Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:32, лекция
Понятие самопознания
Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто,
исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В. Г. МАРАЛОВ
ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОЗНАНИЯ
§ 1. Понятие самопознания
Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто,
исходя из
структуры термина «самопознани
Любопытный факт мы находим у отечественного психолога А. Р. Лурия, изучавшего в
30-е годы XX
столетия психологические
просили оценить себя. Многие просто не понимали вопроса, другие, уяснив, что от них
требуется, говорили: «Спросите у соседей обо мне, они лучше знают».
Человека высокой культуры и образования выражение «Познай самого себя» наводит на
серьезные размышления, высвечивает все новые и новые философские вопросы. Мы зададим всего четыре:
— Каково значение самопознания для человека?
— Что в себе надо и что не нужно познавать? (Что выступает объектом самопознания?)
— Как, каким образом человек познает себя? (Каковы механизмы, пути и средства
самопознания?)
— Человек познал себя, что дальше?
§ 2. Значение самопознания в жизни человека
В наиболее завершенном виде проблема самопознания раскрывается в буддизме. Суть
учения буддизма изложена в трех проповедях Будды — принца Гаутамы*.
Во второй проповеди излагается теория об отсутствии души у человека: «Тело (рупа) не имеет души. Если бы существовала душа, то тело не было бы субъектом дуккхи. Но так как тело является бездушным, оно — субъект дуккхи». Отсюда следует, что человек должен отказаться от своего Я.
В третьей проповеди говорится о «колесе жизни», которое приводится в движение
неведением, затмевающим истинный разум человека. Неведение рождает действия, в
результате
чего формируется обыденное
Самопознание личности — это познание своего истинного призвания, которое состоит в
открытии в себе образа Живого Бога. Средством этого является вера, способами — приобщение к таинствам церкви. В результате человек становится самим собой. «Быть самим собой, — пишет митрополит Антоний Сурожский, — значит быть по образу того, кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились».
С научной точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в
психологии. Здесь высвечиваются самые различные грани смысла самопознания. Вот лишь некоторые из них:
• самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья
личности;
• самопознание — средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;
• самопознание — единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации.
Разумеется,
все эти стороны тесно
Особое значение проблеме самопознания придается в гуманистической психологии.
Здесь самопознание
рассматривается как
само актуализации, т. е. способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей
навязывают стать другие, социальное окружение.
Наконец, с точки зрения здравого смысла, житейской психологии значение
самопознания определяется достаточно просто. Если спросить любого человека, даже такого, кто вообще никогда не изучал психологию и имеет о ней смутное представление, в чем смысл самопознания, он, наверное, ответит так: «Самопознание позволяет наиболее полно использовать свои возможности в труде, в общении с другими людьми, в занятии каким-либо делом» — и в целом будет прав. В то же время некоторые могут ответить и так: «Я познаю себя, чтобы иметь власть над другими, манипулировать ими, добиваться своих целей». Таким образом, с позиций здравого смысла самопознание имеет два значения: одно — позитивное, другое — негативное. Действительно, позитивный смысл состоит в том, что любое дело, ситуация, другие люди предъявляют человеку определенные требования и, чтобы добиться успеха в работе, переговорах, завязывании отношений, он должен взвесить свои возможности, опереться на качества своей личности, но предварительно их нужно познать в себе.
Негативный смысл состоит в том, что нередко хорошее знание себя, сильных и слабых сторон своей личности используется человеком в корыстных целях: для удовлетворения своих притязаний, своих амбиций, достижения превосходства над другими, обеспечения себе определенных привилегий и др.
Итак, мы попытались кратко ответить на вопрос, в чем значение и смысл самопознания
для человека. Каждый это значение определяет для себя сам. В то же время в самом общем плане выделяются три значения, три спектра самопознания:
для религиозного человека самопознание — это способ единения с Богом через познание
в себе Божественного начала; на поверхностно-психологическом уровне самопознание выступает как средство наиболее полного использования своих возможностей, способностей в жизни и деятельности либо как средство управления другими людьми;
на глубинно-психологическом уровне, который пытается вскрыть наука, самопознание
— это путь обретения психического и психологического здоровья, гармонии и зрелости,
способности к саморазвитию и само актуализации.
§ 3. Сферы и области самопознания
Физическая личность — это телесная организация человека и все то, что принадлежит
человеку или составляет его окружение (в современной психологии эти положения
оспариваются учеными): одежду, семью, домашний очаг, состояние, продукты собственного труда.
Социальная личность — это признание в нас личности со стороны других людей.
У.Джемс отмечает, что у человека столько социальных личностей, сколько индивидов
признают в нем личность и имеют о ней представление.
Духовная личность — это полное объединение отдельных состояний сознания,
конкретно взятых духовных способностей и свойств.
Все эти три типа личностей иерархически организованы. Высший уровень занимает
духовная личность, низший — физическая. Социальные личности занимают промежуточное положение.
Личностно-характерологические особенности: качества личности и свойства характера,
в которых выражается отношение к другим людям (доброжелательность, общительность,
вежливость, уступчивость и др.); к деятельности, труду, учебе (инициативность,
исполнительность, трудолюбие и др.); к самому себе (самоуважение, уверенность —
неуверенность); к вещам (бережливость, аккуратность, опрятность); к природе; к искусству; к науке и т.п.
Мотивационно-ценностная сфера личности — самопознание в себе собственных
побуждений, интересов, мотивов, ценностей, которые определяют деятельность и поведение.
Эмоционально-волевая сфера личности — познание своих эмоциональных состояний,
доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умения
мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность и др.
Сфера способностей и возможностей — анализ своих способностей в разных сферах
жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов.
Познавательная сфера личности — осознание и понимание функционирования
психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач.
Сфера внешнего облика, особенностей темперамента — самоанализу подвергается
собственный облик, внешний вид, походка, манера держать себя, разговаривать, а также
свойства, которые в своей совокупности определяют темперамент.
Сфера отношений с другими людьми, социальным окружением — человек анализирует,
как складываются его связи с другими — близкими и не очень близкими людьми, как строится взаимодействие, анализирует стратегии собственного поведения, конфликты и барьеры.
Сфера деятельности — важно знать, какими знаниями, умениями, навыками,
способностями обладает человек, как он их использует в жизни и деятельности, как их у себя развивает.
Сфера собственного жизненного пути — каждый человек в той или иной степени
анализирует прожитое, подводит какие-то итоги, строит планы на будущее, занимается
прогнозированием и само прогнозированием собственной личности.
Выделим теперь области самопознания. Традиционно в психологии выделяют две
области: сознание и бессознательное, однако в некоторых концепциях внимание обращается и еще на одну область — сверх сознание, или высшее бессознательное.
В заключение отметим, что было бы неправильным завершить тему описанием лишь
сфер и областей самопознания. Здесь вырисовывается еще один очень интересный аспект. Дело в том, что самопознание любого из нас сопряжено с познанием нами других и другими нас. Что знаем мы о себе, но об этом не знают другие? Что знают о нас другие, а об этом не знаем мы?
— вот вопросы,
которые осознанно или
В соответствии с этой моделью можно представить, что каждый человек несет в себе как
бы четыре «пространства» своей
Рис. 1. «Окно Джогари»
личности. Арена охватывает то, что я знаю о себе и знают об этом окружающие меня люди.
Слепое пятно — это то, что знают обо мне другие, но не знаю я сам. Видимость — то, что я знаю о себе, но другие могут об этом и не подозревать. Наконец, Неизвестное — это то, что я не знаю о себе и чего не знают другие. С учетом этого задача самопознания заключается в том, чтобы как можно в большей степени расширить свою Арену, свести к минимуму Неизвестное, по мере необходимости сузить область Слепого пятна и четко определить свою позицию относительно Видимости (что действительно надо скрывать от других, а что можно открыть и выгодно использовать для достижения собственных целей).
Глава 2. САМОПОЗНАНИЕ КАК
СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ
ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Сознание и самосознание
Об определении понятия «сознание», можно констатировать следующее:
-сознание
характеризуется способностью
действительности, многим животным это не доступно, другими словами, для человека
окружающий мир начинает выступать как объективная (т. е. не зависящая от него) реальность, в итоге чего возникает способность к разграничению по типу «Я— не Я»;
-человек обобщенно
отражает окружающую
фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в
поколение;
-люди способны
предвосхищать и планировать
свое поведение, ставить и
жизненные цели;
-мы пристрастно
относимся к миру, выражая свою
пристрастность в эмоциях,
переживаниях и т.п.
Поскольку наше сознание функционирует в системе «Я— не Я», в центре его находится
Я, которое и выступает в качестве инициатора поведения и деятельности, всей совокупности многообразных отношений. Каждый из нас знает, что такое собственное Я, но дать этому научное определение также трудно. Если выразиться достаточно просто, то Я — это личность, рассматриваемая изнутри, способность человека выделять себя из окружения и выступать в качестве субъекта (инициатора) собственной деятельности и поведения.
§ 2. Структура самосознания
Поясним данную схему. Итак, центральным звеном в структуре самосознания выступает
Я как субъект, которое играет роль под влиянием различных причин (мотивов) активного
деятельного начала. Эту функцию оно выполняет, используя самопознание, которое тесно
переплетается с эмоционально-ценностным отношением. Результатом самопознания является прояснение образа Я, а иногда и конструирование нового образа Я, к которому, например, стремится личность. Этот образ Я возникает не сразу, первоначально проясняются отдельные аспекты Я, черты личности, особенности поведения, т.е. формируются представления о себе.
Только в
ходе систематического самопознания эти
отдельные представления
Когда образ Я получает рациональное объяснение, обоснование, устойчивость, он перерастает в психологическое образование, которое называется Я-концепцией. Сформировавшаяся Я- концепция оказывает влияние на все сферы жизни и деятельности человека, определяет его намерения, планы, притязания, т.е., включаясь в деятельность Я как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию. Сопоставление своей деятельности в ходе саморегулирования с некоторыми нормативами и образцами дает возможность вносить в жизнь необходимые коррективы, делает поведение более адаптивным. Самоконтроль необходим и в самом процессе самопознания и опирается на данные самооценки, оценки нас другими людьми.