Основные принципы и особенности федеративного устройства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 г.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".

Содержание работы

Глава 1. Федеративное устройство России 3
1.1. Развитие федеративного устройства России 3
1.2. Федеративное устройство современной России 4
Глава 2. Принципы федеративного устройства России 5
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов 5
2.2. Равноправие субъектов федерации 6
2.3. Государственная целостность 7
2.4. Единство системы государственной власти 8
2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ 9
2.6. Равноправие и самоопределение народов 13
Список использованной литературы: 15

Файлы: 1 файл

Контрольная по правоведению.docx

— 46.31 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра социальных наук,

педагогики и права

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Правоведение»

Тема № 12 Основные  принципы и особенности  федеративного устройства России

 

Выполнил  студент Аникин Денис Алексеевич

Учебной группы 10 ВА/б-2 шифр 12.111400.012

 

 

Контрольная работа

сдана 21.11.12

 

 

Контрольную работу                                                   Допущен к защите:

проверил 

 

 

Контрольная работа

зачтена

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2012 г.

 

Оглавление

 

Глава 1. Федеративное устройство России 3

1.1. Развитие федеративного устройства России 3

1.2. Федеративное устройство современной России 4

Глава 2. Принципы федеративного устройства России 5

2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов 5

2.2. Равноправие субъектов федерации 6

2.3. Государственная целостность 7

2.4. Единство системы государственной власти 8

2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ 9

2.6. Равноправие и самоопределение народов 13

Список использованной литературы: 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 1. Федеративное устройство России

1.1. Развитие федеративного устройства  России

Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным  государством. Она была провозглашена  в границах дореволюционной, царской  России. Однако многонациональность  России и провозглашение советской  властью права наций на самоопределение  активизировали тенденцию к распаду  России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное  движение народов, разбуженных Февральской  революцией 1917 г.

Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов  рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила  Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный  и добровольный, а, следовательно, тем  более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".

Принятая в июле 1918 г. Конституция  Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила  федеративный принцип организации  государственного единства РСФСР.

В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии  была автономная республика. Однако уже  во второй половине 1918 г. создается  новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться  еще одна форма автономии - автономная область. К концу 1922 г. основная масса  народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов  центральной власти. После издания  общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные  съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии  реализовывался.

Высшей формой автономии  была автономная республика, которая  являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).

Наряду с внутренним развитием  Российской Федерации в 1917 - 1922 годах  возникают и развиваются ее связи  с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время.

Вступление РСФСР в  состав Союза ССР совпало с  завершением становления самой  Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма  автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной  другой союзной республике они не создавались.

В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении  стало преобразование округов Горской  АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.

Важным этапом в государственном  строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции  РСФСР. Эта Конституция закрепила  наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись  в Конституции, а также, подчеркнем еще раз, упомянула при установлении системы местных органов государственной  власти о наличии в Республике национальных округов. В Конституции  в самых общих чертах определялся  правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции  этих республик В годы Великой Отечественной войны сталинский тоталитарный режим предпринял ряд репрессивных мер по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками.

Конституция РСФСР 1978 г. вновь  зафиксировала суверенный статус РСФСР  и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации  находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.

Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила  федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено  в ст. 5 Конституции, между собой  равноправны во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти.

1.2. Федеративное устройство современной  России

Сегодня Российская Федерация  является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных  округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального  законодательства в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  и т. д. Кроме того, до сих пор  отсутствует сбалансированные отношения  между центром и субъектами федерации.

В российской конституционной  практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации  фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного  закона государствами; учредительным  документом республики является конституция, а иных субъектов - устав. Республики и автономии строятся по национальному  признаку, однако только республикивправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.

Наблюдая процесс поступательного развития федерализма во многих странах и сравнивая этот процесс с эволюционным изменением федерализма в России, многие задаются вопросом: каковы же реальные перспективы развития российского федерализма в будущем?

Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в  настоящем или как он проявится в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.

1. В условиях перехода  от старой формы государственного  устройства к новой модели  федеральных отношений наметилась  тенденция учета мирового опыта  федерализма и выработки оптимального  пути федерирования Российского государства.

2. Сохранена тенденция  перегруппировки субъектов Российской  Федерации (в сторону увеличения  либо уменьшения).

3. В настоящее время,  в результате сложной политической  практики - борьбы компромиссов, наработки  конкретного опыта, наметилась  тенденция переосмысления федерализма  в России. Формируется новая концепция  "кооперативного федерализма".

4. В Конституции Российской  Федерации в системе распределения  полномочий между центром и  субъектами федерации все более  вырисовываются тенденции субсидиарных  взаимоотношений.

5. Тенденции четкой и ясной структуризации и правового оформления субъектов Российской Федерации, форма государственного устройства России, строительства и функционирования ее правовой системы, согласно которому Российская Федерация как демократическое федеративное правовое государство состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 1, ч. 1 и ст. 5, ч. 1 Конституции РФ).

6. Выверены подходы к  определению понятия суверенитета.

7. Наличие разнообразных  форм национально-государственного  самоопределения (республики, автономная  область, автономные округа) породило  тенденцию максимального учета  национальных интересов Российского  общества в целом и составляющих  его народов.

Глава 2. Принципы федеративного устройства России

2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Верховенство федеральной  Конституции и федеральных законов  на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие  «федеральные законы» в контексте  данной статьи следует понимать в  его широком значении, т. е. и как  собственно федеральные законы, и  как федеральные конституционные  законы.

Верховенство федеральных  законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение». Из этого вытекает требование точного  соответствия Конституции и федеральным  законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов  и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации В ч. 1 ст. 76 говорится, что «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации».

Ч. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает  гарантии и пределы действия и  применения федеральных законов, а  также законов и иных актов  субъектов Федерации, изданных по предметам  ведения Российской Федерации, а  также по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».

Из данного положения  вытекают два практических последствия.

Во-первых, любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон  республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного  ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как согласно Конституции в этом случае действует федеральный закон.

Во-вторых, приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных  органов - Правительства, федеральных  министерств, государственных комитетов  и иных ведомств, поскольку они  также изданы в Российской Федерации.

Из данной формулы вытекает то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его  указы и распоряжения не должны противоречить  Конституции Российской Федерации  и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

Такого ясного признания  приоритета не только законов, но и  иных актов (например, уставов) субъектов  Федерации не содержалось в текстах  прежних российских конституций. Признание  приоритета актов субъектов Федерации  по вопросам их собственного регулирования  полностью соответствует ст. 73 Конституции  и юридически гарантирует положение  о том, что субъекты Федерации  вне пределов, указанных в данной статье, «обладают всей полнотой государственной  власти».

Следует также добавить, что индивидуальные правовые акты должны соответствовать нормативным, а  если федеральный закон имеет  приоритет перед тем или иным нормативным актом, то ему должен соответствовать и ненормативный акт. В случае его расхождения с законом действует закон.

Несмотря на то, что в  Конституции Российской Федерации  определены основные принципы верховенства Конституции и федеральных законов, «данный основополагающий государственный  принцип нарушается». Так, во многих республиках Российской Федерации  закреплено юридическое верховенство их конституций по отношению к  федеральной Конституции (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика).

Некоторые субъекты установили в одностороннем порядке приоритет  республиканского законодательства над  федеральным, закрепили право приостановления  на территории республики действия законов  и иных нормативных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции  или законам субъектов Российской Федерации (Саха, Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан).

2.2. Равноправие субъектов федерации

Конституция Российской Федерации  в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».

Информация о работе Основные принципы и особенности федеративного устройства России