Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 22:34, реферат
Целью настоящей работы является рассмотрение тенденций развития системы социального партнерства в нашей стране на современном этапе. Для этого представляется необходимым показать трехсторонний характер системы социального партнерства, а также особенности и перспективы его развития.Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов, достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем
Введение 3
1. Исторические аспекты становления социального партнерства 4
2. Социальное партнерство в сфере социально-трудовых отношений: 6
2.1. Понятие, стороны, органы, формы социального партнерства 6
2.2. Коллективные переговоры 9
2.3. Коллективный договор 13
2.4. Социально-партнерские соглашения 16
Заключение 21
Список литературы 23
Оглавление
Радикальные преобразования российского общества сопровождаются сложными процессами конструирования демократического политико-правового механизма управления социальными явлениями. В государственной жизни со значительным противоборством утверждается разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Социально-трудовая сфера наполняется различными формами непосредственного взаимодействия предприятий, общественных организаций и движений с государством и его структурами. В социально-экономическом пространстве с участием государства формируется неординарная система социального партнерства. Возникшие в мировой истории идеи приоритета права, солидаризма, договорного регулирования становятся актуальными в практической политике России.
Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов, достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем. Особенность современного этапа развития социально-трудовых отношений в стране состоит в их переходном характере: не сложились до конца субъекты отношений, не оформились интересы этих субъектов, нет единой правовой базы и институтов реализации социального партнерства.
Целью настоящей работы
является рассмотрение тенденций развития
системы социального
На рубеже XIX – XX веков формирование рыночных отношений в экономике России, обусловило возникновение и развитие партнерских отношений.
Однако основные идеи согласования интересов капиталистов или рабочих были сформированы значительно раньше. Чтобы понять сущность социального партнерства, необходимо исходить из истории взаимоотношений между основными классами общественных систем.
На первых этапах становления
капиталистических отношений, элементы
социального партнерства
Во второй половине XIX века возникают и развиваются теоретические школы, направления, противопоставляющие социальному партнерству идею классовой борьбы, антагонистической непримиримости в отношениях между трудом и капиталом. Эти школы и направления представляются в основном марксистское направление.
На рубеже XIX – XX вв. исследования проблем формирования социально-трудовых отношений принимают характер противостояния двух основных непримиримых направлений. Сторонники одного выступали за революционное переустройство капиталистического общества, представители другого направления обосновали возможность капитализма к саморазвитию и выступали за эволюционные преобразования путем реформирования и достижения компромисса.
В 80-90-е гг. XIX века в России разрабатывается фабричное и заводское законодательство, в практику вводятся расчетные книжки работников, в них формулируются отдельные положения трудовых отношений работника и работодателя. А с началом ХХ столетия распространение получает процесс заключения коллективных договоров и отраслевых соглашений.
Таким образом, теория социального
партнерства, цивилизованного регулирования
противоречий между трудом и капиталом,
формирующаяся в течение
Еще в прошлом веке
работодатель, как в России, так
и на Западе, чтобы избежать забастовок
и не снижать массу прибыли
шел на договоренность с рабочими
и создание привилегий части из них.
Это привело к появлению «рабоч
Главная причина снижения радикализма - качественные изменения, произошедшие среди самих рабочих. Высокая образованность и профессионализм, возможность участия в прибылях предприятия, хорошая зарплата, развитость сферы социальной защиты привели к тому, что формой разрешения проблем стали не стачки и забастовки, а переговорный процесс.
На активизацию разработок теории и практики социального партнерства оказала влияние победа Октябрьской Революции. «Остальной мир», чтобы исключить то, что произошло в России, вынужден был менять стратегию и тактику отношений между трудом и капиталом. Для разрешения противоречий пришлось создавать специальные организации - профсоюзы и их организации. Одной из таких организаций стала в 1919 году Международная организация труда. Но международная организация - это внешний фактор. Главным фактором возникновения социального партнерства является внутренний фактор, отражающий реальные изменения в сфере производства.
На Западе этим фактором
стала научно-техническая револ
Существует 3 подхода
в понимании социального
Хотя социальное партнерство основано на поиске и нахождении оптимального для интересов сторон их баланса и соотношения – объединение интересов в единое целое в принципе недостижимо.
Но интегрировать интересы в один коллективный интерес сложно, более того невозможно.
Таким образом, социальное партнерство - специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой.
Для современной политики
государства в сфере социально-
Социальное партнерство в сфере труда в объективном смысле представляет собой институт трудового права. Входящие в него нормы сформулированы, прежде всего, в части второй (раздел второй) Трудового Кодекса Российской Федерации). Отдельные нормы расположены в иных частях Трудового Кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 2 Трудового
Кодекса Российской Федерации социальное
партнерство является одним из принципов
правого регулирования
В статье 23 Трудового
Кодекса РФ сформулировано легальное
определение понятия
Таким образом, цель социального
партнерства – поиск
Согласно статье 25 Трудового Кодекса РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Будучи экономически
более слабой стороной отношений
в сфере наемного труда, работники
должны иметь гарантированное
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
а) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
б) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
в) участия работников, их представителей в управлении организацией;
г) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Трудовое законодательство Российской Федерации устанавливает общий порядок проведения коллективных переговоров любого уровня.
Инициаторами проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективных договоров и соглашений вправе быть представители как работников, так и работодателей. Для этого они должны направить другой сторон письменное уведомление произвольной формы, в котором целесообразно указать: предполагаемую дату начала переговоров, место их проведения, предложения по составу комиссии (если она не действует на постоянной основе).
Представители стороны, получившие такое уведомление, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа (ст.36 ТК РФ).