Основы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Рассмотреть теорико-методологическую основу социальной работы, провести анализ ситуации и разработать рекомендации.
Объект исследования: этика
Предмет исследования: социальная работа
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные понятия «социальный работник».
2. Изучить функции социального работника, его лично-нравственные качества и роль этики в его деятельности.

Файлы: 1 файл

etika1.docx

— 130.30 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современном российском обществе все больше и больше людей нуждаются в помощи специалиста в области социальной работы. Сегодня социальная работа является неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, и независимо от того направлена ли социальная работа на отдельного индивида или группу, она проводится в интересах всего общества.  Социальный работник должен хорошо знать этические нормы  для достижения максимальной эффективности, так как общение является специфической чертой социальной работы. Условия, позволяющее людям жить в гармонии с природой и друг с другом, обеспечивающее развитие общества и любого отдельного индивида, могут создаваться лишь деятельностью, которая пронизана гуманизмом и нравственностью.

Степень разработанности:

Главным автором литературы, на основе, которого написано это исследование, является Г.П Медведева. Также помогли книги авторами, которых являются: Бакшатановский В.И., Согомонов Ю.В, Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шердер Н.Г, Булыгина А.А, Кикоть В.Я, Кравченко А.И, Кукшкин В.С., Кулаков Н.Д, Мартова Т.В, Мельников В.П., Холостова Е.И, Тетерский С.В, Федоренко Е.Н, Холостова Е.И, Шакуров Р.Х.

Цель исследования: Рассмотреть теорико-методологическую основу социальной работы, провести анализ ситуации и разработать рекомендации.

Объект исследования: этика

Предмет исследования: социальная работа

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные понятия «социальный работник».

2. Изучить функции социального работника, его лично-нравственные качества и роль этики в его деятельности.

3. Определить этические нормы и принципы в социальной работе.

4. Проанализировать этику социального работника на примере ситуации и разработать рекомендации.

1 Теорико-методологическое рассмотрение социальной работы

1.1 Сущность понятия «социальный работник»  и его функции

 

Социальный работник – это деятель, оказывающий помощь людям, которые нуждаются в ней и не способны без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.

Социальный работник выявляет людей нуждающихся в социально-медицинской, психологической, материальной, юридической и иной помощи. Также социальный работник определяет причины возникновения трудностей, конфликтных ситуаций, помогает их решить и обеспечивает социальную защиту.

Существует множество различных функций социального работника, все они очень похожи. Рассмотрим функции, которые Е.И. Холостова определяет как функции социального работника [13, c.49]: 

    • Воспитательная. Все социальные институты целенаправленно влияют на поведение и деятельность клиента, ставится задача полноценного использования средств, возможностей общества, потенциала микросреды, возможностей самой личности в воспитательном процессе.
    • Организаторская. Социальный работник обеспечивает организацию той или иной деятельности, помогает в трудоустройстве, координирует деятельность молодежных объединений, а также организовывает работу во взаимодействии клиента с культурными, медицинскими, спортивными, образовательными и так далее.
    • Прогностическая. Прогнозирование или проектирование деятельности различных институтов, которые участвуют в социальном формировании личности.
    • Предупредительно - профилактическая и социально - терапевтическая. Социальный работник организовывает оказание помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав в социальном обществе и оказывает помощь молодежи во время их социального и профессионального определения.
    • Организационно – коммуникативная.  Социальный работник налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом.

Эти функции являются операционными функциями социального работника, которые подчиняются целевым функциям их, выделил, исходя из анализа цели социальной работы Р.Х. Шакуров[14, c.364]:

    • Первая функция – это «социальная помощь и поддержка». В наши дни это является основной функцией. Люди, которые находятся в непростой жизненной ситуации, социальный работник оказывает им необходимую помощь. Характер помощи и поддержки является разнообразным и широким. Помощь может быть как материальной поддержкой, так и психологической, медицинской, педагогической, юридической.
    • Вторая функция – это «развитие». Основной целью является развитие личностного потенциала человека, который находится в трудной жизненной ситуации. Воздействие, которое оказывает социальный работник, может быть как психологическое консультирование, так и педагогическое воздействие, а именно обучение новым знаниям, умениям и навыкам.
    • Третья функция – это «профилактическая функция». Социальный работник предупреждает о возникновении социальных проблем и выявляет новые социальные дисфункции в обществе. Как и предыдущие функции, она может быть реализована с помощью различных направлений деятельности социального работника.

Социальный работник направляет свою деятельность на формирование развития личности клиента, поддержания его жизнедеятельности, индивидуальной и социальной субъектности. Но деятельность социального работника не может, осуществляется без развития профессионально-значимых и лично-нравственных качеств социального работника. Также функции социальной работы можно посмотреть в приложении А.

1.2 Личностно- нравственные качества социального работника.

 

Личностно- нравственные качества социального работника во многом определяют успешность и эффективность работы, так как социальная работа относится к редким видам деятельности, где важны непрофессиональные знания и навыки, а именно личностные [9,с.79]. Будущий специалист проявит в работе с людьми духовно-нравственные качества, поэтому в процессе обучения работника происходит не только познание основ профессий, но и воспитание его как личности. Настоящий социальный работник должен сочетать в себе профессиональные навыки и личностные характеристики.

Прежде чем выбирать социальную работу как сферу своей деятельности молодые люди должны иметь представление об этой профессии и решать вопрос о соответствии данного вида деятельности своим интересам. Готов ли будущий работник, несмотря на трудности, нести людям добро, любит ли он их, готов ли постоянно сталкиваться с человеческим несчастием и не стать жестоким при этом, именно эти вопросы необходимо решать при выборе профессии. Следовательно, нравственное регулирование может предотвратить негативные последствия ошибочного выбора. Так как выбор профессии - это важный шаг в судьбе и жизни каждого человека, тем более молодого, который выбирает впервые сферу своей деятельности, подходить к этому нужно обдумано и сознательно.

Именно сочетание духовно-нравственных качеств личности будущего работника и его способность к социальной работе является призванием, которое служит основой для выбора профессии. Для человека социальная работа не будет морально тяжела несмотря на сложности труда, принесет радость и пользу, как ему, так и клиентам, и обществу, если он выбирает профессию сознательно и в соответствии со своим признанием и качествами личности [9, с.80].

От нравственных качеств социального работника зависит многое, особенно сможет ли его клиент преодолеть неверие в свои силы и самого себя, будет ли уверенным в себе и сохранит ли чувство собственного достоинства в различных ситуациях. Уровень моральности работника имеет большое значение, очевидно, что он должен быть выше среднего, так как только это дает работнику право общения с человеком, который попал в беду, поскольку высокий уровень моральности предполагает способность понимать другого человека, помогать ему тактично и без упреков [9, с.81].

Работник выступает по отношению к клиенту в качестве старшего товарища, наставника, помощника и руководителя, так как специалист владеет способами решения проблем, а также и другими необходимыми полномочиями, знаниями и навыками. Нравственность должна быть основой личности социального работника, как духовное качество человека потребность творить добро, и приносить людям благо.

Проецировать личностные качества социального работника в этическое измерение позволяет индивидуальной особенности каждой из сторон свести к общей мере, сохраняя личностные своеобразия. Сочувствие к клиенту, сострадание, без которых действия работника превращаются в формальную и бездушную схему, не предусматриваются в должностной инструкции. Клиент не предоставит нужную информацию о своей проблеме, что делает ее разрешение крайне затруднительным, или вообще невозможным, если он не доверяет социальному работнику.

Три необходимых компонента, такие как нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность содержатся в нравственном сознании работника [9, с.81].

Нравственные знания. В процессе обучения в среднем специальном или высшем учебном заведении социальный работник приобретает основу знаний об этике, морали и нравственности. Не прошедший курса обучения социальный работник руководствуется собственным интуитивным пониманием добра и зла, которое основывается на общественных ценностях и его жизненным опыте. Часто собственные моральные установки дают возможность поступать в соответствии с требованиями профессиональной этики.

Знание норм еще не означает моральности поведения, и поэтому необходимо понимать, что именно относительно практики знания сохраняют значительную самостоятельность. Формирование и развитие высокой нравственности требуют от специалиста не только знаний, но и постоянной работы над собой.

Нравственные убеждения - это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали [9, с.82]. Более высокой ступенью развития личности работника, его сознания являются нравственные убеждения. От специалиста умение взглянуть на свой труд с точки зрения интересов дела, выяснить отношения между тем полезным и тем, что он обязан делать требуют нравственные убеждения. Также они определяют теоретическую и практическую подготовленность работника к деятельности. В формировании волевых качеств личности и форм морального реагирования на окружающих также участвуют нравственные убеждения.

Однако возникают ситуации, когда личность действует вопреки своим убеждениям, поскольку ситуативно возникают причины, которые кажутся более значительными, нежели собственные убеждения, в этом случае личность находится в разладе с собой и со своими принципами.

Нравственные потребности – наивысшая степень нравственного сознания социального работника. Потребность характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики [9, с.83]. Работник в соответствии с этическими принципами организует свои волевые и эмоциональные качества, также направляет усилия на решение сложных проблем с точки зрения нравственности. В случае соблюдения требований профессиональной этики становится устойчивым качеством личности, которое мобилизирует ее для организации своего поведения и деятельности. Специалист не может поступиться нравственным потребностям и совершать действия с точки зрения неотвечающие критериям добра и зла, если он будет руководствоваться своими нравственными требованиями.

 Роль профессиональной  морали в формировании нравственных  знаний, убеждений и потребностей  работника велика. Роль помогает  сопоставить собственные позиции, с теми действиями ожидающие  как от представителя профессии, помогает ориентироваться в многообразии  моральных требований. Следовательно, нравственные знания убеждения  и потребность связана с практической  деятельностью.

Социальный работник может оказаться в ситуации, которая не всегда укладывается в рамки абстрактных предписаний. От него требуется творческий подход к решению моральных проблем, регулировать свои действия с учетом нравственных норм и усвоенной системы ценностей, является формой анализа, теории и практики, которая приводит к соответствующей мотивации деятельности или поступка. Таким образом, поведение социального работника определяется нравственными и душевными качествами его личности.

Честность – необходимое качество для социального работника. Социальный работник должен говорить правду о положении клиента, о возможности решить его проблемы, которые встречаются в работе.  Честность также должна проявляться не только на словах, но и на деле [9, с.84]. Специалист не имеет права обмануть ожидания клиента, он должен сообщить о своих сомнениях клиенту, чтобы не порождать несбыточных надежд и не вызывать в последствии нареканий в свой адрес.

Совесть социального работника проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты [9, с.85].

Объективность: социальный работник- человек, и полностью исключить человеческий фактор в его взаимоотношениях с клиентом невозможны, но по оценке проблем клиента и его качеств специалист должен соблюдать объективность, и отказаться от собственных эмоций.

  Справедливость должна присутствовать постоянно во взаимоотношениях работника с клиентами, их близкими и коллегами, он может иметь симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с разными клиентами, отношение должно быть ровным и доброжелательным неважно какие чувства клиент вызывал бы у работника.

Тактичность – это качество предполагает умение специалиста предвидеть все объективные последствия поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами, близкими и другими людьми.

Внимательность и наблюдательность. Они необходимы работнику в его повседневной деятельности, работая с клиентом, он обязан обращать внимание на малейшие изменения в его настрое, как положительные, так и отрицательные.

Терпимость – обязательный принцип во взаимоотношениях социального работника с клиентом и непременное качество его личности, он должен быть терпимым, если стремится достигнуть соглашения со своим клиентом. [9, с.87].

Выдержка и самообладание – они являются качествами личности специалиста, без которых его профессиональная деятельность невозможна, когда он сталкивается в своей деятельности с клиентами, которые находятся в трудной жизненной ситуации социальный работник должен учитывать эмоциональный статус таких индивидов. Социальный работник не должен терять самообладание даже если клиент раздражен и позволяет себе выплеснуть негативные эмоции.

Доброта работника, которая основана на гуманизме и любви к людям имеет специфику. Доброта воплощается в заботе о человеке, создание благоприятных условий, положительного эмоционального настроя, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь.

Любовь к людям – без нее социальный работник никогда не станет для клиента другом, наставником, близким человеком. Равнодушие к клиенту ведет к непониманию его внутреннего мира, к невнимательности и что соответственно снижает эффективность воздействия. [9,c.88].

Самокритичность – неотъемлемое качество работника, это одно из качеств которое дает возможность работнику не только честно исполнять свой долг, но и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности.

Информация о работе Основы социальной работы