Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 15:17, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить основные тенденции парадигмы в социальной работе.
Поставленная цель реализуется в решении ряда исследовательских задач:
. изучить теоретические парадигмы социальной работы,
. рассмотреть тенденции парадигмы социальной работы.
Введение
1. Теоретические парадигмы социальной работы
1.1 Социологические парадигмы и модели социальной работы
1.2 Психологические парадигмы в теории социальной работы
1.3 Комплексно-ориентированные парадигмы в теории социальной работы
2. Основные тенденции парадигмы социальной работы
2.1 Западная и отечественная теоретические парадигмы социальной работы: сходство и различия
2.2 Научная парадигма социального обеспечения и социальной работы
Заключение
Список литературы
Ведущей научной тематикой становятся проблемы так называемого инвалидизма (термин взят из зарубежной теории социальной работы) и медицинско-трудовой экспертизы, которые на протяжении десятилетий разрабатываются в русле парадигмы социального обеспечения. Большой вклад в развитие данного направления вносит Центральный Научно-исследовательский институт организации труда инвалидов (организован в 1930 г.). Можно отметить, что вопросами инвалидов занималось достаточно большое количество отечественных ученых, внесших существенный вклад в разработку проблемы. К ним можно отнести работы А. Авербаха, В. Бурейко, А. Борзунова, А. Третьякова (вопросы разработки классификации инвалидности).
В 50-60-е гг. выходят фундаментальные руководства и монографии, такие, как «Практическое пособие для врачей ВТЭК и ВКП» (1955), «О теоретических основах врачебно-трудовой экспертизы» (1963), «Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство инвалидов» (1967), «Справочник эксперта-хирурга» (1967).
В 70-80-е гг. разрабатываются принципы врачебно-трудовой экспертизы при заболеваниях, требующих хирургического вмешательства, и травмах опорно-двигательного аппарата, проводятся исследования И. Фаермана, А. Нарычева, Д. Грицкевича.
В 70-х гг. ставится вопрос о научном статусе врачебно-трудовой экспертизы как самостоятельной научной парадигмы90. В тот же период выходят сборники, посвященные теории и практике социального обеспечения, такие, как «Вопросы теории и практики социального обеспечения» (1978), «Проблемы развития социального обеспечения на современном этапе» (1980), «Проблемы теории и практики социального обеспечения в СССР» (1980). В этих работах проблематика сфокусирована вокруг основных проблем - пенсионного обеспечения, трудоустройства инвалидов, обучения и переобучения инвалидов, протезирования, обеспечения нетрудоспособных, социальной помощи слепым и глухим. По сути, эти направления являлись кластерами научного познания [6, с.52].
Следующий этап развития научной парадигмы социальной помощи в России начинает свой отсчет с начала 90-х гг. Одним из главных факторов образования этой в определенном смысле новой для России отрасли знания послужили принятые в 1991 г. постановления Госкомтруда СССР о введении новой профессиональной квалификации - социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения.
В сложившихся условиях научная мысль была тесно связана с вопросами организации передовой инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, проблемами подготовки специалистов различного профиля, определением научного статуса дисциплины,
С 1992 г. начинаются системные исследования по теории и истории социальной работы, социального администрирования, по подготовке специалистов, методов помощи различным клиентам, осуществляется перевод книг по теории и практике зарубежной социальной работы.
Теоретические исследования начинаются с определения научной области познания социальной работы, исходя из понимания ее целей и задач. Первоначально наблюдается достаточно большой разброс мнений по данному вопросу, причем не только в определении сущности социальной работы, но и в формировании ее концептуальной схемы, объектно-предметных связей.
Все эти подходы можно условно разделить на три группы: «индивидуальный», «личностный» подход к теоретической схеме социальной работы, средовой, «социетальный» подход, где в качестве базовой схемы рассматривается вся совокупность общественных связей и отношений, и социально-деятельностный подход, когда социальная работа рассматривается в традиционной для отечественного познания в субъектно-объектной схеме91.
Для исследований этого времени характерно определенное влияние американской теоретической школы, когда применение нового понятия «социальная работа» требовало уточнения. С одной стороны, уточнялись понятия «социальность», «социальное», и это порождало один спектр проблем и подходов, и, с другой - «работа» - деятельностно-личностный аспект, который вызывал к жизни иную теоретическую схему построения. Однако постепенно складывается представление о многоуровневости этого понятия, и как в «теории общественного призрения» на рубеже XIX-XX вв., так и в современной теории социальной работы, вызревает представление об иерархических уровнях ее концептуальной схемы, «узкого» и «широкого» понимания ее дефиниции. Первые отечественные пособия по теории социальной работы отражают данные тенденции.
В учебном пособии «Теория и методика социальной работы» в подходах к теории социальной работы определены оба ее уровня. В широком плане теория социальной работы понимается как система взглядов и представлений, «возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению»; в узком - как «форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях».
Отмечается, что в теории социальной работы существует ее общая научная картина, складывающаяся на основе синтеза знаний из других научных дисциплин93. Синтезируя знания применительно к проблемам защиты человека, она вырабатывает собственные принципы и закономерности. Среди них важнейшими являются принципы: детерминизма, гносеологического подхода, личностного подхода, сознания и деятельности.
Несколько иной взгляд на концептуальное построение теории социальной работы нашел отражение в пособии с тем же названием под редакцией С.И. Григорьева. Один из авторов этого пособия Л. Гуслякова считает, что как область научного познания социальная работа «изучает механизмы реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида и группы, а также характер сопряженности жизненных сил индивида, группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях»96. Таким образом, в центре внимания научного познания оказываются механизмы реализации жизненных сил.
В зависимости от «отраслевого» и «широкого» подход а к теории социальной работы, по мнению исследователей, возможны различные кластеры познания данной научной дисциплины. В социальной работе, взятой в качестве отраслевой научной дисциплины, превалируют практические разделы, связанные с методиками и организацией научного познания. В широком подходе приоритет отдается методологическим, философским и междисциплинарным направлениям.
Вопросы теоретического осмысления социальной работы предпринимаются по многим направлениям. Определяется научный статус социальной работы с позиций структурного подхода, предпринимаются попытки корпоративных исследований теории социальной работы, намечаются тенденции к систематизации понятийного аппарата социальной работы.
Параллельно с указанным направлением теоретической мысли развиваются такие области, как подготовка кадров, социальное администрирование, медико-социальная работа, психосоциальная работа.
Таким образом, в настоящее время происходит расширение понятийных границ теоретической социальной работы, и основные направления только очерчивают понятийный абрис познания, не исчерпывая всего многообразия теоретической мысли.
Заключение
Парадигма - это теория и модель, концептуальная схема постановки проблемы принятая в качестве образца при решении исследовательских/практических задач.
Знание социологической теории, парадигмальных социологических концепций позволяет совершенствовать социальную работу и на ее микроуровне, в малой социальной группе и в непосредственных взаимодействиях с клиентом.
Парадигма теоретического знания в области социальной работы определяется как система категорий, описывающих явления и процессы, закономерности осуществления социальной работы под некоторым углом зрения, определяемым крупным открытием, исходным теоретическим основанием.
Вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности.
Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усиливается гуманистическая направленность социальной деятельности в целом, которая ориентируется не только на защиту отдельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное признание социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и духовном параметрах. Обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.
Таким образом, можно зафиксировать тот факт, что социальная работа как наука и практика находится на стадии развития.
Список литературы
1.Американская
2.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич; Моск. филос. фонд. - М.: Медиум, 2010. - 323 с.
.Волков Ю.Г. Социология: Учебник.- Изд. 2-е, испр. и доп. / Ю.Г.Волков- М.: Гардарики, 2011. - 512 с.
.Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. / Л.Г.Гуслякова // Социальная работа в системе наук. - Барнаул, 2009.
.Зайнышев И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы / И.Г. Зайнышев // Социальная работа, №6, 2010. - С.57-60.
.Иванов Д.В. Парадигмы в социологии: Учебное пособие. / Д.В.Иванов. - Омск: ОмГУ, 2009. - 72 с
.Келле В.Ж., Ковальзон М.Л.
Важнейшие аспекты методологии
социально-философского
.Кун Т. Структура научных революций. / Т. Кун. - М.: Прогресс, 2009.
.Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе: Учеб. пособие. / Н.И. Лапин. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2011. - 381 с.
.Ларионов И.К. Социальная теория: Общие основы и особенности России/ И.К.Ларионов. - М., 2010. - 456 с.
.Маркузе Г. Эрос и цивилизация.
Одномерный человек: Исследование
идеологии развитого
.Мертон Роберт Социальная теория и социальная структура. / Р.Мертон. - М.: АСТ, Хранитель, 2011. - 880 с.
.Никитин В.А. Состояние и проблемы развития теории социальной работы в России /В.А. Никитин // Знания. Понимания. Умения. - 2011. - № 4. - С. 19-23.
.Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы / Под общ. ред. М. Доэла и С. Шардлоу. - М.: Юнити, 2010. С. 10-11.
.Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. / Е.В.Осипова. - М.: Наука, 2009.
.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие/ П.Д. Павленок. - 3-е изд. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2012. - 345 с.
.Парсонс Т. О структуре социального действия. / Т.Парсонс. - М.: Академический Проект, 2010. - 88 с.
.Рой О.М. Исследования
социально-экономических и
.Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 334 с.
.Старшинова А.В. Философские
основания идеологии
.Теория социальной работы./ под общей редакцией Кузиной И.Г. - Владивосток, Изд-во ДВГТУ, 2011.
.Топчий Л.В. Взаимосвязь
социальной политики и
.Фирсов М.В. Введение в
теоретическую социальную
.Хоманс Дж. Социальное
поведение как обмен // Современная
зарубежная социальная
.Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменологической социологии. Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой. / Под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2011. - 336 с.
Информация о работе Основные тенденции парадигмы социальной работы