Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 15:17, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить основные тенденции парадигмы в социальной работе.
Поставленная цель реализуется в решении ряда исследовательских задач:
. изучить теоретические парадигмы социальной работы,
. рассмотреть тенденции парадигмы социальной работы.
Введение
1. Теоретические парадигмы социальной работы
1.1 Социологические парадигмы и модели социальной работы
1.2 Психологические парадигмы в теории социальной работы
1.3 Комплексно-ориентированные парадигмы в теории социальной работы
2. Основные тенденции парадигмы социальной работы
2.1 Западная и отечественная теоретические парадигмы социальной работы: сходство и различия
2.2 Научная парадигма социального обеспечения и социальной работы
Заключение
Список литературы
Курсовая работа выполнена на тему «Основные тенденции парадигмы социальной работы».
Целью исследования курсовой работы является изучение понятия парадигма, а также выявление и изучение тенденций парадигм социальной работы.
Объект исследования курсовой работы - социальная работа.
В первой главе изучаются теоретические парадигмы социальной работы.
Во второй главе рассматривается феномен социального конфликта, как причина возникновения социальной напряженности.
Методы исследования курсовой работ: анализ документов, изучение публикаций и статей, аналитический метод.
Ключевые слова: социальная работа, социальная напряженность, социальный конфликт, источники конфликта, стрессовые состояния, социальная защита, социальной обслуживание, социальная помощь.
Курсовая работа выполнена на 55 страницах текста, содержит 28 информационных источников.
социальный работа психологический функционалистский
Содержание
Введение
1. Теоретические парадигмы социальной работы
1.1 Социологические парадигмы и модели социальной работы
1.2 Психологические парадигмы в теории социальной работы
1.3 Комплексно-ориентированные парадигмы в теории социальной работы
2. Основные
тенденции парадигмы
2.1 Западная и отечественная теоретические парадигмы социальной работы: сходство и различия
2.2 Научная
парадигма социального
Заключение
Список литературы
Введение
Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования. У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур.
Социальная работа как специфическая область познания претерпевает большие изменения. Происходит разрушение устоявшихся подходов. В свое время они были сформулированы в логике ньютоно-картезианской парадигмы науки, и сегодня, находясь на стадии оформления своего предметного языка как средства познания действительности, социальная работа стоит перед проблемой новых языковых понятийных структурализаций и формализации. Они связаны с парадигмой новой реальности, пришедшей на смену ньютоно-картезианским представлениям.
«Порядок, на основе которого мы мыслим, имеет иной способ бытия, чем порядок, присущий классической эпохе» - это утверждение М.Фуко наглядно иллюстрирует соотношение двух систем научного мировидения, следовательно, прежнее мировидение и парадигма новой реальности соотносятся сегодня как классическая эпоха и современность с присущими им представлениями о Вселенной и человеке. И в этой противоречивой логике парадигмы науки на пороге третьего тысячелетия оформляются внутренние противоречия социальной работы: ее теория познания, научный язык, методы исследований, техники помощи, видение роли социального работника и его деятельности.
Сегодня идет формирование парадигмы социальной работы, которая развивается с учетом отечественного исторического опыта помощи и защиты. В настоящее время продолжает ощущаться потребность в единой системе и мировой инфраструктуре социальной помощи и взаимопомощи, в едином информационном пространстве.
Цель курсовой работы - изучить основные тенденции парадигмы в социальной работе.
Поставленная цель реализуется в решении ряда исследовательских задач:
. изучить теоретические парадигмы социальной работы,
. рассмотреть тенденции парадигмы социальной работы.
Объект исследования - социальная работа.
Предмет исследования - тенденции парадигмы социальной работы.
1. Теоретические парадигмы социальной работы
.1 Социологические парадигмы и модели социальной работы
Понятие «парадигма» имеет множество значений. Под парадигмой в общественных науках понимается «исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе». Изменение парадигм расценивается как научная революция. Проще говоря, парадигму с научной точки зрения можно определить как общий угол зрения на изучаемые феномены [3, с. 63].
Понятие парадигма (от греч. «образец», «пример») в философии науки введено позитивистом Г. Бергманом и было широко распространено американским физиком Т. Куном. В работе «Структура научных революций» (1962 г.) Кун определяет парадигму как «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Таким образом, под парадигмой понимается некоторая «дисциплинарная матрица», содержащая символические обобщения, общепринятые теоретические концепции, ценностные установки научного сообщества, определяющие выбор направлений исследования и, наконец, образцы решений конкретных задач и проблем. Таким образом, парадигма отражает определенные традиции в понимании природы характеризуемых явлений, задает программу исследовательской деятельности.
М. Пейн полагает возможным всю совокупность научного и практического, обыденного знания о социальной работе, рассмотренного под определенным углом зрения, также характеризовать в качестве парадигмы, говорить в целом о парадигме социальной работы. В данном смысле, когда парадигма по существу отождествляется с определенной традицией социального мышления, выделяют три относительно самостоятельных теоретических подхода (традиции) в социальной работе:
) прагматическая традиция,
которая связана с осмыслением
проблем деятельности
) социально-радикальная («социалистическая»)
традиция. Акцент делается на
социальной критике
) терапевтический подход,
традиция, в рамках которой уделяется
повышенное, основное внимание работе
с отдельными людьми или
Парадигма теоретического знания в области социальной работы определяется как система категорий, описывающих явления и процессы, закономерности осуществления социальной работы под некоторым углом зрения, определяемым крупным открытием, исходным теоретическим основанием.
В настоящее время большинство авторов склонны выделять четыре социологические парадигмы, которые использовались для анализа различных социальных теорий, в том числе и теорий социальной работы. К этим парадигмам относятся: «радикально-гуманистическая», «радикально-структурная», «интерпретативная» и «функционалистская». Причем некоторые авторы считают, что эти парадигмы представляют собой альтернативные взгляды на социальную действительность, и, соответственно, определяют и осуществляют подход к ее рассмотрению с разных точек зрения. Эти теории альтернативны в том смысле, что можно, например, оперировать различными парадигмами последовательно, но нельзя одновременно оперировать более чем одной парадигмой в конкретный момент времени, так как, принимая положение одной парадигмы, мы тем самым отрицаем положения всех остальных.
Рассмотрим данные модели социальной работы более подробно.
) Функционалистская модель
работы, целью которой является
обеспечение контролирующей
Предполагается, что людям необходимо общаться с людьми, обладающими достаточно положительными моральными качествами, чтобы служить ролевой моделью. К примеру, молодые люди находятся в стадии перехода от детства к взрослой жизни. В стадии перехода молодые люди способны бунтовать, необходимо, чтобы их бунтарство было направлено на социально приемлемые цели. Этот подход подчеркивает падение моральных ценностей и необходимость контакта молодых людей со взрослыми, чей правильный моральный облик может служить ролевой моделью. Эта модель иерархична; все основные решения принимают взрослые. Реализация целей функционалистской модели предполагает, что молодые люди будут дисциплинированы, обладать приемлемой системой ценностей, поддерживать социальный порядок посредством своей преданности, существующим социальным институтам и структурам. В обществе основные институты останутся неизменными, ценности, которые поддерживают эти институты, внушаются молодому поколению, сохраняются и передаются далее [7, с. 98].
Функционалистская парадигма основной задачей деятельности в социальной сфере считает воздействие на клиента и среду его обитания для осуществления успешной адаптации. Этот подход заключается в рациональном объяснении социальных проблем и поиске их практических решений. Придерживаясь такого подхода, социальный работник совместно с клиентом ищет возможности достижения поставленной цели, выявляя факторы его социального окружения и формы взаимодействия с другими людьми. При этом должны быть учтены социальные факторы жизнедеятельности личности; механизмы адаптации человека к среде, возможности самостоятельного приобретения клиентом адаптивных навыков.
С этой позиции сам факт наличия или отсутствия в обществе такой профессии, как социальная работа, определяет то, под каким углом зрения воспринимаются индивидом и государством социальные проблемы, формируются ли ценности гражданского общества. Она по определению играет роль посредника между индивидами, отдельными группами, частными и государственными организациями, и, как новая профессия и инновационная практика, связана с изменением жизненных форм, ценностей и профессиональных идентичностей. Функционалистский подход учитывает характер разделения труда в обществе и ставит вопрос о том, какие социальные потребности удовлетворяются функциями профессий.
) Интерпретативная модель.
Работа в этой перспективе
фокусируется на персональном
развитии потребностей людей
с некоторым учетом
Целью интерпретативной модели является воспитание людей, которые подготовлены к активной роли в обществе, развили способность строить и поддерживать отношения, сформировали позитивную «Я-концепцию» и персональные ценности, имеют опыт лидерства и навыки принятия решений, понимают значение контроля своей жизни, и верят в то, что могут добиться успеха, если приложат достаточно усилий [16, с.254].
Интерпретативая парадигма нацеливает на изменение смысла жизни клиента. Она в большей степени, чем вышеназванные подходы, опирается на феноменологическое знание и обращает внимание специалиста на восприятие клиентом окружающей реальности и символическую интерпретацию его взаимодействий с людьми. Представления о внешнем мире возникают на основе представлений человека о себе, поэтому у него возникает возможность понять причины жизненных трудностей и преодолеть их с помощью социального работника. Особенно важно использование данной методологии при совершенствовании работы в стигматизированных группах (с наркозависимыми, больными алкоголизмом и т.д.), т.к. изменение смысложизненных ориентаций их членов составляет одну из наиболее сложных задач социальной практики.
) Радикально-гуманистическая
модель. Основная идея работы - привести
людей к достаточному уровню
осведомленности относительно
Акцент в этой модели сосредоточен на стратегиях повышения сознания, которые рассматривают доминантную систему ценностей как неотъемлемую часть молодежных проблем. Главное внимание обращается на обеспечение солидарности. Общность строится на совместном анализе внешних событий, сближающих группы дискриминируемых меньшинств как средстве понимания жизненной ситуации друг друга. Отношения с молодыми людьми строятся на партнерстве. Структуры участия в проектах, основанных на этой перспективе, будут соответствовать энергии молодых людей, и отвечать их интересам, формированию приоритетов.
Радикально-гуманистическая парадигма выдвигает задачу изменения социальной позиции клиента. Она связана со стремлением помочь людям на основе развития их самосознания и самопознания, усиления их влияния на окружающий мир. Специалист не навязывает клиенту стратегию решения его проблемы, а дает ему возможность выбрать направление движения из различных альтернатив. В то же время социальный работник, проявляя искреннюю заинтересованность в решении проблемы, использует технологию «активного слушания», эмпатию, сопереживает эмоциям клиента и пытается построить с ним отношения социального партнерства.
Информация о работе Основные тенденции парадигмы социальной работы