Основные принципы и особенности федеративного устройства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 г.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".

Содержание работы

Глава 1. Федеративное устройство России 3
1.1. Развитие федеративного устройства России 3
1.2. Федеративное устройство современной России 4
Глава 2. Принципы федеративного устройства России 5
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов 5
2.2. Равноправие субъектов федерации 6
2.3. Государственная целостность 7
2.4. Единство системы государственной власти 8
2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ 9
2.6. Равноправие и самоопределение народов 13
Список использованной литературы: 15

Файлы: 1 файл

Контрольная по правоведению.docx

— 46.31 Кб (Скачать файл)

В Декларации о государственном  суверенитете РСФСР и Декларации «О языках народов России» провозглашены  принципы обеспечения представителям наций и народностей, проживающим  за пределами своих национально-государственных  образований или не имеющим их на территории России, их законных этнических и культурных прав, особой заботы и  внимания государства к языкам малочисленных  народов. Если не принять меры к сохранению таких языков, они скоро могут  исчезнуть бесследно.

Российская Федерация  оказывает моральную, материальную и организационную поддержку  соотечественникам, живущим за пределами  России. Так, 15 мая 1992 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве в области образования государств - участников СНГ, которое предусматривает содействие удовлетворению образовательных потребностей населения, принадлежащего к национальным меньшинствам и самобытным этническим группам, в том числе создание условий для получения образования на родном языке, оказание взаимной помощи в обеспечении и разработке оригинальных учебников и иной учебно-методической литературы, в подготовке и переподготовке педагогических кадров для национальных меньшинств и этнических групп.

Следует сказать, что новой  формой самоопределения народов  в Российской Федерации является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение  граждан Российской Федерации, относящих  себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации  в целях самостоятельного решения  вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Настоящий Федеральный закон  определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан  Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Согласно ст. 69 Конституции  РФ, «Российская Федерация гарантирует  права коренных малочисленных народов  в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

В настоящее время в  Российской Федерации насчитывается  свыше 60 малочисленных народов, из которых  почти 35 не имеют каких-либо национально-территориальных  образований. Среди них алеуты, ительмены, кеты, нганасаны, юкагиры и др.

Российская Федерация, регулируя  правовой статус коренных малочисленных  народов, обязалась исходить из принципов  и норм, содержащихся в международном  праве, и заключенных ею международных  договоров.

В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия  и самоопределения народов, право  каждого человека обладать всеми  правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то в отношении  расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального  или социального происхождения, имущественного, сословного или иного  положения.

Соответственно в Международных  пактах о правах человека 1966 г. закрепляется обязанность всех государств обеспечивать провозглашенные в них права  всем лицам без какой бы то ни было дискриминации в отношении расы, языка, религии и т. д.

Наряду с федеральным  законодательством в Российской Федерации действует также законодательство субъектов Федерации, регламентирующее статус национальных административно-территориальных  единиц и статус родовых общин  и родовых угодий малочисленных  народов Севера и Дальнего Востока. Среди таких актов можно назвать  Закон Бурятской ССР от 24.10.1991 «О правовом статусе эвенкийских  сельских (поселковых) Советов народных депутатов на территории Бурятской  ССР», Закон Республики Саха (Якутия) от 23.12.1992 «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера, Положение  от 7.02.1992 «О статусе родовых угодий в Ханты-Мансийском автономном округе».

Заключение

Закрепление в Конституции  Российской Федерации федеративного  устройства России не означает, что  основы и формы сложившейся федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление Федерации  на субъекты, хотя сами субъекты могут  быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена  нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.

Принципы устройства федеративного  государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между  федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти  принципы под видом все более  демократических, реальных моделей  федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного  государства, к стиранию граней между  такими качественно различными формами  государственных образований, как  «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».

Современная форма государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность с федеративной природой РСФСР (сочетая национально-государственный  и территориальный принцип устройства), свидетельствует об уникальности российского  федерализма по сравнению с классическими  федерациями зарубежных стран. Эта  уникальность есть отражение сложного исторического развития территориальных  форм власти в России, полиэтничности ее населения, самобытности отечественной государственности и культуры. Поэтому специфика и особенности российского федерализма нуждаются не в устранении, приспособлении под известные "образцы", а научно-выверенной программе развития. Речь меньше всего идет о наборе декларативных положений, ибо потребность состоит главным образом в четкой, конкретной программе действий, в механизмах и гарантиях ее осуществления, в подключении к этому процессу всех сил общества.

 

Список  использованной литературы:

1. Арзамаскин Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 1 (74).

2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 784.

3. Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство, 2001, №9.

4. Вишняков В. Г. Конституционное  регулирование федеративных отношений  // Голубок С. А. Конституционное  право России. М., 2008. С. 160.

5. Государство и право, 1998, №12.

6. Добрынин Н. М. Российский  федерализм: проблемы и перспективы.  М., 2003, с. 300.


Информация о работе Основные принципы и особенности федеративного устройства России