Основы самопознания и саморазвития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:32, лекция

Описание работы

Понятие самопознания
Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто,
исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения.

Файлы: 1 файл

конспектирование Маралов В.Г. Основы самопознания и....doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

В. Г. МАРАЛОВ

ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОЗНАНИЯ

 

§ 1. Понятие самопознания

Что же такое  самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто,

исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения.

Любопытный  факт мы находим у отечественного психолога А. Р. Лурия, изучавшего в

30-е годы XX столетия психологические особенности  крестьян в Средней Азии, которых

просили оценить себя. Многие просто не понимали вопроса, другие, уяснив, что от них

требуется, говорили: «Спросите у соседей обо мне, они лучше знают».

Человека  высокой культуры и образования  выражение «Познай самого себя»  наводит на

серьезные размышления, высвечивает все новые и новые философские вопросы. Мы зададим всего четыре:

— Каково значение самопознания для человека?

— Что в  себе надо и что не нужно познавать? (Что выступает объектом самопознания?)

— Как, каким  образом человек познает себя? (Каковы механизмы, пути и средства

самопознания?)

— Человек  познал себя, что дальше?

 

§ 2. Значение самопознания в жизни человека

В наиболее завершенном  виде проблема самопознания раскрывается в буддизме. Суть

учения буддизма изложена в трех проповедях Будды  — принца Гаутамы*.

Во второй проповеди излагается теория об отсутствии души у человека: «Тело (рупа) не имеет души. Если бы существовала душа, то тело не было бы субъектом дуккхи. Но так как тело является бездушным, оно — субъект дуккхи». Отсюда следует, что человек должен отказаться от своего Я.

В третьей  проповеди говорится о «колесе  жизни», которое приводится в движение

неведением, затмевающим истинный разум человека. Неведение рождает действия, в

результате  чего формируется обыденное сознание, которое выделяет в мире формы.

Самопознание  личности — это познание своего истинного призвания, которое состоит  в

открытии  в себе образа Живого Бога. Средством  этого является вера, способами —  приобщение к таинствам церкви. В результате человек становится самим собой. «Быть самим собой, — пишет митрополит Антоний Сурожский, — значит быть по образу того, кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились».

С научной  точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в

психологии. Здесь высвечиваются самые различные грани смысла самопознания. Вот лишь некоторые из них:

• самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья

личности;

• самопознание — средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;

• самопознание — единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации.

Разумеется, все эти стороны тесно взаимосвязаны  и не выступают изолированно. В  той или иной психологической концепции (а их большое множество) лишь акцентируется какая-либо одна сторона.

Особое значение проблеме самопознания придается в гуманистической психологии.

Здесь самопознание рассматривается как необходимое  условие саморазвития личности, ее

само актуализации, т. е. способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей

навязывают  стать другие, социальное окружение.

Наконец, с  точки зрения здравого смысла, житейской  психологии значение

самопознания  определяется достаточно просто. Если спросить любого человека, даже такого, кто вообще никогда не изучал психологию и имеет о ней смутное представление, в чем смысл самопознания, он, наверное, ответит так: «Самопознание позволяет наиболее полно использовать свои возможности в труде, в общении с другими людьми, в занятии каким-либо делом» — и в целом будет прав. В то же время некоторые могут ответить и так: «Я познаю себя, чтобы иметь власть над другими, манипулировать ими, добиваться своих целей». Таким образом, с позиций здравого смысла самопознание имеет два значения: одно — позитивное, другое — негативное. Действительно, позитивный смысл состоит в том, что любое дело, ситуация, другие люди предъявляют человеку определенные требования и, чтобы добиться успеха в работе, переговорах, завязывании отношений, он должен взвесить свои возможности, опереться на качества своей личности, но предварительно их нужно познать в себе.

Негативный  смысл состоит в том, что нередко хорошее знание себя, сильных и слабых сторон своей личности используется человеком в корыстных целях: для удовлетворения своих притязаний, своих амбиций, достижения превосходства над другими, обеспечения себе определенных привилегий и др.

Итак, мы попытались кратко ответить на вопрос, в чем  значение и смысл самопознания

для человека. Каждый это значение определяет для  себя сам. В то же время в самом  общем плане выделяются три значения, три спектра самопознания:

для религиозного человека самопознание — это способ единения с Богом через познание

в себе Божественного  начала; на поверхностно-психологическом уровне самопознание выступает как средство наиболее полного использования своих возможностей, способностей в жизни и деятельности либо как средство управления другими людьми;

на глубинно-психологическом  уровне, который пытается вскрыть  наука, самопознание

— это путь обретения психического и психологического здоровья, гармонии и зрелости,

способности к саморазвитию и само актуализации.

 

§ 3. Сферы и области самопознания

Физическая  личность — это телесная организация человека и все то, что принадлежит

человеку  или составляет его окружение (в  современной психологии эти положения

оспариваются  учеными): одежду, семью, домашний очаг, состояние, продукты собственного труда.

Социальная  личность — это признание в нас личности со стороны других людей.

У.Джемс отмечает, что у человека столько социальных личностей, сколько индивидов

признают в нем личность и имеют о ней представление.

Духовная  личность — это полное объединение отдельных состояний сознания,

конкретно взятых духовных способностей и свойств.

Все эти три  типа личностей иерархически организованы. Высший уровень занимает

духовная личность, низший — физическая. Социальные личности занимают промежуточное положение.

Личностно-характерологические  особенности: качества личности и свойства характера,

в которых  выражается отношение к другим людям (доброжелательность, общительность,

вежливость, уступчивость и др.); к деятельности, труду, учебе (инициативность,

исполнительность, трудолюбие и др.); к самому себе (самоуважение, уверенность —

неуверенность); к вещам (бережливость, аккуратность, опрятность); к природе; к искусству; к науке и т.п.

Мотивационно-ценностная сфера личности — самопознание в себе собственных

побуждений, интересов, мотивов, ценностей, которые  определяют деятельность и поведение.

Эмоционально-волевая  сфера личности — познание своих эмоциональных состояний,

доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умения

мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность и др.

Сфера способностей и возможностей — анализ своих способностей в разных сферах

жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов.

Познавательная  сфера личности — осознание и понимание функционирования

психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств  своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач.

Сфера внешнего облика, особенностей темперамента — самоанализу подвергается

собственный облик, внешний вид, походка, манера держать себя, разговаривать, а также

свойства, которые  в своей совокупности определяют темперамент.

Сфера отношений с другими людьми, социальным окружением — человек анализирует,

как складываются его связи с другими — близкими и не очень близкими людьми, как  строится взаимодействие, анализирует стратегии собственного поведения, конфликты и барьеры.

Сфера деятельности — важно знать, какими знаниями, умениями, навыками,

способностями обладает человек, как он их использует в жизни и деятельности, как  их у себя развивает.

Сфера собственного жизненного пути — каждый человек в той или иной степени

анализирует прожитое, подводит какие-то итоги, строит планы на будущее, занимается

прогнозированием  и само прогнозированием собственной личности.

Выделим теперь области самопознания. Традиционно  в психологии выделяют две

области: сознание и бессознательное, однако в некоторых концепциях внимание обращается и еще на одну область — сверх сознание, или высшее бессознательное.

В заключение отметим, что было бы неправильным завершить  тему описанием лишь

сфер и  областей самопознания. Здесь вырисовывается еще один очень интересный аспект. Дело в том, что самопознание любого из нас сопряжено с познанием нами других и другими нас. Что знаем мы о себе, но об этом не знают другие? Что знают о нас другие, а об этом не знаем мы?

— вот вопросы, которые осознанно или неосознанно  люди задают себе, особенно в ситуациях, когда остро осознаются и переживаются какие-либо жизненные коллизии, когда мы ощущаем необходимость роста и изменения. В психологии имеется одна очень интересная модель, которая в сжатом, схематическом виде позволяет дать ответ на эти вопросы, расширяя наши представления о сферах и областях самопознания. Она называется «Окно Джогари» в честь ее изобретателей Д. Лафта и Г. Ингрома (рис. 1).

В соответствии с этой моделью можно представить, что каждый человек несет в  себе как

бы четыре «пространства» своей

Рис. 1. «Окно  Джогари»

личности. Арена охватывает то, что я знаю о себе и знают об этом окружающие меня люди.

Слепое  пятно — это то, что знают обо мне другие, но не знаю я сам. Видимость — то, что я знаю о себе, но другие могут об этом и не подозревать. Наконец, Неизвестное — это то, что я не знаю о себе и чего не знают другие. С учетом этого задача самопознания заключается в том, чтобы как можно в большей степени расширить свою Арену, свести к минимуму Неизвестное, по мере необходимости сузить область Слепого пятна и четко определить свою позицию относительно Видимости (что действительно надо скрывать от других, а что можно открыть и выгодно использовать для достижения собственных целей).

 

Глава 2. САМОПОЗНАНИЕ КАК  СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ САМОСОЗНАНИЯ

ЧЕЛОВЕКА

 

§ 1. Сознание и самосознание

Об определении  понятия «сознание», можно констатировать следующее:

-сознание  характеризуется способностью человека  выделять себя из окружающей

действительности, многим животным это не доступно, другими  словами, для человека

окружающий  мир начинает выступать как объективная (т. е. не зависящая от него) реальность, в итоге чего возникает способность к разграничению по типу «Я— не Я»;

-человек обобщенно  отражает окружающую действительность  и, используя речь,

фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в

поколение;

-люди способны  предвосхищать и планировать  свое поведение, ставить и достигать

жизненные цели;

-мы пристрастно  относимся к миру, выражая свою  пристрастность в эмоциях, чувствах,

переживаниях  и т.п.

Поскольку наше сознание функционирует в системе «Я— не Я», в центре его находится

Я, которое и выступает в качестве инициатора поведения и деятельности, всей совокупности многообразных отношений. Каждый из нас знает, что такое собственное Я, но дать этому научное определение также трудно. Если выразиться достаточно просто, то Я — это личность, рассматриваемая изнутри, способность человека выделять себя из окружения и выступать в качестве субъекта (инициатора) собственной деятельности и поведения.

 

§ 2. Структура самосознания

Поясним данную схему. Итак, центральным звеном в  структуре самосознания выступает

Я как субъект, которое играет роль под влиянием различных причин (мотивов) активного

деятельного начала. Эту функцию оно выполняет, используя самопознание, которое тесно

переплетается с эмоционально-ценностным отношением. Результатом самопознания является прояснение образа Я, а иногда и конструирование нового образа Я, к которому, например, стремится личность. Этот образ Я возникает не сразу, первоначально проясняются отдельные аспекты Я, черты личности, особенности поведения, т.е. формируются представления о себе.

Только в  ходе систематического самопознания эти  отдельные представления складываются в целостный образ. Важную роль при этом играет деятельность само оценивания, сравнения себя с другими людьми или некоторым идеальным образом. В зависимости от выбранных нормативов (шкалы) самооценка бывает высокой, средней, низкой, адекватной (соответствующей действительности), неадекватно завышенной или неадекватно заниженной.

Когда образ  Я получает рациональное объяснение, обоснование, устойчивость, он перерастает  в психологическое образование, которое называется Я-концепцией. Сформировавшаяся Я- концепция оказывает влияние на все сферы жизни и деятельности человека, определяет его намерения, планы, притязания, т.е., включаясь в деятельность Я как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию. Сопоставление своей деятельности в ходе саморегулирования с некоторыми нормативами и образцами дает возможность вносить в жизнь необходимые коррективы, делает поведение более адаптивным. Самоконтроль необходим и в самом процессе самопознания и опирается на данные самооценки, оценки нас другими людьми.

Информация о работе Основы самопознания и саморазвития