Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 13:07, автореферат
Актуальность исследования. На современном этапе в условиях ускоренного социального и экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к системе профессионального образования, содержанию, формам и методам обучения в профессиональной школе, являющейся сферой воспроизводства и передачи социального опыта, обусловленного спецификой общественно-экономического и политического строя.
Сравнительное исследование модернизации профессионального образования в Китае и России представляет особый интерес. Во-первых, в Китае до «культурной революции» профессиональное образование было организовано по советскому варианту и ориентировалось на удовлетворение кадровых потребностей государственной экономики.
На правах рукописи
ЦЗЯН СЯОЯНЬ
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В КИТАЕ И РОССИИ
(СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)
13.00.01 – общая педагогика,
история педагогики и
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Казань – 2009
Работа
выполнена в лаборатории
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор,
действительный член РАО
Гузел Валеевна Мухаметзянова
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Зямил Газизович Нигматов
кандидат педагогических наук, доцент
Ирина Зиновьевна Шахнина
Ведущая организация: Учреждение Российской академии
образования «Институт теории и
истории педагогики»
Защита состоится 17 марта 2009 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 008.012.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук и доктора психологических наук при учреждении Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования» по адресу: 420039, г. Казань, ул. Исаева, 12
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования»
Электронная версия автореферата размещена
на официальном сайте учреждения
Российской академии образования «Институт
педагогики и психологии профессионального
образования» 17 февраля 2009 года: http://www.kcn.ru/tat_ru/
Автореферат разослан 17 февраля 2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета А.Р. Масалимова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. На современном этапе в условиях ускоренного социального и экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к системе профессионального образования, содержанию, формам и методам обучения в профессиональной школе, являющейся сферой воспроизводства и передачи социального опыта, обусловленного спецификой общественно-экономического и политического строя.
Сравнительное исследование модернизации профессионального образования в Китае и России представляет особый интерес. Во-первых, в Китае до «культурной революции» профессиональное образование было организовано по советскому варианту и ориентировалось на удовлетворение кадровых потребностей государственной экономики. Сегодня китайское правительство, исходя из принципа «подъем страны за счет науки и образования» и стратегии продолжительного развития, придает модернизации образования и повышению культурного уровня граждан приоритетное значение. Признав образование стратегически важным для социально-экономического развития страны, китайское правительство выработало в области образования курс: «В развитии образования – лицом к модернизации, внешнему миру, будущему». В информационно-статистическом справочнике «Китай» издательства «Синьсин» отмечено, что к настоящему времени 91 % районов страны охвачен обязательным начальным обучением, 99 % детей школьного возраста ходят в школу. Число неграмотных среди людей молодого и среднего возраста сократилось до 7 %. Во-вторых, в обеих странах в системе образования активно развиваются интеграционные процессы, направленные на формирование единого образовательного пространства профессиональной школы, производства и науки, устранение дефицита квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В-третьих, в России и Китае перед модернизацией систем профессионального образования поставлены общие стратегические цели, обусловленные требованиями рынка труда к высокому качеству подготовки кадров необходимой квалификации, децентрализацией управления системой профессионального образования и реструктуризацией учреждений профобразования на принципе оптимизации. Таким образом, можно обозначить поле общих интересов в исследовании профессионального образования в обеих странах, которое позволит избежать многих реорганизационных ошибок.
Анализ специальной литературы показал, что проблемам модернизации профессионального образования в России и Китае посвящён ряд исследований. Теоретические основания профессионального образования в России отражены в исследованиях С.Я. Батышева, Э.Ф. Зеера, П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднева, Г.В. Мухаметзяновой, А.М. Новикова, Г.М. Романцева, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко и др. Проблемы управления качеством профессионального образования рассмотрены в трудах А.И. Байденко, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, А.А. Добрякова, И.А. Зимней, В.В. Ищенко, В.М. Приходько, Н.А. Селезнева, В.А. Сластенина, А.И. Субетто, В.Д. Шадрикова и др. Закономерности и особенности становления специалиста в условиях модернизации профессионального образования в России установлены Н.С. Глуханюк, Г.Н. Жуковым, А.Б. Кагановым, Е.А. Климовым, А.К. Марковой, В.Д. Шадриковым и другими учеными. Проблемам сравнительной педагогики посвящены работы У.И. Бражник, Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, Н.Н. Иванова, Н.Д. Никандрова, Гу Миньюань, Щан Синьминь, Чжу Щутон и др. Теоретические основы профессионального образования в Китае представлены в трудах Лю Гуйлинь, Лю Чуньшин, Щи Чанфа, Юй Цзугуан и др.
История становления профессионального образования Китая отражена в трудах Ван Бинцзао, Вэнь Юсинь, Ян Цзинмэй и др. Особенности модернизации профессионального образования в Китае раскрывают Тань Сунхуа, Ма Шуцао, Цзян Даюаня, Чэн Сивэй, Хуа Яо, Ян Цзиту и др. Сравнительный анализ развития систем профессионального образования в Китае и России проведен Н.Е.Боревской, О.А.Машкиной, Ян Куанюнь и др.
Таким образом, к настоящему времени в науке накоплен достаточный материал по сравнительной педагогике в области развития профессионального образования в Китае и России. Однако, предметом проведенных исследований является какой-либо один уровень образования или один из его аспектов. В современной научной литературе не выявлены и не обоснованы этапы становления и развития системы профессионального образования в Китае; на основе сравнительного анализа процесса модернизации систем профессионального образования в России и Китае не выявлены особенности и общие тенденции.
Актуальность исследования вызвана противоречием между объективной потребностью в использовании опыта модернизации систем профессионального образования в Китае и России для их взаимного обогащения и развития и отсутствием сравнительных исследований в этой области.
Проблема исследования: каковы основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России.
Цель исследования: выявить и обосновать основные тенденции модернизации систем профессионального образования в России и Китае.
Объект исследования: процесс модернизации профессионального образования в Китае и России с начала 1990-х годов по 2008 г.
Предмет исследования: основные тенденции процесса модернизации профессионального образования в Китае и России.
Гипотеза исследования: основные тенденции процесса модернизации профессионального образования в Китае и России можно считать выявленными и обоснованными, если:
- определены стратегии развития профессионального образования в едином международном образовательном пространстве;
- выявлены общие тенденции процесса модернизации систем профессионального образования в России и Китае;
- выяснены особенности процесса модернизации систем профессионального образования в России и Китае.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
– определить стратегии развития профессионального образования в едином международном образовательном пространстве;
– дать характеристику российской системы профессионального образования и выявить основные тенденции и принципы ее модернизации;
– выявить и обосновать этапы становления и развития системы профессионального образования в Китае и определить основные тенденции ее модернизации;
– провести сравнительный анализ процесса модернизации систем профессионального образования в России и Китае для установления особенностей и общих тенденций.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют признанные философские и педагогические концепции и теории образования, познания личности:
– диалектическая теория познания; общие диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общего; единство преемственности и поступательности (традиций и инноваций); интерпретация целостности (конкретного) как единства многообразия (Д.П. Горский, А.Ф. Зотов, В.В. Ильин, Б.М. Кедров, В.А. Лекторский, Т.И. Хилл, Ф.Энгельс);
– системный подход к исследованию общественных явлений (В.Г.Афанасьев. И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.);
– сравнительно-исторический подход к изучению педагогических процессов (Б.Л. Вульфсон, С.И.Гессен, А.Н. Джуринский, Н.Д.Никандров, И. Кэпдл, М.А.Жюльен, Н.А.Ганц, Гу Миньюань, Щан Синьминь, Чжу Щутон).
Зарубежную источниковедческую базу исследования составили научные обзоры и аналитические работы специалистов по проблемам развития систем профессионального образования в Китае и России Лю Гуйлинь, Лю Чуньшин, Щи Чанфа, Юй Цзугуан и др.; законодательные акты и постановления по вопросам модернизации систем профессионального образования в Китае и России; Интернет-источники.
Для решения обозначенных задач нами были использованы следующие методы исследования: исторический и системно-структурный анализ; изучение и анализ материалов китайской педагогической и общественно-политической печати; педагогических, исторических, философских публикаций китайских и российских исследователей, нормативно-законодательных актов Российской Федерации и Китайской народной республики по проблемам развития и модернизации профессионального образования.
Исследование проводилось с 2002 по 2008 гг. и состояло из трёх этапов.
На первом этапе (2002-2005 гг.) имело место изучение материалов китайской педагогической и общественно-политической литературы; педагогических, исторических, философских публикаций китайских и российских исследователей, нормативно-законодательных актов Российской Федерации и Китайской народной республики по проблеме исследования; определение темы, цели, объекта, предмета исследования, формулирование гипотезы, конкретизация задач, поиск и обоснование теоретико-методологической основы исследования.
На втором этапе (2005-2007 гг.), на основе исторического и системно-структурного анализа научной литературы и нормативно-правовых актов, были определены стратегии развития профессионального образования в международном образовательном пространстве; дана характеристика российской системы профессионального образования и выявлены основные тенденции и принципы ее модернизации; выявлены и обоснованы этапы становления и развития системы профессионального образования в Китае, определены основные тенденции ее модернизации.
На третьем, завершающем этапе (2007-2009 гг.) проведены систематизация, осмысление и обобщение результатов исследования; сравнительный анализ процесса модернизации систем профессионального образования в России и Китае и выявлены особенности и общие тенденции; уточнены теоретические выводы, определены перспективы изучения исследуемой проблемы.
Научная новизна исследования заключаются в том, что:
- выявлены и обоснованы этапы (1 – становление системы профессионального образования (последняя четверть XIX века – 1949 г.); 2 – формирование системы профессионального образования (1949 – 1978 гг.); 3 – развитие системы профессионального образования с (1978-1996 гг.); 4 – модернизация системы профессионального образования (1996 год – по настоящее время)) и закономерности (эффективность развития профессионального образования в Китае достигается при условии изучения опыта организации профессиональной подготовки в зарубежных странах и внедрения передовых технологий в практику; профессиональное образование является фактором развития производственных ресурсов при условии его интеграции с производительным трудом; уровень качества подготовки специалистов повышается при условии выполнения требований субъектов народного хозяйства регионов) становления и развития системы профессионального образования в Китае;
- на основе сравнительного анализа процесса модернизации систем профессионального образования установлены его особенности в Китае (развитие многоуровневых, многопрофильных и многофункциональных средних профессиональных учебных заведений; повышение социального имиджа системы профессионального образования; повышение квалификации педагогических кадров; развитие социального партнерства профессиональной школы с производством; нормативно-правовое обеспечение повышения социального статуса преподавателей профессионального образования и поддержки малообеспеченных учащихся, обучающихся в системе профессионального образования, увеличение доли практико ориентированной подготовки за счет создания при учебных заведениях профобразования собственной базы практик; введение профессиональных стандартов) и России (непрерывность и стандартизация профессионального образования; профилизация обучения в старших классах общеобразовательной школы; интеграция образования, науки и производства);