Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:32, лекция
Понятие самопознания
Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто,
исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения.
коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого
человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;
личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и
качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;
интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности
анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно
возвращаться к условиям задачи.
Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то
таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть.
1. Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами
невозможно познать другого человека и самого себя.
2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект
рефлексирования, выделение его среди других объектов.
3.
Первичная категоризация — выбо
осуществляется рефлексирование.
4.
Конструирование системы
объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и
обоснованно проверить рефлексивный анализ.
5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования
разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это организует рефлексивное познание).
6.
Объективизация рефлексивного
результата;
в случае, когда результат
вновь.
Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:
-признает
данное качество как свою
-вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты;
-в то же время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей
он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой.
Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе;
-отмечает, что,
несмотря на
трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;
-обнаруживает
некоторые устоявшиеся
от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.
Понятно, что рефлексирование — это сложная работа, требующая времени, усилий,
определенных способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть
недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более
целенаправленным и осознанным.
Глава 5. БАРЬЕРЫ САМОПОЗНАНИЯ
Барьеры самопознания: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.
Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии — науки о
поведении животных — К. Лоренц выделяет три препятствия на путы самопознания
человека:
1) самое примитивное.
Оно мешает самопознанию
увидеть историю собственного возникновения.
Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими — животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что порождает самые невероятные теории о происхождении человека.
2) эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется
законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между
смутным чувством несвободы и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а
высокими целями;
3) наследие
идеалистической философии,
мир вещей
и мир человеческого
признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание.
Таким образом, наиболее общими препятствиями к самопознанию человека, согласно
представлениям К. Лоренца, являются нежелание человека осознать себя частью природы,
приписывание себя к высшей ценности и считающим себя вправе управлять природой (в науке такой взгляд на взаимодействие человек! и природы называется «антропоцентризм»).
Я выстраивает защитные механизмы. К наиболее распространенным из них относятся: вытеснение — исключение из сознания импульсов, порождающих тревогу; образование противоположной реакции — изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную; проекция — приписывание неприемлемого для сознания действия или мысли другому лицу; вымещение — бессознательная переориентация с недоступного объекта на доступный; рационализация — самообман, стремление разумно объяснить неразумное действие или поступок и др.
Выводы
Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных
свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире.
Значения самопознания:
-на религиозном уровне — это способ единения человека с Богом (Абсолютом,
Вселенной) через познание в себе Божественного начала;
-на поверхностно-
полного использования своих возможностей, средство управления другими людьми;
-на глубинно-психологическом уровне — это путь обретения психологического
здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и само актуализации.
К сферам самопознания относятся: поведение человека во внешнем мире и жизнь в мире
внутреннем. Областями самопознания являются сознание, бессознательное и сверх сознание (высшее бессознательное). Самопознание осуществляется всегда в соотнесении своих знаний о себе с тем, что обо мне знают другие.
Самопознание
выступает структурным
деятельность Я как субъекта по познанию (или сознанию) образа Я (Я-концепции). Образ Я через внешнюю и внутреннюю деятельность человека вносит коррективы в структуру Я как субъекта, выполняя функции саморегулирования и самоконтроля. В ходе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе проясняются. Я-концепция и различные ее аспекты, Я-концепция может быть описана через формулы: «Что я знаю о себе», «Что я думаю о себе», «Как я отношусь к себе», «Как я оцениваю себя».
Самопознание — это процесс по обнаружению, фиксации, анализу, оценке, принятию у
себя определенных качеств
или поведенческих
мотивы, способы и средства, результаты. Мотивы самопознания возникают на базе
соответствующих потребностей: в самопознании, самоуважении, целостности своего Я,
признании себя со стороны других и т. д. Цели самопознания бывают широкими — в познании себя в целом и познании своих жизненных целей — и более узкими, обусловленными жизнью и конкретными ситуациями. Способами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, сравнение, моделирование собственной личности, осознание противоположностей. Средствами самопознания — познание других людей, самоотчеты, просмотр кинофильмов, чтение литературы, изучение психологии. Результатом самопознания является система знаний о себе, объединенная в доступную для осознания Я-концепцию, и система само отношения: личностная идентичность, само принятие, самоуважение, чувство собственной компетенции.
В качестве механизмов самопознания выступает взаимодействие идентификации и
рефлексии. Идентификация
дает возможность уподобиться
В результате самопознания
могут возникать различные барь
самопознанию или с препятствиями, которые человек ставит перед собой сам.