Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 12:04, контрольная работа
Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Проблема социокультурной динамики
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - ученый социолог XX века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.
1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Проблема социокультурной динамики ……………………………………………………3
2. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности………………………………………………………………………….10
3. Охарактеризуйте метод анализа документов с помощью контент-анализа. Взяв за смысловую единицу понятие «демографические проблемы» выделите не менее 3 сюжетов, которые возникают в процессе их обсуждения в СМИ……………………………………………………………………………14
4. Список литературы……………………………………………………20
Культурную динамику Сорокин видит в циклической смене социокультурных типов. Современную ему культуру он относит к «чувственному» типу, но констатирует ее кризисное состояние, обусловленное переходом от одного типа к другому. Им предлагается нравственно-религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «умозрительной» культуре и разрабатывается целая программа преобразования системы ценностей, значений, норм.
Всякая социокультурная система, по Сорокину, – это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определенные ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувство голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.
Сорокин делает вывод о том, что с помощью социоэмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция четкого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловлено новыми качествами, характеризующими исторический прогресс. [11]
2. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности.
Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только социология, но и многие другие науки: криминология, юриспруденция, астрология, теология, литература и др. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии, этике, - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований.
Для того чтобы выделить понятия личности, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».
Существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество, как таковое самостоятельно не существует. Существования отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».
«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек», не фиксируются особенности действия различных биологических факторов (возраст, пол, темперамент), так и различия социальных условий жизнедеятельности. Индивид рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
В человеке едины и взаимосвязаны его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Поэтому индивидуальность составляют все характеристики человека. Все его качества, врожденные и приобретенные, в личности едины.
Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений.
Личность - это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую информацию и оказывать воздействие на окружающий мир по социальным программам.
Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равенства между понятиями личность и человек, личность и индивид. Человек - существо биосоциальное. Преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на течение его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, ответственность за свои поступки - личностью не рождаются, а становятся.
Человек использует биологические качества не только для обеспечения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек - существо биологическое и социальное.
Смысловая близость терминов «индивидуальность» и «личность» - то, что личность индивидуальна, а индивидуальность личности - это ее специфика, приводит к тому, что эти термины нередко употребляются как однозначные, замещают друг друга. В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, или, как писал философ и психолог С.Л. Рубинштейн, «человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных и неповторимых свойств» [11, с. 264].
В своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений.
В этике личность - носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В юриспруденции личность - дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. В педагогике личность - субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств.
Соотношение биологического и социального, рассматривается в философии: сложились две позиции по этому вопросу: первая, природа человека всецело социальна; вторая - она не только социальна, но и биологически нагружена.
Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. «Современная социология -это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах» [8, с. 9]
Социологический подход выделяет в личности социально - типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы.. Индивид совершает поступки, производит какие-то жесты, произносит какие-то слова, но говорит и поступает на самом деле не он, а общество - глобальное или локальное, традиционное или современное: «Голос общества звучит в нем, так сказать, неумолчно, начиная от априорных форм созерцания и кончая самыми интимными решениями о смысле жизни, он находится во власти общества» [4, с. 960].
Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.
3. Охарактеризуйте метод анализа документов с помощью контент-анализа. Взяв за смысловую единицу понятие «демографические проблемы» выделите не менее 3 сюжетов, которые возникают в процессе их обсуждения в СМИ.
Контент-анализ - это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.).Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта. Особенно эффективно использование контент-анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить представление об отличительных особенностях каждой из них. К примеру, использование контент-анализа позволяет на основе подсчета слов, фотографий или газетных столбцов, посвященных тому ли иному кандидату в депутаты, определить его рейтинг в средствах массовой информации.
Контент-анализ может быть содержательным и структурным. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание исследователя на содержании сообщения, тогда как структурный - на количестве и особенностях упоминания контрольного термина или имени в тексте сообщения.
Основными задачами контент-анализа являются:
-выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта.
-выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности текстового сообщения.
-оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия.
Проведение контент-анализа может быть эффективным, если в ходе соответствующей процедуры будет использован специальный кодировальный бланк.
Контент-анализ применяется при исследовании разного рода публикаций политического характера, опубликованных договоров, программ политических партий, радио- и телепередач и т.д. Считается, что с помощью этого метода можно более объективно исследовать происходящие политические явления и процессы.
Исследование начинается с анализа текстов, в которых содержится информация об указанных явлениях и процессах. Прежде всего выделяются соответствующие смысловые единицы; определенные сведения, количественные показатели, оценки, понятия, раскрывающие содержание того или иного политического текста и, следовательно, отражаемого им политического явления
Таким образом, контент-анализ начинается с логической, лингвистической и другой формализации изучаемого текста. Поскольку чаше всего исследуются большие массивы информации, порой весьма сложные, то выделяется множество смысловых единиц и разрабатывается соответствующий математический аппарат их количественного анализа.
Тем самым контент-анализ является методом качественно-количественного изучения текстов с присущими ему процедурами формализации исследуемого материала. Выделенные смысловые единицы подвергаются соответствующим математическим операциям.
Например, подсчитывается число упоминаний тех или иных смысловых единиц, выступающих в качестве единиц счета, а также число выражающих их терминов, словосочетаний; количество текста, относящегося к той или иной смысловой единице, или затраченное на ее упоминание количество времени радио- или телевизионного вещания и т.д. Полученные массивы информации (нередко весьма большие) обрабатываются с помощью современной вычислительной техники.
Пример 1.
Советский исследователь прессы В.А. Кузьмичев, сравнивая в 1930 г. тематику американских (на основе исследования М.Уилли) и 12 советских еженедельных газет, выявил резкую разницу между содержанием советской и буржуазной прессы, о чем говорит таблица.
Таблица 1(в процентах ко всему содержанию анализируемых работ)
Сфера |
США |
СССР |
1. Политика |
6 |
29 |
2. Экономика |
5 |
36 |
3. Культура |
13 |
11 |
4. Сенсация (разоблачения, уголовщина и т.п.) |
5 |
3 |
5. Спорт |
3 |
1 |
6. Персоналии (об отдельных людях) |
24 |
2 |
7. Мнение (редакционные статьи) |
7 |
5 |
8. Развлекательный материал |
1 |
3 |
9. Журнальный материал (рассказы, мода, кулинария, фотографии и т.п.) |
33 |
9 |
10. Смесь |
3 |
1 |