Основные направления современной западной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

К особенностям развития социологии XX века необходимо отнести процесс воссоздания западноевропейской социологии и приход в Европу американской социологии. Она оказывает влияние и увеличивает тягу европейской социологии к эмпиризму. На основе этого взаимодействия происходит интернационализация дальнейшего развития социологии, то есть переход от национального и регионального к межрегиональному её развитию. Обилие центров, направлений, течений обеспечивало плюрализм, постоянную полемику и продвижение социологии вперед.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Осознание глубоких противоречий бихевиористского подхода, а также мысли о несводимости человеческого поведения к набору реакций на внешние стимулы, о способности человека творчески осмысливать свою социальную среду побудили ряд социологов интерпретировать поведение с точки зрения того значения, которое личность (или группа) придает тем или иным аспектам ситуации. Для обоснования этой идеи социологи-теоретики обратились к теориям символического интеракционизма, к феноменологической социологии.

 

 

  1. Теория символического интеракционизма

 

Символический интеракционизм (Г. Блумер, А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс и др.) в своих теоретических построениях делает главный акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

По мнению самих американских социологов, символический интеракционизм стремится к описанию человеческих взаимодействий и общества с позиций приспособления и отказа от приспособления друг к другу игроков в игре. Поскольку игры имеют правила, символические интеракционисты предпочитают фокусировать внимание на том, как игроки в зависимости от хода взаимодействия создают, поддерживают и осознают правила игры.

Создателем теории символического интеракционизма является американский ученый Дж. Герберт Мид (1863-1931). Сам Мид считал свою социальную психологию бихевиористской на том основании, что она начинается, с наблюдения реального протекания социальных процессов.

Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (межиндивидуальных взаимодействий); попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. Особое значение придается языковой символике. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

Мид рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает, согласно Миду, превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого Я. Сознательная регуляция поведения описывается как непрерывное соотнесение представления о своей роли с представлением о самом себе, со своим Я. Я как то, что может быть объектом для самого себя, является, в сущности, социальным образованием и возникает в ходе реализации социального опыта.

Согласно концепции символического интеракционизма в изложении

Г. Блумера (1900-1987), люди действуют по отношению к объектам, ориентируясь прежде всего на значения, которые придают этим объектам, а не на их субстанциональную природу. Эти значения формируются и переформировываются в процессе социального взаимодействия. Социальная реальность далека от того, чтобы быть стабильной. Она подвижна и является продуктом взаимосогласования значений между тесно взаимосвязанными совокупностями действующих лиц . Эти лица вовлечены в бесконечный поток интерпретаций, оценок, определений и переопределений ситуаций, так что лишь четкие индуктивные процедуры могут помочь в деле объяснения поведения.

Следуя терминологии М. Вебера социологи называют символический интеракционизм «теорией действия». Другие именуют его «ролевой теорией».

 

Вывод

 

Наличие демаркационной линии между теоретической и прикладной социологией ведет к тому, что, их различие принимает характер процесса дивергенции, который в принципе противоречит построению социологии как единой неуки. Данная парадоксальная ситуация вызывала чувство неуверенности, которое испытывали многие её ведущие представители. Оно проистекало из понимания того, что находясь в подобной ситуации, социология неспособна быть на уровне новых проблем. Эмпирические исследования аккумулируют социологические данные, дают толчок к поиску новых теорий, заставляя пересматривать их основания.

Однако «классические» положения теоретической социологии оказались неспособными понять и предвидеть состояния, требования социальной реальности, когда последние явно противоречат первым. Структурный функционализм говорил о стабильности системы и т. п., но только не о тех дисфункциях и конфликтах, которые в 60-е годы имели место в действительности и свидетельствовали о кризисе социальной системы.

Образовался очевидный разрыв между тем, что может дать и дает социология на её нынешнем этапе. Это - яркое свидетельство кризиса, проявлением которого стал тупик социологии. Несмотря на широкое распространение классической социологии, она оказалась бессильной, неспособной отвечать на проблемы современности. По отношению к ней социальная реальность как бы «хитрила». Отсюда возникала настоятельная потребность поиска выхода социологии из данного состояния. Необходимо приблизить ее к реальности, то есть преодолеть разрыв между эмпирическим и теоретическим уровнями социологии, эмпирическими исследованиями и теоретическими обобщениями на пути создания единой автономной науки. Таким образом, кризис социологии выступал как соответствующая прелюдия к возникновению новых теорий, способных совершить поворот в социологии.

 

Список литературы:

 

  1. История социологии.- Минск, 1993.
  2. История социологии.- Минск, 1997.
  3. Американская социологическая мысль.- М.: издательство МГУ, 1994.
  4. История теоретической социологии. Т. 1-3.,- М., 1998.
  5. Современная западная социология. Словарь М.: 1990.
  6. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
  7. Арон Р. Этгпы развития социологической мысли.- М.: Прогресс, 1993.
  8. Американская социология: перспективы, проблемы, методы.- М.: 1972.
  9. Основы социологии. Курс лекций. М.: 1993. Раздел II.
  10. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия.
  11. М.: Наука, 1994. Современная западная социология:
  12. Классические традиции и поиски новой парадигмы. М., 1990.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Основные направления современной западной социологии