Основы социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 22:34, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение тенденций развития системы социального партнерства в нашей стране на современном этапе. Для этого представляется необходимым показать трехсторонний характер системы социального партнерства, а также особенности и перспективы его развития.Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов, достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем

Содержание работы

Введение 3
1. Исторические аспекты становления социального партнерства 4
2. Социальное партнерство в сфере социально-трудовых отношений: 6
2.1. Понятие, стороны, органы, формы социального партнерства 6
2.2. Коллективные переговоры 9
2.3. Коллективный договор 13
2.4. Социально-партнерские соглашения 16
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Основы социального партнерства.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии со статьей 35 Трудового  Кодекса РФ для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Комиссии могут действовать как на временной, так и на постоянной основе: это в одних случаях определяется нормативным актом, а в других – соглашением сторон.

Так, на федеральном уровне образована постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Комиссия формируется на равноправной основе из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации. Причем каждое российское объединение профсоюзов и работодателей может направить своего представителя в состав соответствующей стороны комиссии.

В субъектах Российской Федерации  могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном (районном, городском) уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Региональные и территориальные комиссии, как правило, постоянно действующие.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного  договора и заключения коллективного договора.

Создание комиссии, изменение  ее персонального состава следует  в письменной форме оформлять  в виде совместного решения сторон. Это объясняется тем, что статья 39 Трудового Кодекса РФ устанавливает  гарантии и компенсации участникам коллективных переговоров. Они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Участники коллективных переговоров  свободны в выборе вопросов регулирования  социально-трудовых отношений.

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров (ч. 7 ст. 37 Трудового Кодекса  РФ). В частности, согласно ч. 2 ст. 53 Трудового Кодекса РФ представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

реорганизации или ликвидации организации;

введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий  труда работников;

профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

по другим вопросам, предусмотренным  Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, учредительными документами  организации, коллективным договором.

В соответствии с ч. 8 ст. 37 Трудового Кодекса участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся охраняемой законом государственной, служебной, коммерческой и иной тайне. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной (ст. 13.11 и 13.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ), гражданско-правовой (ст.139 Гражданского Кодекса РФ), уголовной ответственности (ст. 183 и 283 Уголовного Кодекса РФ) в порядке, установленном федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров  определяются представителями сторон, являющимися  участниками указанных переговоров.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров, производится в порядке, установленном главой 61 Трудового Кодекса РФ, регламентирующей рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров.

Все затраты, связанные  с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

    1. Коллективный договор

Договоренности, достигнутые  между сторонами социального  партнерства на уровне организации, оформляются в форме коллективного  договора.

Коллективный договор  – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 Трудового Кодекса РФ).

Он предназначен для  выполнения:

- защитной функции,  которая проявляется в том, что указанный правовой акт призван защищать работников от экономически более сильного работодателя при определении условий труда;

- функции социального  партнерства, так как заключение  коллективного договора помогает  сглаживать трудовые конфликты, означает удачное завершение переговорного процесса и достижение сторонами компромисса;

- нормотворческой функции,  поскольку коллективные договоры  восполняют пробелы в нормативных  правовых актах, ориентируют законодателя  на совершенствование и упорядочение норм трудового права.

Порядок разработки проекта  коллективного договора и его  заключения определяется сторонами  в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. Вопрос о целесообразности обсуждения проекта коллективного договора работниками организации и утверждения его общим собранием (конференцией) работников решается по соглашению сторон.

Коллективный договор  может заключаться не только в  организации в целом, но и в  ее филиалах, представительствах и  иных обособленных структурных подразделениях. Такая необходимость может возникнуть, если такие подразделения (например, согласно ст. 55 Гражданского Кодекса РФ – филиал, представительство) расположены вне места нахождения юридического лица, многочисленны, имеют особенности в организации труда и так далее. Коллективный договор структурного подразделения не должен содержать нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с коллективным договором организации.

Под содержанием коллективного  договора понимаются согласованные  сторонами условия (положения), призванные урегулировать социально-трудовые отношения в конкретной организации. Указанные условия (положения) можно разделить на два вида: обязательственные и информационные.

В обязательственную  часть коллективного договора могут включаться обязательства сторон по следующим вопросам:

1) формы, системы и  размеры оплаты труда; выплата  пособий, компенсаций; механизм  регулирования оплаты труда с  учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных  коллективным договором;

2) занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

3) рабочее время и  время отдыха, включая вопросы  предоставления и продолжительности  отпусков; оздоровление и отдых  работников и членов их семей;

4) улучшение условий  и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; экологическая безопасность  и охрана здоровья работников на производстве;

5) соблюдение интересов  работников при приватизации  государственного и муниципального  имущества;

6) гарантии и льготы  работникам, совмещающим работу с обучением;

7) контроль за выполнением  коллективного договора, порядок  внесения в него изменений  и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий  деятельности представителей работников, порядок информирования работников  о выполнении коллективного договора;

8) отказ от забастовок  при выполнении соответствующих  условий коллективного договора;

9) частичная  или полная оплата питания  работников;

10) другие вопросы,  определенные сторонами.

Вышеприведенный перечень не является исчерпывающим.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться  льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные  по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Коллективный договор  заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня  подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Трудовой Кодекс Российской Федерации предусмотрел процедуру  уведомительной регистрации коллективного договора, которая осуществляется в органе исполнительной власти по труду по месту расположения организации. Обязанность направить в семидневный срок в указанные органы подписанный сторонами коллективный договор возлагается на работодателя, представителя работодателя. Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации  коллективного договора орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению  с нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Стороны имеют  право продлить действие коллективного  договора на срок не более трех лет. Изменение и дополнение коллективного  договора производятся в порядке, установленном  для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.

    1. Социально-партнерские соглашения

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий  общие принципы регулирования связанных  с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 Трудового Кодекса РФ).

В зависимости от сферы  регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений и  связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие  принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие  условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие  условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

В статье 45 Трудового  Кодекса РФ употреблен также термин «иные соглашения». Они могут  заключаться сторонами на любом  уровне социального партнерства  по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. На практике имеет место заключение соглашений на уровне федеральных округов.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двухсторонними и трехсторонними. Характер конкретных участников соглашений определяется уровнем регулируемых соглашений.

Содержание  и структура соглашения определяются в пределах компетенции представителей сторон и по договоренности между ними. Они свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по различным вопросам, в частности: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства иные вопросы, определенные сторонами.

Информация о работе Основы социального партнерства