Основные принципы П.А.Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Проблема социокультурной динамики
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - ученый социолог XX века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

Содержание работы

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Проблема социокультурной динамики ……………………………………………………3
2. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности………………………………………………………………………….10
3. Охарактеризуйте метод анализа документов с помощью контент-анализа. Взяв за смысловую единицу понятие «демографические проблемы» выделите не менее 3 сюжетов, которые возникают в процессе их обсуждения в СМИ……………………………………………………………………………14
4. Список литературы……………………………………………………20

Файлы: 1 файл

социол..doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный  (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 
 

Кафедра философии, истории и права

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Воронова Олеся Валентиновна

 
 

(фамилия, имя, отчество студента)

 
     
 

Институт

ЗФЭИ

курс

4

группа

18 поток

   
     
 

Бакалавр экономики 080100 62 «Экономика» № зачётной книжки 3831311

(код и наименование направления подготовки/специальности)


 
     
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

Социология

 
     
 

На тему

Вариант № 7

 
   

(наименование темы)

 
     
     
                 
                 
                 
         
 

Отметка о зачёте

         
             

(дата)

 
                 
         
 

Руководитель

к.ф.н., доцент

     

Т.Ф. Шубина.

 
     

(должность)

 

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
                 
 

 

 

 
 

 

 

Архангельск 2014

 

 

 

 

Содержание

1. Основные принципы социологии  П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Проблема социокультурной динамики ……………………………………………………3

2. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое  и социальное в человеке. Социологическое понятие личности………………………………………………………………………….10

3. Охарактеризуйте метод анализа  документов с помощью контент-анализа. Взяв за смысловую единицу  понятие «демографические проблемы»  выделите не менее 3 сюжетов, которые  возникают в процессе их обсуждения в СМИ……………………………………………………………………………14

4. Список литературы……………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные принципы  социологии П.А. Сорокина, ее предмет  и структура. Теория социальной  стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Проблема социокультурной динамики

   Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - ученый социолог     XX века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

         В «Системе социологии» Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает что:

Во- первых, социология как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же;

Во - вторых, социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиции нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле истина должна быть отделена от добра, справедливости и подобных принципов и норм;

В - третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е.  изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;

В- четвертых, поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П.Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата;

В - пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Ибо, как утверждал еще М.Ковалевский, монизм в социологии- это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.

Таковы «основные и руководящие принципы» социологии Питирима Сорокина. Опора на реальный опыт и научные данные - это исходные позиции социологического позитивизма, обоснованные О.Контом, Э.Дюркгеймом и другими представителями этого направления. Сорокин всегда отстаивал их и развивал в новых исторических условиях XXв. На новом уровне научных знаний. [8, с. 91]

         Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую.                                             

Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

-социальную аналитику, изучающую  строение, как простейшего социального  явления, так и сложных социальных  единств, образованных той или  иной комбинацией простейших  социальных явлений.

-социальную механику, изучающую  процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.

-социальную генетику; «Задача генетической  социологии - дать основные исторические  тенденции в развитии общественной  жизни людей».

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Она включает в себя социальную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» - писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям».[8, ст. 42]

Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. [8, ст. 92]

Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли своё отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Согласно этой теории всё общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнёс экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.

Меняя профессию или вид деятельности, своё экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. П. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно – из высшего слоя в низший.

Функции социальной циркуляции выполняют различные институты, каналы социальной мобильности. Важнейшие из них: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.                                                                       

Армия играет важную роль особенно в военное время,  то есть в периоды межгосударственных и гражданских войн. Мужество и стратегический талант солдат независимо от их социального положения высоко ценятся в такие периоды. Армия всегда играла специфическую роль «социальной лестницы», благодаря которой простолюдины становились генералами, принцами, монархами, диктаторами. В то же время многие урожденные аристократы, принцы и короли утрачивали свои титулы, звания, состояния, социальные положения и даже лишались жизни. В мирное время армия продолжает играть роль канала вертикальной циркуляции, но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное время.

Вторым каналом вертикальной циркуляции является церковь. Но она выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость.

Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917 г. в Петрограде вышла его книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последующих работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально-полезного труда».

Проблемы революций и войны рассматриваются Сорокиным практически во всех трудах, посвященных исследованию кризиса. Это, в первую очередь, «Социальная и культурная динамика», а также «Кризис нашего времени» (1941), «Человек и общество в беде» (1942), «Забытый фактор войны» (1938), «Причины и  факторы войны и мира» (1942) и «Перспектива и условия мира без войн» (1944).

Общество для Сорокина - результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и  достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».

Центральной в творчестве Сорокина является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие – «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».[6]

В своих работах он дает определение и описание таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: идеациональная (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения[6]

В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан Человеком. Его составные части обобщенно можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом он использует интегрирующее их понятие «смыслы».[5. c.11]

Духовная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная – как их воплощение, социальная культура – как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют эти смыслы. Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, и права привело Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеациональная (умозрительная), идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками:

-тем или иным пониманием реальности;

-природой потребностей;

-степенью удовлетворения потребностей;

-способом их удовлетворения

Каждой суперсистеме свойственны свои детерминирующие культурные качества. В культуре Запада средних веков, которую он называет идеациональной (умозрительной), главной ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее). Появление новых ценностей – чувственности, видимости, слышимости, осязаемости объективной реальности - привело в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностями первого типа они дали новый тип культуры – идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры – чувственный. Он базируется на эмпирических ценностях, на признании смысла объективной действительности, преобладающими являются ценности материального мира. Существует еще один, "смешанный" тип культуры. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.

Информация о работе Основные принципы П.А.Сорокина