Основные тенденции парадигмы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить основные тенденции парадигмы в социальной работе.
Поставленная цель реализуется в решении ряда исследовательских задач:
. изучить теоретические парадигмы социальной работы,
. рассмотреть тенденции парадигмы социальной работы.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические парадигмы социальной работы
1.1 Социологические парадигмы и модели социальной работы
1.2 Психологические парадигмы в теории социальной работы
1.3 Комплексно-ориентированные парадигмы в теории социальной работы
2. Основные тенденции парадигмы социальной работы
2.1 Западная и отечественная теоретические парадигмы социальной работы: сходство и различия
2.2 Научная парадигма социального обеспечения и социальной работы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Основные тенденции парадигмы социальной работы.docx

— 62.18 Кб (Скачать файл)

В процессе работы с клиентом по разрешению конфликта на основе когнитивной модели социальному работнику важно последовательно осуществлять следующие «шаги», или «наборы действий»:

«дискриминационные», на этом этапе клиент должен осознать или почувствовать возникшую проблему или существующие обстоятельства, которые создают дискомфорт для него, или иначе - дискриминируют его «Я»;

«концептуальные», на этом этапе социальный работник должен стремиться к тому, чтобы клиент соотнес символы и цели, которыми он обычно пользовался при получении и передаче информации, с принципами выделения ценностей и их влиянием на самопонимание;

«обучение принципам взаимоотношений», которые опираются на диалектику механизмов адаптации, ценностных ориентации и представлений человека о мире;

«разрешение проблемы», на этом этапе обосновывается универсальный способ, посредством которого клиент справляется с разрешением возникших конфликтов.

Каждый «шаг» предполагает различные технологии работы с клиентом. Так, на первой фазе важно определить ценности клиента в его жизни и, что не менее важно, подвести его к необходимости выделения таких приоритетов. Социальный работник должен стремиться «вывести» сознание клиента за пределы его непосредственного опыта на уровень научного абстрагирования; показать ему, как среда влияет на характер его восприятия мира и дальнейшую мотивацию его поведения [5, с.125].

Социальный работник может предложить клиентам вести дневник, затем в последующих беседах он стремится к тому, чтобы они могли сознательно описать события прошедшего дня, связать эти события со своими мыслями и чувствами; можно использовать и специальную систему заданий и упражнений.

На второй фазе важно определить основные особенности когнитивного стиля клиента, который обусловлен во многом его внутренним миром (основан на соответствующих клиенту формах восприятия и механизмах адаптации), имеющимися у него стереотипами (он может, например, в одних ситуациях отождествлять социальных работников с врачами, особенно психотерапевтами, в других - с работниками правоохранительных органов), характером и уровнем получаемой им информации (в частности, те символы, которые в последующем у них ассоциируются с той или иной областью получаемой информации), социокультурными нормами, которые свойственны клиенту и определены средой его окружения.

На этой фазе организации консультирования основным является процесс общения клиента с социальным работником, а также с другими людьми. Важно обращать внимание на особенности и вербального, и невербального общения клиента с разными людьми, что позволит: получить больше сведений от клиента о нем самом и о его жизни в целом; зафиксировать стереотипно-символическую реакцию на происходящие изменения и в самом клиенте, и в окружающих его людях, и в социальной среде; выявить характер его жизненной позиции, степень ответственности, которую он берет на себя.

Социальный работник должен понять мотивы поступков клиента. Необходимо создавать в ходе работы с ним благоприятный климат общения, способствующего формированию у клиента желания изменений.

Следует учитывать такой существенный фактор, что слабые личностные изменения могут быть эффективны только в условиях решения социальных проблем: гарантий социальной безопасности, предоставления жилья, минимальных средств существования. Важно также иметь в виду то, что некоторые клиенты, получая различные услуги, испытывали при этом чувство моральной ущербности. В этом случае необходимо снять возникшее отрицательное эмоциональное отношение к определенным социальным службам и к отдельным социальным работникам. Переориентация эмоционального отношения может происходить за счет предоставления клиенту соответствующей информации.

Все социальные работники несут профессиональную ответственность за характер и уровень оказываемых клиенту услуг, за те изменения его личности, которые они прогнозируют, за предоставляемую ему информацию. Клиенту может быть рекомендована методика самоанализа (структура и формы которого определяются различными факторами, среди них особое место занимают социокультурные) [7, с.85].

Важно помочь клиенту увидеть альтернативные направления совершаемых действий. На фазе, получившей название «разрешение проблемы», выделяются основные принципы (нормы, правила) поведения клиента в возникшей ситуации с целью ее изменения или изменения его самого. Важно показать, что социальные изменения обусловливают и изменения основных взаимоотношений между людьми.

Одним из вариантов в данном случае является групповая дискуссия, в которой участвуют и другие клиенты. На этой фазе происходит как бы синтез прежних «шагов»: ситуация воспринимается и осознается, затем поверяется различными способами решения проблемы с целью выявления наиболее эффективных, т.е. вырабатывается стратегия действия и затем эта стратегия применяется к решению конкретной проблемы.

Одним из важных моментов деятельности социальных работников является наличие умений и навыков по использованию различных методов работы с индивидами, группами по разрешению проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Эффективным является комплексное использование теорий психологии, социологии, правоведения, экономики и других, особенно тех, которые носят интегративно-комплексный характер.

 

2. Основные тенденции парадигмы  социальной работы

 

.1 Западная и отечественная  теоретические парадигмы социальной  работы: сходство и различия

 

) В западной модели  помощи идеи альтруизма находят  свое развитие в логике идей  индивидуализма, где чувства мысли  и желания отдельного человека  выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика рефлексии помощи, когда клиентом выступает как  индивид и отдельная группа, которым  отдается преимущество, так и  сообщество и община, которые  рассматриваются в логике субъектности [9, с.189].

К. Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма и альтруизма в западной цивилизации, писал: «Этот объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это - ядро христианства («возлюби ближнего своего», - сказано в Священном Писании, а не «возлюби род свой»), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс» [7, с.56].

В основе философии помощи отечественной модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинному коллективизму, к этической, нравственной идее народности, как идее истинности и справедливости. Отсюда не случайно наибольшее развитие получают общественные, общинные формы помощи не только в дореволюционной, но и в постреволюционной России.

А.Ф. Лосев так раскрывает идею соборности: «Тут имеется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения, …в примат общественности и народности, в чувство бесконечной, напряженной ответственности перед народом» [10, с.169].

Таким образом, индивидуальность здесь проявляется через общинность и коллективность становится базовым принципом помощи. В этом можно увидеть специфические социогенетические корни отечественной модели помощи и милосердия.

) В основе мировоззренческой  доктрины помощи и в отечественной  и в западной моделях лежали  принципы и идеи христианства.

В западной модели процесс помощи рефлексируется как духовное преображение, которое «предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к «воскрешению» и «возрождению» и превращало грешника-нарушителя в достойного члена общины» [11, с.42].

В этих подходах виделся индивидуальный путь спасения отдельного человека. Причем характерно, что общественные отношения, общественные идеалы выступают в качестве нормы. А отсюда стремление к формированию социально необходимого поведения, которое воспитывается и рефлексируется в христианской парадигме мышления Запада [14, с.10].

В западной модели помощи участие в судьбе человека принимали различные конфессии. Антагонизм вероисповеданий привнес в модель помощи эгалитарные тенденции личностной свободы.

Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. Русская Православная Церковь в течение тысячелетия формировала национальное сознание, национальный духовный опыт.

Философия призрения становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи. Призреть - значит приблизить, озаботиться нуждами ближнего своего. Отсюда другой модус рефлексии помощи. Им является не столько «общественный космос», сколько нравственный идеал, поднимающий русское сознание к иному горизонту нормы.

С.Л. Франк, определяя специфику русской духовности, выделяет критерий, который отражает сущность моральной нормы, определившей подходы различных видов и уровней помощи в России, «…когда речь идет о русских поисках «блага», имеются в виду не ценности, приносящие личное спасение или исцеление, но принцип или порядок, т.е. в конечном счете религиозно-мифический пункт, или основа, на которой должна зиждиться вся человеческая жизнь, да и все космическое мироздание, и через которую человечество и мир спасаются и преображаются» [10, с.98].

Критерием нормы выступает как бы не сама реальность, а идеальная реальность, которая подвижна и постоянно изменяется в духовной культуре русского сознания. Отсюда, видимо, и проистекают эти метания в принципах и подходах, в системах помощи. Так, Стоглавый собор официально разрешает нищенство, легализует и оформляет соответствующие институты помощи, тогда как реформы Петра I проводятся без учета сложившихся традиций, причем выдвигаются новые принципы организации помощи. Это характерно и для моделей помощи постреволюционной России и России этапа реформ [11, с.463].

) Социальная работа как  профессия в западной модели  помощи возникает из добровольного  общественного движения феминисток  и либерально-демократической оппозиции. Аналогичная тенденция наблюдается  и в России. Но если в западной  модели развитие от добровольной  помощи к профессиональной носило  непрерывный характер, т.е. для западной  модели характерен эволюционный  путь развития, то в России  развитие профессии носило дискретный, т. е. прерывистый характер. Даже  ее современный, профессиональный  этап характеризуется тем, что  специалисты «рекрутируются» из  других профессий и служб, и  их становление как профессионалов  осуществляется на основе собственного  эмпирического опыта и имплицитных  профессиональных представлений.

) Понятийное поле в  западной модели помощи складывалось  на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и  психологических подходов. Психология  явилась методологической базой  развития знания социальной работы, а техника групповой и терапевтической  работы легла в основу ее  методики.

Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два направления - социальное обеспечение и социальная работа - в России предстают в единстве, включая в себя просвещение, образование, медицину, социальную политику. Оно выступало объединяющей формой, парадигмой, где нашли свое развитие все вышеназванные процессы. Этим и объясняется та разорванность «понятийного сознания», когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной [23, с.146].

) Отечественная модель  помощи развивалась в течение  нескольких столетий в тесном  контакте с западной моделью  помощи. Экстраполяция идей, государственных  законов, включенность отечественной  науки и демократической общественности  в процессы западной цивилизации  своеобразным образом отразилось  на процессах помощи. Многие идеи  и законы, особенно в период  Петровских реформ, были декларированы, когда еще не было объективных  условий для их реализации. Отсюда  западная модель помощи выступала  своеобразной «абсолютной идеей», видение и «осязание» которой  позволяло намечать свои перспективы  роста и развития. Эти тенденции  присутствуют и в современной  отечественной модели помощи.

 

2.2 Научная парадигма социального  обеспечения и социальной работы

 

Идеология нового времени переосмысливает концепции взаимодействия между людьми в обществе, вырабатывает новое видение проблемы помощи и благотворительности. Процесс помощи как культурно-историческое явление и определенное знание отдельно не выделяется, развиваясь по отдельным отраслям: в педагогике, дефектологии, социальном обеспечении.

Условно можно выделить два периода в оформлении идей социальной поддержки. Первый - с 1919 по 1941 г., когда происходит сужение кластеров познания социальной помощи дореволюционного периода и оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе. Второй - с 50-х и до конца 80-х гг., когда особо интенсивно и последовательно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов.

Основные теоретические вопросы первого периода связаны с проблемами организации социального обеспечения и социального страхования в обществе, уточнением дефиниций данных областей познания, отношением их к предшествующему научному наследию.

Одними из первых работ в области теории социального обеспечения и социального страхования стали работы Н. Милютина, А. Забелина, Н. Вигдорчика, В. Яроцкого, З. Теттенборна и др. С работ этих общественных деятелей и ученых начинается становление марксистско-ленинского подхода к социальному обеспечению и социальному страхованию.

Следуя традициям научной школы XIX-начала XX столетия (20-30-е гг.), в теоретических и практических подходах социального обеспечения уделяется большое внимание различным проблемам социальной патологии, таким, как профессиональное нищенство, беспризорность, проституция. Эти проблемы обсуждаются в специальных работах и на страницах журнала «Социальное обеспечение». Интересно, что проблемы алкоголизма не рассматриваются в научных исследованиях этих лет, хотя они и существуют. Можно отметить, что первые крупные монографии, посвященные этому вопросу, появляются только в 80-х гг.

Информация о работе Основные тенденции парадигмы социальной работы