Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 12:04, контрольная работа
Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Проблема социокультурной динамики
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - ученый социолог XX века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.
1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Проблема социокультурной динамики ……………………………………………………3
2. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности………………………………………………………………………….10
3. Охарактеризуйте метод анализа документов с помощью контент-анализа. Взяв за смысловую единицу понятие «демографические проблемы» выделите не менее 3 сюжетов, которые возникают в процессе их обсуждения в СМИ……………………………………………………………………………14
4. Список литературы……………………………………………………20
Комментируя вышеприведенный анализ содержания американских и советских газет, В.А. Кузьмичев отмечает: «Важнейшие для воспитания широких масс материалы (политика и экономика) в американской газете отходят на задний план перед оглушающим, развлекающим читателя материалом (сенсации, моды, описание отдельных персон и т.д.). Отсюда – последовательный вывод – американская еженедельная газета не является средством организации внимания читателя вокруг социально важных вопросов. Она отвлекает читателя от них».
Вообще тексты СМИ надо изучать, чтобы:
· знать, какой эффект они производят на людей;
· знать, как создавать такие тексты, которые произведут на людей наибольший эффект;
· в обстановке войны иметь возможность изучать в широких масштабах пропаганду противника, моральный дух населения страны противника, события, происходящие в данной стране.
Такая возможность и по сей день остается большим преимуществом этого метода в арсенале способов изучения других стран, отгороженных разного рода барьерами.
Пример 2.
1927 г., Г. Лассвелл, «Техника пропаганды в первой мировой войне».
Задача: проанализировать, какими социальными моделями поведения манипулирует пропаганда воюющих стран, какие цели ставит она себе в военное время.
Единицы анализа: возможные каналы пропаганды: газеты, централизованные выпуски бюллетеней информационных агентств, пропагандистские материалы в журналах, тексты проповедей и т.д.
Страны, подвергшиеся анализу: воюющие страны – Америка, Англия, Франция, Германия.
Выводы:
· преобладание в анализируемых материалах пропаганды утверждений типа: “мы” защищаемся; “враг” - коварный агрессор; “враг” разрушил рабское благоденствие и поэтому должен быть уничтожен; “мы” победим, “враг” будет уничтожен.
· Для английской пропаганды были характерны доводы гуманности, германская пропаганда апеллировала в великой германской культуре, как нуждающейся в защите.
· Путем обобщения утверждений, заявлений, призывов и действий были получены конечные стратегические цели пропаганды: возбудить ненависть к врагу, укрепить дружбу с союзниками, укреплять дружественные отношения с нейтральными странами, деморализировать противника.
Пример 3.
Исследование проводил А.Шай.
Цель: выявить существование на теоретическом уровне расовую дискриминацию.
Задача: проанализировать наиболее значительные американские газеты и журналы.
Единица анализа: главная фигура газетной или журнальной фотографии.
Проблема: каково соотношение реального и представленного на фотографиях в газетах и журналах уровня профессиональной подготовки героев-негров и героев-белых.
Картина реального соотношения такого профессионального подразделения и данного в иллюстрациях представлена в таблице 2.
Таблица 2
Негры, % |
Белые, % | |||
В жизни |
На фото |
В жизни |
На фото | |
Больше, чем квалифицированные рабочие или служащие |
4 |
5 |
15 |
45 |
Квалифицированные |
5 |
- |
21 |
45 |
Неквалифицированные |
91 |
95 |
54 |
8 |
Пример 4
В социологических исследованиях системы массовых коммуникаций, существующей в среднем промышленно развитом городе СССР (на 1969 г.) в ходе анализа содержания местных СМИ была поставлена задача выявить распределение информации в местных СМИ по хронологии.
Доля «прошлого» в информации местных газет, радио и телевидения колебалась от 23% (максимально – на областном телевидении) до 10% (минимально – в областной партийной газете).
Таблица 3
Структура информации в зависимости от хронологии (в процентах к общему объему информации)
Прошлое время |
Настоящее время |
Будущее время | |
Областное телевидение |
23 |
76 |
1 |
Областная молодежная газета |
22 |
77 |
1 |
Областное радио |
21 |
76 |
3 |
Городское радио |
14 |
82 |
4 |
Городская партийная газета |
14 |
85 |
1 |
Областная партийная газета |
10 |
88 |
2 |
Таким образом, областное радио, областное телевидение и областная молодежная газета в большей степени рассматривают свою аудиторию как общность, организованную во времени: связи ее с историческим прошлым ощущаются ими как существенные и зримые. Наоборот, городское радио, городская партийная газета и в особенности областная партийная газета скорее ориентируются на эту общность, как организованную в пространстве, с меньшим вниманием к историческому опыту.
Можно предположить, что они в большей степени ставят объектом своего внимания именно хозяйственную деятельность той общности, на которую они воздействуют, в большей степени ориентируется на ее хозяйственный ритм.
Список использованной литературы
1. Бондаренко В. М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // Социологические исследования. 1999. № 7
2. Голосенко И. А. Социология Питирима Сорокина // История буржуазной социологии первой половины ХХ века. М., 1979.
3. Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.7: Человек. Индивид. Личность. - М.: ИНФРА-М, 2005.
5.Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 2005 г.
6.Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX в. М., 1994.
7.Согомонов А. Ю. Интегральная социология Питирима Сорокина // История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. М., 1999.
8.Социология: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2012 г.
9.Система социологии/ П.А. Сорокин, Том 1, Наука , 1993г
Дата: 20.05.14. |
Подпись: |
10.Фролов И.Т. Введение в философию. - Т. 2 - М.: Политиздат, 1996 г.
11. Человек. Цивилизация. Общество/ П.А. Сорокин, 1992г.