Основные принципы и особенности федеративного устройства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 г.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".

Содержание работы

Глава 1. Федеративное устройство России 3
1.1. Развитие федеративного устройства России 3
1.2. Федеративное устройство современной России 4
Глава 2. Принципы федеративного устройства России 5
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов 5
2.2. Равноправие субъектов федерации 6
2.3. Государственная целостность 7
2.4. Единство системы государственной власти 8
2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ 9
2.6. Равноправие и самоопределение народов 13
Список использованной литературы: 15

Файлы: 1 файл

Контрольная по правоведению.docx

— 46.31 Кб (Скачать файл)

Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного  ведения (ст. 72), а также полноту  государственной власти субъектов  Российской Федерации (ст. 73).

Конституционные требования организации публичной власти в  России предполагают неукоснительное  соблюдение органами власти ст. 71 Конституции  Российской Федерации, устанавливающей  предметы исключительного ведения  Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение  субъектов Российской Федерации  или в сферу их совместного  с Российской Федерацией ведения  иначе, чем через внесение изменений  в Конституцию Российской Федерации.

Следовательно, по предметам  ведения Российской Федерации к  полномочиям федеральных органов  государственной власти должна относиться вся полнота, прежде всего, регулятивных и контрольных полномочий.

Согласно ст. 71 Конституции  РФ, «в ведении Российской Федерации  находятся:

а) принятие и изменение  Конституции Российской Федерации  и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы  федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и

деятельности; формирование федеральных органов государственной  власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного  и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ  единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и  международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны  и мира;

л) внешнеэкономические отношения  Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение  порядка продажи и покупки  оружия, боеприпасов, военной техники  и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств  и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и  уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование  интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды  и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная  служба.

Согласно ст. 72 Конституции  РФ, «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных  правовых актов краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции  Российской Федерации и федеральным  законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования  и распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной  собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов  налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды  обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных  и внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации, выполнение международных  договоров Российской Федерации.

«Вне пределов ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации  обладают всей полнотой государственной  власти» (ст. 73 К. РФ).

 «Исключительность» предметов ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается прежде всего в том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Поэтому органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  могут осуществлять по предметам  ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.

Федеральные законы не могут  противоречить федеральным конституционным  законам (ч. 3 ст. 76 К. РФ).

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов  и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 К. РФ).

Законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам, принятым в  соответствии с частями первой и  второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в  Российской Федерации, действует федеральный  закон (ч. 5 ст. 76 К. РФ).

Из данного положения  вытекают два практических последствия: любой акт субъекта Федерации, в  том числе и закон республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного  ведения Российской Федерации и  ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так  как согласно Конституции в этом случае действует федеральный закон; приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов - Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и иных ведомств, поскольку они также изданы в Российской Федерации.

Из данной формулы вытекает также то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы  Президента Российской Федерации, поскольку  его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

В случае противоречия между  федеральным законом и нормативным  правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей  статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 76 К. РФ).

Такого ясного признания  приоритета не только законов, но и  иных актов (например, уставов) субъектов  Федерации не содержалось в текстах  прежних российских конституций. Признание  приоритета актов субъектов Федерации  по вопросам их собственного регулирования  полностью соответствует ст. 73 Конституции  и юридически гарантирует положение  о том, что субъекты Федерации  вне пределов, указанных в данной статье, «обладают всей полнотой государственной  власти».

Во всех частях ст. 76 К. РФ речь идет о порядке разрешения противоречий между федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами. Это, однако, не означает, что законам  могут противоречить ненормативные  акты, в частности акты о назначении либо смещении должностных лиц, изданные с нарушением федерального закона, имеющего приоритет по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации.

Индивидуальные правовые акты должны соответствовать нормативным, а если федеральный закон имеет  приоритет перед тем или иным нормативным актом, то ему должен соответствовать и ненормативный  акт.                                                                                                                        

31.03.1992 был подписан Федеративный  договор по разграничению предметов  ведения и полномочий между  федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Федерации.

Вопрос о разграничении  предметов ведения между федерацией и ее субъектами - это вопрос Конституции».

Итак, в действительности, несмотря на данный принцип федеративного  устройства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, не вступая в  открытую конфронтацию с федеральной  властью, идут на установление такой  системы государственного управления, в рамках которой принимаются  нормативные акты, противоречащие Конституции  Российской Федерации и федеральному законодательству.

2.6. Равноправие и самоопределение  народов

Конституция Российской Федерации  исходит из принципа равноправия  и самоопределения народов в  Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших  достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как  и всякая юридическая норма, право  на самоопределение может быть реализовано  лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

Право на самоопределение  оправданно, когда конкретный народ  или народы подвергаются угнетению  или дискриминации по национальному  признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать  свои права и пользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с  общепризнанными нормами международного права, в том числе если нарушается право каждого гражданина участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей.

Очевидно также, что реализация права на самоопределение не должна приводить к нарушению правовых норм, соблюдение которых предусмотрено  международным правом.

При реализации права народа на самоопределение ничто не должно толковаться как «санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расширению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».

Все сказанное нисколько  не ущемляет права народов на самоопределение. Оно признается и может быть реализовано  в различных формах, в числе  которых и вхождение в состав другого государства, однако только при соблюдении указанных выше условий. Как известно, многие народы, проживающие  на территории Российской Федерации, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке  государственных органов Российской Федерации. Так возникли, например, Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение  в составе Российской Федерации  помогло становлению как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации как суверенного государства.

Закрепленный статьей  принцип равноправия народов  в Российской Федерации означает также, что во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской Федерации  между собой равноправны. Тем  самым действующая Конституция  положила конец претензиям руководителей  отдельных субъектов Федерации  на особое положение этих субъектов  в Федерации.

В Конституции РФ также  сказано, что «Российская Федерация  гарантирует всем ее народам право  на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и  развития» (ч. 3 ст. 68).

В соответствии с ч. 3 ст. 68 Конституции РФ серьезное внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Так, в ст. 4 Закона «О языках народов Республики Хакасия» определяется, что республика создает условия для сохранения и развития языков малочисленных народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований.

Информация о работе Основные принципы и особенности федеративного устройства России