Основы самопознания и саморазвития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:32, лекция

Описание работы

Понятие самопознания
Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто,
исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения.

Файлы: 1 файл

конспектирование Маралов В.Г. Основы самопознания и....doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Основу у  Я-концепции, ее содержание составляют знания о себе, т. е. своеобразная

картина собственной  личности. Например, человек говорит  о себе: я умный, общительный, немного эгоцентричный, внимательный, приятной наружности и т.д.

На эту  «картину» тут же накладывается  отношение. Например: в целом я  собой

удовлетворен и принимаю себя таким, какой есть, — высокое самоуважение. Возможны разные варианты, например: удовлетворен своими способностями, но не удовлетворен внешностью и т.д.

На схеме  показано также, что все эти структурные  компоненты у Я-концепции

характерны не только для Реального Я, но в равной степени и для Идеального Я, и для

Зеркального Я. Разумеется, концепции Реального, Идеального и Зеркального Я могут

значительно различаться, вступать в противоречие и даже в конфликт.

Попытаемся  теперь описать некоторые общие психологические особенности, которые

расширяют наши представления о Я-концепции человека. К ним можно отнести следующие.

Полнота —фрагментарность Я-концепции — определяется тем, насколько полно и

обстоятельно  человек знает свою личность, насколько взвешенно может объяснить, в том числе и самому себе, почему он такой, а не иной, чем обусловлены его сильные и слабые стороны.

Глубина —поверхностность знаний о себе — способность познать себя не только на

уровне сознания, но и на уровне бессознательного, а также того, что знают о тебе другие и что сначала с трудом поддается самоанализу. Поверхностное знание себя, наоборот,

характеризуется отрывочностью, несистематичностью и  только тех качеств, которые доступны быстрому осознанию. Глубокое познание себя — это стремление к постоянному расширению Арены (вспомним «Окно Джогари»).

Гармоничность — конфликтность Я-концепции определяется тем, насколько

различные части  личности, даже противоречивые, «уживаются»  друг с другом, составляя

целостное единство, которое и осознается человеком как таковое. С конфликтной Я-

концепцией  мы имеем дело тогда, когда человек  принимает какие-то определенные качества и отвергает другие или когда он одним и тем же в себе свойством и качеством и удовлетворен, и не удовлетворен одновременно, когда возникают коллизии между «Хочу», «Могу» и «Надо».

Об этих проблемах  мы поговорим несколько позже.

Адекватность  —неадекватность представлений о себе — еще одна важная

характеристика. Суть ее понятна. Человек может создать  такой образ самого себя и поверить в него, какой на самом деле не соответствует действительности и приводит к конфликтам с реальностью; причины этого конфликта, как правило, приписываются другим. Адекватная же концепция — залог более успешного приспособления к миру, к другим людям.

Устойчивость — динамичность Я-концепции может быть рассмотрена в двух аспектах.

Во-первых, это  временной аспект. Он характеризуется  тем, насколько человек способен

сохранять устойчивое представление о себе в течение  определенного промежутка времени. Во- вторых, это аспект личностного роста, определяемый тем, насколько быстро по времени человек способен расширять и углублять представление о себе, самосовершенствоваться в случае необходимости.

Поясним данную схему, затем проиллюстрируем ее на конкретном примере.

На формирование Я-концепции личности влияние оказывают  очень многие факторы. К

важнейшим из них относятся способность человека к самопознанию и само оцениванию

(внутренний  фактор), реальные достижения и  оценки личности окружающими  (внешние

факторы). Например, если у  того или иного человека в какой-либо сфере реально высокие

достижения, он постоянно  добивается успеха и это подтверждается другими, значимым

социальным окружением, то это является существенной предпосылкой для развития

соответствующей Я-концепции, высокой самооценки в данном виде деятельности. И если такая деятельность становится значимой, то у него формируются и высокие ожидания,

притязательность как  свойство личности, выражающееся в  стремлении добиваться высоких

результатов.

 

Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК  ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ,

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

§ 1. Общая характеристика самопознания как процесса

Процесс* — последовательная смена состояний, явлений в развитии чего-либо; в более

узком понятии  — последовательность действий для  достижения определенной цели. Мы будем рассматривать самопознание именно во втором, более узком значении: самопознание — это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т. е. знание о себе, образ Я, Я-концепция. Поскольку самопознание есть последовательность действий, то само оно представляет специфическую познавательную деятельность и, как всякая деятельность, может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов и результатов.

Своеобразие самопознания как процесса схематически (рис. 5) может быть представлено

следующим образом:

Самопознание  как осознанный процесс характеризуется целенаправленностью, т.е.

человек ставит перед собой специальную цель — выявить в себе ту или иную способность, склонность, черту личности, используя для этого специфические средства, которые помогают проанализировать и оценить себя. Именно в этом случае самопознание превращается в осознанную деятельность и подчиняется ее законам. Чем чаще человек превращает свое самопознание в деятельность, тем быстрее и глубже он познает себя. Правда, здесь есть и обратная сторона медали, когда при высоком уровне эмоциональности, непринятия себя самопознание превращается в само копание, порождающее не объективное знание о себе, а различного рода комплексы, в том числе и комплексы неполноценности. Поэтому во всем должны быть мера и здравый смысл.

 

§ 2. Цели и мотивы самопознания

Источником  активности личности являются ее потребности. Потребность в широком

смысле —  это нужда, необходимость в чем-либо, а в более узком значении —  состояние, в

котором отражается зависимость человека от условий  существования. Поскольку человек

существо  биосоциальное, то и потребности  могут быть как биологическими, так  и

социальными. К биологическим потребностям относятся: потребности в пище, воде, тепле, воздухе, сексуальном партнере и многое другое. К фундаментальным социальным

потребностям  относятся: потребности в труде, познании, общении, в достижениях  и др.

Самопознание  как процесс выступает в качестве проявления формы специфической активности, следовательно, в его основе также лежит потребность, которую можно назвать потребностью в самопознании.

Мотив — конкретное побуждение к деятельности, в нем выражается та или иная потребность. Так, потребность в общении активизирует мотив общения, потребность в труде — мотивы трудовой деятельности, потребность в самопознании — мотивы самопознания. Под влиянием того или иного мотива человек ставит определенные цели Деятельности, достигает их, используя способы, приемы, последовательность действий.

Цель — это образ будущего результата. Когда мы говорим о Целях самопознания, то они

могут быть очень  разными, все зависит от того, какой  достигаемый в ходе самопознания образ будущего результата нам видится. Цели бывают широкие и узкие, реальные и нереальные,

истинные  и ложные.

 

§ 3. Способы и средства самопознания

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим

поведением, действиями, событиями внутреннего  мира. Человечество давно знакомо с

самонаблюдением, которое одно время выступало  как основной метод психологии и

называлось  «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу

(расчленению,  расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая

характеристика  расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» — это условные

понятия, однако они позволяют достаточно точно  передать суть данного способа. Мы

постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с  идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент

самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой

являются  противоположности, например: умный  — глупый, добрый —злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый—ленивый. И мы

обязательно в этой шкале находим себе место.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам

самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы само моделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование — это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

 

Глава 4. ИДЕНТИФИКАЦИЯ  И РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМЫ

САМОПОЗНАНИЯ

Под механизмом понимается обычно то, что обеспечивает функционирование какой-

либо системы. Мы уже отметили, что самопознание является одним из механизмов

функционирования  самосознания. В то же время и самопознание имеет свои собственные

механизмы, которые  определяют его деятельность, способствуют началу и завершению актов познавания себя. К таким механизмам относятся идентификация и рефлексия. Идентификация дает возможность отождествления с кем-либо или чем-либо, а рефлексия, наоборот, отстраниться от предмета анализа, «посмотреть» на весь процесс как бы со стороны.

 

 

 

 

§ 1. Идентификация

Начнем с  идентификации с другим человеком, другими людьми, образцом, в роли

которого  может выступать вымышленный герой, литературный персонаж. В свою очередь, здесь выделяются также две стороны: одна в ходе идентификации осуществляет перенос качеств другого на себя; вторая — перенос своих качеств на другого.

Идентификация с раннего детства происходит не только с близкими людьми как таковыми, т.е. их действиями и поведением, но и с тем, что другие говорят о ребенке, как они его оценивают. Другими словами, ребенок постоянно примеривает точку зрения других на себя. Процесс неосознанного включения индивидом в свой внутренний мир взглядов, установок, оценок других людей называется в психологии «интроекция». В результате интроекции эти взгляды, мнения, оценки, в том числе и по поводу собственной личности, воспринимаются как свои собственные. Со временем в результате развития другого механизма — рефлексии — этот процесс становится более критичным и осознанным, когда человек приобретает способность уже самостоятельно строить представление о себе и своих качествах личности. На ранних же этапах развития

интроекция  играет одну из ведущих ролей, выступая как результат соответствующей

идентификации.

Другой стороной идентификации является стремление приписывать собственные черты,

свойства, взгляды, отношения другим людям. Подобным образом  формируются наши

многочисленные  ожидания по отношению к другим людям.

Человек идентифицируется со многими аспектами своего Я: именем, полом, положением, ролью, отдельными чертами, наконец, со своим Я в целом. Так, в имени закрепляется идентификация с телесной и духовной индивидуальностью

человека. Чаще всего мы себя не отделяем от имени, фамилии, они органически «врастают» в нашу суть и выражают ее. Насильственная смена имени или фамилии порождает нередко личностный кризис, приводит к разотождествлению, потере перспективы жизни. В то же время мы знаем немало примеров, когда человек сам желает сменить имя, фамилию. Он делает это не только потому, что имя и фамилия не нравятся (смешные, нелепые, вызывают насмешки), а в большей степени потому, что не может с ними идентифицироваться, в результате чувствует постоянный дискомфорт, состояние раздвоенности, «неистинности» самого себя.

Не меньшее  значение имеет идентификация со своим полом, которая начинает

формироваться очень рано. Пол дан от рождения, но этот факт надо еще каждому и признать, и принять, чтобы он стал естественным состоянием личности. Непринятие пола приводит к еще более тяжелым последствиям, чем насильственная смена имени.

С самого раннего  детства человек начинает идентифицировать себя и с определенной

ролью: вначале  — с ролью сына или дочери, позже — родителя, бабушки или дедушки; с

социальной  ролью — ученика, преподавателя, рабочего, служащего, ученого и др. Долгое

выполнение  той или иной роли приводит к тому, что человек полностью отождествляет  себя с ней.

 

§ 2. Рефлексия

Рефлексия —  обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.

Прежде всего  необходимо заметить, что рефлексия  как механизм формируется гораздо

позже, чем  идентификация. Если к идентификации  ребенок проявляет способность  с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников.

Традиционно в психологии различают несколько  видов рефлексии:

Информация о работе Основы самопознания и саморазвития