Основы самопознания и саморазвития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:32, лекция

Описание работы

Понятие самопознания
Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто,
исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения.

Файлы: 1 файл

конспектирование Маралов В.Г. Основы самопознания и....doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого

человека  и причинах его поступков. Здесь  рефлексия выступает механизмом познания другого человека;

личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и

качества, поведенческие  характеристики, система отношений  к другим;

интеллектуальная  — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности

анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно

возвращаться  к условиям задачи.

Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного  механизма, то

таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть.

1. Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами

невозможно  познать другого человека и самого себя.

2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект

рефлексирования, выделение его среди других объектов.

3. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых

осуществляется  рефлексирование.

4. Конструирование системы рефлексивных  средств — выбранные первичные средства

объединяются  в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и

обоснованно проверить рефлексивный анализ.

5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования

разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это организует рефлексивное познание).

6. Объективизация рефлексивного описания  — оценка и обсуждение полученного

результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается

вновь.

 Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:

-признает  данное качество как свою сильную  сторону;

-вставая в  позицию других людей, также  отмечает наличие этой черты;

-в то же  время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей

он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой.

Выделяет  также и первопричину, побудившую к этой работе;

-отмечает, что,  несмотря на коммуникабельность, до сих пор сохраняются некоторые

трудности в  установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;

-обнаруживает  некоторые устоявшиеся программы,  которые варьируются в зависимости

от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.

Понятно, что  рефлексирование — это сложная  работа, требующая времени, усилий,

определенных  способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть

недостатки, которыми обладает идентификация, сделать  процесс самопознания более

целенаправленным  и осознанным.

 

Глава 5. БАРЬЕРЫ САМОПОЗНАНИЯ

 

Барьеры самопознания:  барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.

 

 

Выдающийся  австрийский ученый, один из основоположников этологии — науки о

поведении животных — К. Лоренц выделяет три препятствия на путы самопознания

человека:

1) самое примитивное.  Оно мешает самопознанию человека  тем, что запрещает ему

увидеть историю  собственного возникновения.

Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими — животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что порождает самые невероятные теории о происхождении человека.

2) эмоциональная  антипатия к признанию того, что  наше поведение подчиняется

законам естественной причинности. Это препятствие порождается  противоречием между

смутным чувством несвободы и вполне оправданной  потребностью в свободе воли и  столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а

высокими  целями;

3) наследие  идеалистической философии, особенно  в западной культуре, делящей  мир на

мир вещей  и мир человеческого внутреннего  закона, который лишь один заслуживает

признания как  ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание.

Таким образом, наиболее общими препятствиями к  самопознанию человека, согласно

представлениям  К. Лоренца, являются нежелание человека осознать себя частью природы,

приписывание  себя к высшей ценности и считающим  себя вправе управлять природой (в  науке такой взгляд на взаимодействие человек! и природы называется «антропоцентризм»).

Я выстраивает защитные механизмы. К наиболее распространенным из них относятся: вытеснение — исключение из сознания импульсов, порождающих тревогу; образование противоположной реакции — изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную; проекция — приписывание неприемлемого для сознания действия или мысли другому лицу; вымещение — бессознательная переориентация с недоступного объекта на доступный; рационализация — самообман, стремление разумно объяснить неразумное действие или поступок и др.

 

Выводы

Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных

свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений  с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире.

Значения самопознания:

-на религиозном  уровне — это способ единения  человека с Богом (Абсолютом,

Вселенной) через  познание в себе Божественного начала;

-на поверхностно-психологическом  (житейском) уровне — это средство  наиболее

полного использования  своих возможностей, средство управления другими людьми;

-на глубинно-психологическом  уровне — это путь обретения  психологического

здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и само актуализации.

К сферам самопознания относятся: поведение человека во внешнем мире и жизнь в мире

внутреннем. Областями самопознания являются сознание, бессознательное и сверх сознание (высшее бессознательное). Самопознание осуществляется всегда в соотнесении своих знаний о себе с тем, что обо мне знают другие.

Самопознание  выступает структурным компонентом самосознания. Самопознание — это

деятельность Я как субъекта по познанию (или сознанию) образа Я (Я-концепции). Образ Я через внешнюю и внутреннюю деятельность человека вносит коррективы в структуру Я как субъекта, выполняя функции саморегулирования и самоконтроля. В ходе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе проясняются. Я-концепция и различные ее аспекты, Я-концепция может быть описана через формулы: «Что я знаю о себе», «Что я думаю о себе», «Как я отношусь к себе», «Как я оцениваю себя».

Самопознание — это  процесс по обнаружению, фиксации, анализу, оценке, принятию у

себя определенных качеств  или поведенческих характеристик, который имеет свои цели,

мотивы, способы и средства, результаты. Мотивы самопознания возникают на базе

соответствующих потребностей: в самопознании, самоуважении, целостности  своего Я,

признании себя со стороны  других и т. д. Цели самопознания бывают широкими — в познании себя в целом и познании своих жизненных целей — и более узкими, обусловленными жизнью и конкретными ситуациями. Способами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, сравнение, моделирование собственной личности, осознание противоположностей. Средствами самопознания — познание других людей, самоотчеты, просмотр кинофильмов, чтение литературы, изучение психологии. Результатом самопознания является система знаний о себе, объединенная в доступную для осознания Я-концепцию, и система само отношения: личностная идентичность, само принятие, самоуважение, чувство собственной компетенции.

В качестве механизмов самопознания выступает взаимодействие идентификации и

рефлексии. Идентификация  дает возможность уподобиться другому  человеку или самому себе, а рефлексия — отстраниться, занять самые различные позиции, что позволяет осуществлять глубокий и полноценный самоанализ.

В результате самопознания могут возникать различные барьеры, связанные с несовершенством природы человека в целом, с несформированной способностью к

самопознанию или с  препятствиями, которые человек ставит перед собой сам.


Информация о работе Основы самопознания и саморазвития