последняя объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости, которая дает свойство целостности. Т. Парсонс, в отличие от мертоновского функционализма, исходил из четырех функциональных парадигм - «функциональных императивов», которым подчиняется существование любой социальной системы - адаптации, целеориентации, интеграции и поддержания образца Они составляют необходимые условия для образования целостности и поддержания равновесия как основной ценности социальной системы.
Модель социальной системы
Функция |
Подсистема |
Социальные институты |
Исполнители норм-ролей |
Адаптация |
Экономика |
Заводы, банки |
Предприниматель-работник |
Целеориентация |
Политика |
Партии, движения |
Функционер-рядовой член |
Интеграция |
Институты социального контроля |
Государственный аппарат |
Чиновник-гражданин |
Поддержание образца |
Социализация |
Семья, школа, религия |
Учитель-ученик |
теоретический социология европейский
Вывод структурного функционализма: система не может выжить и функционировать, если не решены её основополагающие проблемы. Поэтому данный анализ начинается с выяснения этих проблем; Т. Парсонс выделяет четыре функциональных проблемы, касающиеся любой системы:
1. Проблема рациональной организации и распределения материальных, человеческих и культурных ресурсов. Эти функциональные требования известны как проблемы адаптации, чтобы выжить, система должна приспосабливаться как к внутренним ситуациям, так и к изменениям внешней среды.
Данной функции соответствует экономика: она поставляет и распределяет материальные продукты, необходимые для удовлетворения определенных физических потребностей всех членов общества таким образом, чтобы они могли выжить. Указанной подсистеме соответствуют такие социальные институты, как заводы, банки, магазины и тому подобное, осуществляющие регулирование адаптационными процессами. Нормы-роли, которые выполняются в рамках отношений: предприниматель-работник, потребитель и тому подобное.
2. Проблема определения основных целей и поддержания процесса их достижения. Данной функции соответствует подсистема - политика и политические организации - партии, движения и тому подобное. Они вырабатывают целевые установки и занимаются политическими видами деятельности через функционеров, побуждая членов общества работать на эти цели.
3. Проблема интеграции - сохранения устойчивости, внутреннего единства, солидарности. Данная функция осуществляется институтами социального контроля посредством создания и поддержания общих норм и ценностей, набора символов и общей культуры. Преднамеренное влияние общества на поведение людей осуществляется через определенную организацию - государственный аппарат и институциональные средства, чтобы успешно справляться с нарушениями равновесия и воспроизводства системы теми или иными формами побуждения или принуждения.
4. Проблема поддержания образца, мотиваций деятелей при исполнении ими требуемых социальных ролей и устранения скрытых напряжений в системе личностной мотивации (проблема латентности). Социальная система для сохранения существующего порядка должна выработать процесс и механизм социализации людей, позволяющие им приобретать свою индивидуальность и одновременно реализовать нормы-роли данного общества, развивать потребность подчинения этим нормам.
С введением Т. Парсонсом и Э. Шилзом указанных понятий наметился существенный сдвиг в теории от анализа структур к анализу функций. Структуры стали рассматриваться с точки зрения их функциональных последствий для решения названных четырех проблем: взаимосвязь между частными структурами стала анализироваться с точки зрения ее влияния на те условия, которые каждая из структур способна удовлетворить.
Тем самым, Т. Парсонс и Э. Шилз попытались решить проблему развития и изменения системы путем приведения ее в соответствие с требованиями нормативной модели. Их подход остался нормативистским. Т. Парсонс предпринял еще одну попытку совместить идею эволюционизма со своей социологической схемой. Он обратился к проблеме человека и попытался объяснить процесс усложнения социальных систем через все возрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами в системе. Он утверждал, что процесс все возрастающей дифференциации ролевых функций оказал воздействие на эволюцию человеческих обществ и конкретных социальных систем. На ранних этапах человеческой эволюции различные ролевые функции выполнялись одним лицом. В современном мире произошла дифференциация ролевых функций, которые стали выполняться различными лицами. Таким образом, вывод: современные общества эволюционировали в высокодифференцированные структуры, способные осуществлять эффективный контроль над окружением. Тем самым они достигли не только экономической, но и культурной продуктивности, притом в такой степени, о которой на ранних стадиях не имели никакого представления. Т. Парсонс сумел подняться над функционализмом, приспособив его к требованиям эволюционного подхода. Однако сохранить функционализм оказалось возможным, только лишив эволюционизм присущего ему духа развития и прогресса. Содержание социальной эволюции свелось у Т. Парсонса к усложнению системы и увеличению ее адаптивной способности.
Информация о работе Основные направления современной западной социологии