Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 13:07, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. На современном этапе в условиях ускоренного социального и экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к системе профессионального образования, содержанию, формам и методам обучения в профессиональной школе, являющейся сферой воспроизводства и передачи социального опыта, обусловленного спецификой общественно-экономического и политического строя.
Сравнительное исследование модернизации профессионального образования в Китае и России представляет особый интерес. Во-первых, в Китае до «культурной революции» профессиональное образование было организовано по советскому варианту и ориентировалось на удовлетворение кадровых потребностей государственной экономики.

Файлы: 1 файл

avtorefSyao.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

- определены общие тенденции процесса модернизации систем профессионального образования в Китае и России (формирование нормативно-правового обеспечения реформирования профессионального образования; децентрализация управления профессиональным образованием; повышение социального имиджа начального и среднего профессионального образования; развитие социального партнерства профессиональной школы с производством; повышение уровня подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда; формирование современной системы подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования; укрепление материально-учебной базы учреждений профобразования и создание системы финансовой поддержки учащихся и педагогов; дифференциация учреждений профессионального образования по типам и видам).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что осуществлён историко-педагогический и системно-структурный анализ процесса модернизации систем профессионального образования в Китае и России, обогащающий теорию профессионального образования новыми данными о системе, структуре, основных тенденциях и особенных признаках процесса модернизации начального, среднего, высшего профессионального образования в Китае и России.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что учет выявленного положительного опыта процесса модернизации профессионального образования в Китае и России является условием совершенствования профессиональной подготовки специалистов в этих странах. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов и научно-методических материалов по тематике международного и сравнительного профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным и целостным подходом к изучению проблемы; опорой на современные философские и педагогические концепции по данной проблеме; большой зарубежной источниковедческой базой, в том числе широким кругом материалов китайской педагогической и общественно-политической печати; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; использованием научных методов исследования, адекватных его задачам и логике.

Апробация и внедрение результатов исследования в профессионально-педагогическую практику проходили на всех этапах исследования. Ход и результаты исследования докладывались и обсуждались на методологических семинарах в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО, Международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе» (Самара, 2008); «Взаимосвязь профессионального образования, бизнеса и производства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста» (Казань, 2008); «Формирование академической мобильности студентов в контексте международной образовательной интеграции» (Зельнодольск, 2008); «Философское и педагогическое наследие / Вторые Махмутовские чтения: Материалы международного симпозиума» (Казань, 2008); «Профессиональное образование и производство: проблемы социального партнёрства, профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников» (Казань, 2007); «Школа будущего в Москве» (Москва, 2007); Международной конференции, посвящённой пятидесятилетию Центральной академии педагогических исследований Китая (Пекин, 2007); Тринадцатом созыве Всекитайской ассоциации сравнительной педагогики (Шанхай, 2006). Результаты исследования отражены в 14 публикациях автора.

На защиту выносятся:

1. Общие тенденции процесса модернизации систем профессионального образования в Китае и России.

2. Особенности процесса модернизации систем профессионального образования в Китае и России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 1 рисунка и 7 таблиц.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Во введении сформулирована проблема исследования и обоснована ее актуальность; определены основные характеристики исследования – объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологические подходы и концептуальные положения; охарактеризованы этапы; основные результаты, выносимые на защиту; определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Модернизация системы профессионального образования в России» определены стратегии развития профессионального образования в едином международном образовательном пространстве; дана характеристика российской системы профессионального образования и выявлены основные тенденции и принципы ее модернизации.

Темпы развития современной экономики, науки и информационных технологий выдвигают на первый план проблему поиска новых подходов к организации  работы в области профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов. Модернизация профессионального образования в мире основывается на нормативно-законодательных актах и декларациях Болонского и Копенгагенского процессов, которые определяют основные стратегии развития профессионального образования:

- повышение  качества профессионального образования, как одного из факторов взаймодействия спроса и предложения в сфере профессионального образования;

- развитие  мобильности студентов и выпустников  учреждений профессионального образования;

- развитие социального партнерства в сфере профессионального образования, обеспечивающего его гибкое и оперетивное реагирование на быстрые изменения потребностей рынка труда;

- повышение привлекательности и имиджа профессионального образования посредством оказания различных дотаций и степендий учащимся заведений профессионального образования; обеспечения трудоустройства выпустников заведений профессионального образования; открытия для выпускников перспектив по учёбе и карьере.

Интеграция российской системы профессионального образования в мировую образовательную систему – одна из приоритетных задач образовательной политики российского государства. Это обусловлено тем, что в современном мире национальная безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Уровень развития наукоемких технологий в настоящее время является характеристикой экономического состояния и научно-производственного потенциала страны и обеспечивает ее конкурентоспособность. Основным капиталом любого государства является человеческий капитал.

Ведущей идеей модернизации профессионального образования в России является ориентация потенциала и ресурсов учреждений профессионального образования на конечный результат – профессиональное развитие и саморазвитие специалистов. Основные направления модернизации профессионального образования в России составляют: регионализация управления профессиональным образованием; дифференциация учреждений профессионального образования по типам и вида; стандартизация профессионального образования; развитие социального партнёрства учреждений профессионального образования с производством; профилизация обучения в старших классах средней школы, обеспечивающая преемственность между общим и профессиональным образованием.

Развитие выделенных направлений модернизации профессионального образования в России основано на следующих принципах:

1. Принцип интеграции, который включает межпредметную и внутрипредметную интеграцию; интеграцию учебно-воспитательных задач; интеграцию образования с наукой и производством (учреждениями отрасли), с целью развития их взаимодействия и формирования системной целостности, как на уровне содержания образования, так и на институциональном уровне.

2. Принцип непрерывности профессионального образования, который предполагает многоуровневость и многоступенчатость системы образования; преемственность общих и профессиональных образовательных программ.

3. Принцип взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, который направлен на рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда.

4. Принцип опережающего  обучения, обеспечивающий подготовку высоквалифицированных кадров, организацию системы повышения квалификации; развитие системы постоянного взаимодействия между работодателями и образовательным сообществом с целью организации мониторинга регионального рынка труда и образовательных услуг.

Совокупность этих принципов обеспечивает качество профессионального образования, проявляющееся в системной целостности образования, науки и производства; интеграции научного знания, в том числе и в области профессиональной педагогики; взаимовлиянии рыночной экономики и профессионального образования; государственной поддержке и преемственности законодательной базы в системе «образование, наука, производство»; едином образовательном пространстве профессиональной школы в союзе с производством и наукой; структурно-функциональном взаимодействии и интеграции учреждений профобразования и предприятий отрасли; развитии гибких технологий профессионального обучения.

Во второй главе «Становление и развитие системы профессионального образования в Китае» выявлены и обоснованы этапы становления, формирования и развития системы профессионального образования в Китае; определены основные тенденции ее модернизации.

Профессиональное образование в Китае появилось в шестидесятые годы 19-го века в период династии Чци и его история насчитывает 140 лет. В диссертации выделено четыре этапа в истории системы профессионального образования Китая: реформирование традиционной системы образования, создание профессиональной школы (последняя четверть XIX века – 1949 г.); формирование системы профессионального образования (1949 – 1978 гг.); развитие системы профессионального образования с (1978 – 1996 гг.); модернизация системы профессионального образования (1996 год – по настоящее время).

В ходе исследования выявлены закономерности развития профессионального образования в Китае: эффективность развития профессионального образования в Китае достигается при условии изучения опыта организации профессиональной подготовки в зарубежных странах и внедрения передовых технологий в практику; профессиональное образование является фактором развития производственных ресурсов при условии его интеграции с производительным трудом; уровень качества подготовки специалистов повышается при условии выполнения требований субъектов народного хозяйства регионов.

Начало модернизации профессионального образования в Китае положил «Закон о профессиональном образовании», который был опубликован в 15 мая 1996 г. и стал первым нормативно-законодательным актом в области профессионального образования. Закон закрепил стратегические направления реформы в системе профобразования (овладение профессионално-техническими знаниями в процессе общего образования; профессиональная подготовка для получения рабочего места по определенной профессии; непрерывное профессиональное обучение для совершенствования знаний в определенной области); определил требования к профессиональной подготовке вплоть до устройства обучаемого на работу; обозначил место высшего профессионального образования в системе профессионального и высшего образования КНР.

24 сентября 2002 года Госсовет КНР  принял решение о всемерном  продвижении реформы и стимулировании  развития профессионального образования.  В решении отмечено, что в период десятой пятилетки (2001 – 2005 гг.) ежегодно будут получать профессиональное образование 50 млн. рабочих и служащих в городах и 150 млн. тружеников в сельских районах; 3 млн. рабочих и служащих будут проходить переподготовку в целях нового трудоустройства.

7 ноября 2006 года в Пекине открылось  Всекитайское совещание по вопросам  профессионального образования.  На совещании было отмечено, что  необходимо совершенствовать национальную систему образования, рационально размещать образовательные ресурсы, рассматривать фундаментальное, профессиональное образование наравне с высшим образованием. В ходе совещания были определены и основные направления модернизации системы профессионального образования в Китае: развитие многоуровневых, многопрофильных и многофункциональных средних специальных учебных заведений; рациональное размещение образовательных ресурсов в регионах; повышение социального имиджа системы профессионального образования; осуществление мер по поддержке малообеспеченных детей, повышении квалификации педагогических кадров, развитии социального партнерства профессиональной школы с производством.

Современная система профессионального образования в Китае представлена на рисунке 1.

Качественное отличие современной системы профессионального образования в Китае состоит в следующем. Основное (базовое) начальное образование (1-6 класс) относится к общему обязательному образованию. На этом этапе учащиеся проходят общеобразовательную подготовку.

По окончании 6 курса учащиеся продолжают общее обязательное образование: либо получают начальное профессиональное образование (рабочая квалификация низкого разряда), либо – среднее образование начальной ступени (7-9 класс), в процессе которого они углубляют общеобразовательную подготовку.

По окончании 9 курса учащиеся могут продолжить обучение, либо на уровне среднего профессионального образования (10-12 (13) класс), либо на уровне среднего образования высшей ступени (10-12 класс). На уровне среднего профессионального образования (10-12 (13) класс) учащиеся продолжают углублять общепрофессиональную подготовку и получают совокупность знаний, умений и навыков, которая позволяет выполнять высококвалифицированный труд на современном оборудовании по разработанным технологическим процессам. На уровне среднего образования высшей ступени (10-12 класс) учащиеся продолжают углубление общеобразовательной и получают общетеоретичекую подготовку. После окончания обучения на этом этапе выпускники могут продолжить образование, либо на уровне высшего профессионального образования, либо – на уровне высшего образования взрослых, выпускники, имеющие среднее образование высшей ступени, могут получить общее высшее образование.

 

Рис.1. Современная система образования  в Китае

 

На уровне высшего профессионального  образования (колледжи, высшие профессиональные школы) готовят специалистов со средним специальным и высшим образованием, ориентированных на выполнение конкретных производственных и управленческих задач.

Информация о работе Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России