Основы социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 22:34, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение тенденций развития системы социального партнерства в нашей стране на современном этапе. Для этого представляется необходимым показать трехсторонний характер системы социального партнерства, а также особенности и перспективы его развития.Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов, достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем

Содержание работы

Введение 3
1. Исторические аспекты становления социального партнерства 4
2. Социальное партнерство в сфере социально-трудовых отношений: 6
2.1. Понятие, стороны, органы, формы социального партнерства 6
2.2. Коллективные переговоры 9
2.3. Коллективный договор 13
2.4. Социально-партнерские соглашения 16
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Основы социального партнерства.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с ним соглашения не могу содержать условий, снижающих  уровень прав и гарантий работников, предусмотренных правовыми актами о труде.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Законодатель уделяет  важное внимание согласованию интересов  государства с интересами социальных партнеров. Заключение и изменение  соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу, осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Так, генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться, по общему правилу, до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Региональные и территориальные соглашения должны заключаться, по общему правилу, до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Соглашение подписывается  представителями сторон. Оно вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Дата вступления соглашения в силу не зависит от времени и результатов проведения уведомительной регистрации.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может  превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Общее правило о действии соглашения по кругу лиц гласит, что оно распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Так, соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении  работодателей - федеральных государственных  учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных  учреждений и других организаций, финансируемых  из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Соглашение  действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, если они являются членами соответствующего профсоюза или уполномочили его на представительство своих интересов. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

По предложению  сторон заключенного на федеральном  уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей  отрасли, в течение 30 календарных  дней со дня официального опубликования  предложения о присоединении  к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции  по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере труда, имеет право  пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования  заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок  опубликования предложения о  присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Изменение и  дополнение соглашения производятся в  порядке, установленном Трудовым Кодексом для заключения соглашения, либо в  порядке, установленном соглашением.

Соглашение в течение  семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателей на уведомительную регистрацию. Ее осуществляет орган по труду соответствующего уровня (федеральный, субъекта Российской Федерации, территориальный).

Контроль за выполнением  соглашений осуществляется сторонами  социального партнерства их представителями, а также соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Заключение

Данная работа позволяет  сделать ряд выводов:

Во-первых, социально-партнерские  отношения представляют собой систему  взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления и направлены на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Во-вторых, коллективные переговоры – универсальное средство согласования интересов субъектов социального партнерства, подготовки правовых актов социального партнерства они могут проводиться на всех уровнях социального партнерства, начиная с уровня организации и заканчивая федеральным уровнем.

В-третьих, коллективный договор можно рассматривать  как правовой акт социального  партнерства, регулирующий социально-трудовые отношения на уровне организации, филиала, представительства, заключаемый работниками  в лице их представителей с работодателем и порождающий права как работников и работодателей, так и их представителей.

В-четвертых, соглашение – правовой акт, устанавливающий  общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных ними экономических  отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Несомненно, в современной  России произошли некоторые перемены в области социального партнерства по сравнению моделью советского времени и эти изменения можно назвать трансформированием формы социально-трудовых отношений, а именно, изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Гос. Думой 21 декабря 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г., № 197-ФЗ] : офиц. текст : по состоянию на 31 августа 2007 г. // Справочная правовая система Консультант Плюс.
  2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. Ред. Ю. П. Орловский. – М. : ИНФРА-М, 2007.
  3. Мицинова Н.А. Коллективный договор и соглашения как формы социального партнерства в сфере труда / Правоведение, 2000, № 1.
  4. Актуальные проблемы современного профсоюзного движения. – Казань : Медицина, 2000.
  5. Социальное партнерство. – М. : Издательство «Экономика», 1999.
  6. Обзор вопросов социального партнерства в Российской Федерации, 2000.
  7. Трудовое право / Под ред. Гапоненко В.Ф., Михайлова
  8. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. – М.: Экзамен, 2001.

1 Актуальные проблемы современного профсоюзного движения – Казань: Медицина, 2000 – С 4.

 

 


Информация о работе Основы социального партнерства