Основные принципы П.А.Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Проблема социокультурной динамики
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - ученый социолог XX века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

Содержание работы

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Проблема социокультурной динамики ……………………………………………………3
2. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности………………………………………………………………………….10
3. Охарактеризуйте метод анализа документов с помощью контент-анализа. Взяв за смысловую единицу понятие «демографические проблемы» выделите не менее 3 сюжетов, которые возникают в процессе их обсуждения в СМИ……………………………………………………………………………14
4. Список литературы……………………………………………………20

Файлы: 1 файл

социол..doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

         Комментируя вышеприведенный анализ содержания американских и советских газет, В.А. Кузьмичев отмечает: «Важнейшие для воспитания широких масс материалы (политика и экономика) в американской газете отходят на задний план перед оглушающим, развлекающим читателя материалом (сенсации, моды, описание отдельных персон и т.д.). Отсюда – последовательный вывод – американская еженедельная газета не является средством организации внимания читателя вокруг социально важных вопросов. Она отвлекает читателя от них».

         Вообще тексты СМИ надо изучать, чтобы:

· знать, какой эффект они производят на людей;

· знать, как создавать такие тексты, которые произведут на людей наибольший эффект;

· в обстановке войны иметь возможность изучать в широких масштабах пропаганду противника, моральный дух населения страны противника, события, происходящие в данной стране.

Такая возможность и по сей день остается большим преимуществом этого метода в арсенале способов изучения других стран, отгороженных разного рода барьерами.

Пример 2.

1927 г., Г. Лассвелл, «Техника пропаганды  в первой мировой войне».

Задача: проанализировать, какими социальными моделями поведения манипулирует пропаганда воюющих стран, какие цели ставит она себе в военное время.

Единицы анализа: возможные каналы пропаганды: газеты, централизованные выпуски  бюллетеней информационных агентств, пропагандистские материалы в журналах, тексты проповедей и т.д.

Страны, подвергшиеся анализу: воюющие страны – Америка, Англия, Франция, Германия.

Выводы:

· преобладание в анализируемых материалах пропаганды утверждений типа: “мы” защищаемся; “враг” - коварный агрессор; “враг” разрушил рабское благоденствие и поэтому должен быть уничтожен; “мы” победим, “враг” будет уничтожен.

· Для английской пропаганды были характерны доводы гуманности, германская пропаганда апеллировала в великой германской культуре, как нуждающейся в защите.

· Путем обобщения утверждений, заявлений, призывов и действий были получены конечные стратегические цели пропаганды: возбудить ненависть к врагу, укрепить дружбу с союзниками, укреплять дружественные отношения с нейтральными странами, деморализировать противника.

Пример 3.

Исследование проводил А.Шай.

Цель: выявить существование на теоретическом уровне расовую дискриминацию.

Задача: проанализировать наиболее значительные американские газеты и журналы.

Единица анализа: главная фигура газетной или журнальной фотографии.

Проблема: каково соотношение реального и представленного на фотографиях в газетах и журналах уровня профессиональной подготовки героев-негров и героев-белых.

Картина реального соотношения такого профессионального подразделения и данного в иллюстрациях представлена в таблице 2.

Таблица 2 

 

Негры, %

Белые, %

В жизни

На фото

В жизни

На фото

Больше, чем квалифицированные рабочие или служащие

4

5

15

45

Квалифицированные

5

-

21

45

Неквалифицированные

91

95

54

8


 

 Пример 4

В социологических исследованиях системы массовых коммуникаций, существующей в среднем промышленно развитом городе СССР (на 1969 г.) в ходе анализа содержания местных СМИ была поставлена задача выявить распределение информации в местных СМИ по хронологии.

Доля «прошлого» в информации местных газет, радио и телевидения колебалась от 23% (максимально – на областном телевидении) до 10% (минимально – в областной партийной газете).

Таблица 3

Структура информации в зависимости от хронологии (в процентах к общему объему информации) 

 

Прошлое время

Настоящее время

Будущее время

Областное телевидение

23

76

1

Областная молодежная газета

22

77

1

Областное радио

21

76

3

Городское радио

14

82

4

Городская партийная газета

14

85

1

Областная партийная газета

10

88

2


 

 Таким образом, областное радио, областное телевидение и областная молодежная газета в большей степени рассматривают свою аудиторию как общность, организованную во времени: связи ее с историческим прошлым ощущаются ими как существенные и зримые. Наоборот, городское радио, городская партийная газета и в особенности областная партийная газета скорее ориентируются на эту общность, как организованную в пространстве, с меньшим вниманием к историческому опыту.

Можно предположить, что они в большей степени ставят объектом своего внимания именно хозяйственную деятельность той общности, на которую они воздействуют, в большей степени ориентируется на ее хозяйственный ритм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бондаренко В. М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // Социологические исследования. 1999. № 7

2. Голосенко И. А. Социология Питирима Сорокина // История буржуазной социологии первой половины ХХ века. М., 1979.

3. Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.7: Человек. Индивид. Личность. - М.: ИНФРА-М, 2005.

5.Михайлова  Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 2005 г.

6.Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX в. М., 1994.

7.Согомонов А. Ю. Интегральная социология Питирима Сорокина // История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. М., 1999.

8.Социология: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2012 г.

 9.Система социологии/ П.А. Сорокин, Том 1, Наука , 1993г

Дата: 20.05.14.

Подпись:




10.Фролов И.Т. Введение в философию. - Т. 2 - М.: Политиздат, 1996 г.

11. Человек. Цивилизация. Общество/ П.А. Сорокин, 1992г.

 

 


 



Информация о работе Основные принципы П.А.Сорокина