Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 12:07, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования: Рассмотреть теорико-методологическую основу социальной работы, провести анализ ситуации и разработать рекомендации. Объект исследования: этика Предмет исследования: социальная работа Задачи исследования: 1. Рассмотреть основные понятия «социальный работник». 2. Изучить функции социального работника, его лично-нравственные качества и роль этики в его деятельности.
Конечно, социальный работник
в повседневной работе с пожилыми людьми
в результате наблюдения может определить
особенности и потребности клиента, но
ему не обойтись без знаний психологических
особенностей лиц пожилого возраста и
подходов к организации их социально -
психологической адаптации.
Основным эмоциональным процессом
сопутствующим межличностному общению,
является сочувствие, сопереживание, сострадание.
Поэтому характер общения социального
работника с пожилыми людьми должен быть
не столько деловым, а сколько интимно
– личностным и нести душевное тепло и
заботу. Такие качества социального работника,
как доброта и искренность помогут создать
в процессе общения атмосферу доверия.
В процессе общения важно быть искренним,
искренне сочувствовать, показывать клиенту
понимание тяжести его переживаний независимо
от личных симпатий и антипатий, любая
фальшь остро улавливается пожилым человеком
и оказывает пагубное воздействие.
Первое посещение
клиента. Время первой встречи должно
быть удобным для клиента, и об этом нужно
договариваться заранее. Следует подготовить
вопросы, которые необходимо задать клиенту,
чтобы встреча была более эффективной.
Также необходимо продумать манеру поведения,
она должна быть достаточно деловой, спокойной
и доброжелательной, но ни в коем случае
не сухой. Большое значение имеет одежда
социального работника, она не должна
привлекать к себе внимание, так как это
сделает общение малоэффективным. Одеваться
и причесываться социальный работник
должен так чтобы не одежда, а он сам привлекал
внимание клиента, что особенно важно
при первой встрече. Пример правильного
выбора одежды можно рассмотреть в приложении
Б
Беседу с клиентом следует начинать
с приветствия и представления. При первой
встрече работник должен оставаться пассивным
слушателем, а именно внимательно слушать
и внимательно наблюдать за поведением
и эмоциональными реакциями клиентами.
Если клиент плохо слышит, нужно
смотреть прямо на него, говорить ясно
и ровно, короткими предложениями и использовать
жесты. Сидеть следует так, чтобы клиенту
было видно все: лицо, жесты, мимика, движения
губ и эмоции. Говорить лучше медленно,
простыми и доступными словами. Не нужно
кричать клиенту в ухо, лучше спросить,
не лучше ли будет переписываться.
Учитывая возраст пожилого
человека и столь критический в его жизни
момент, конечно первая встреча переживается
им эмоционально. Поэтому не следует требовать
того чтобы старый человек сразу определился
со своими потребностями, необходимо дать
ему время подумать. Нужно предложить
клиенту совместно обсудить время и дни
посещений, детали будущего обслуживания
для того чтобы не возникло никаких обид
и недоразумений. Следует, всегда стремится
педантично и пунктуально выполнять все
поручения старого человека.
Первая встреча должна закончиться
в точно определенный срок, чтобы пожилой
клиент понял, что кроме него есть и другие
клиенты, которые ждут своего часа посещения
социального работника. В конце общения
нужно предложить сделать первую заявку
на конкретные услуги к следующей встрече.
Постоянное общение. Непосредственное общение социального
работника с пожилым клиентом, которое
требует полного напряжения и отдачи душевных
сил, является наиболее важной частью
социальной работы. Постоянное и длительное
общение предполагают достаточно близкое
знакомство социального работника с клиентом,
поэтому и беседы и приветствия могут
носить менее официальный характер, нежели
при первой встрече. Такой характер отношений,
как обращение друг к другу по имени и
отчеству, повышает значимость социальной
помощи в глазах пожилого человека. Необходимо
дать клиенту высказаться и позволить
какие-то лирические отступления, размышления
и воспоминания, так как это поможет клиенту
почувствовать себя активным участником
событий. Обслуживание пожилых людей требует
особого терпения, способности к сопереживанию,
сочувственной манеры общения.
Работа социального работника
с пожилыми людьми характеризуется высокой
эмоциональностью. Важным качеством является,
умение не раздражатся в любых обстоятельствах,
всегда оставаться корректным и спокойным,
заинтересованно относится к подопечному.
Не нужно реагировать на оскорбления и
глупости. Даже если клиент раздражителен
и позволяет себе выплеснуть свои негативные
эмоции на работника, социальный работник
не имеет права ответить тем же. Выдержка
и самообладание помогают входить в контакт
даже с самыми трудными клиентами и достигать
взаимного доверия и понимания.
Пожилые люди одиноки и нуждаются
в собеседнике, с которым можно поделиться
своими проблемами и чувствами. При наличии
депрессии у клиента социальные работники
должны проявить сочувствие и понимание,
тяжесть его переживаний, терпеливо и
внимательно слушать. Ни в коем случае
нельзя осуждать поведение пожилого человека.
Нужно помнить, что старый человек получает
больше удовольствия от общения как активный
рассказчик, желая при этом в силу своего
возраста делиться своим жизненным опытом,
давать советы и так далее. В таком случае
нужно доброжелательно, с пониманием и
уважением выслушать его до конца, особенно
это касается нравоучений, старайтесь
действительно извлечь для себя, что-то
полезное.
В этом и заключается предназначение
социального работника, а именно в способности
и согласии выслушать, поддержать, проявить
сочувствие. Ведь очень часто пожилые
люди обращаются за социальной помощью
из-за желания иметь моральную и коммуникативную
поддержку.
Проблемы в общении. У пожилых людей одной из причин
искаженного общения являются трудности
восприятия и осмысления полученной информации,
их обостренная чувствительность к поведению
и отношению к ним собеседника, пониженный
слух. Возможно, они не только трактуют
ошибочно смысл высказываний и нередко
приписывают собеседникам намерения,
которые те не имели. В этом случае чтобы
убедится, что информация понята правильно
следует повторить ее, возможно, записать
или попросить клиента повторить ее и
не сердится, если он переспрашивает
по несколько раз, поощрять его вопросы.
Чтобы избежать взаимного непонимания,
необходимо позаботится о том, чтобы быть
услышанным и чтобы клиент правильно понял
ваши слова.
Навязывание советов и своих
взглядов со стороны работника порождает
отрицательное отношение к нему, поэтому
давать советы нужно тогда когда об этом
просят. Понимать происходящие в человеке
изменения важно для того чтобы сохранить
позитивное отношение к нему. Существенным
является понимание того факта что со
своим конфликтным поведением пожилой
человек дает понять окружающим, что ему
плохо. Поэтому не следует его за это поведение
осуждать, а необходимо помочь избавится
от трудностей и приобрести душевный покой.
Подлинное сочувствие и сострадание всегда
будет оценено старым человеком.
Доброжелательное отношение
к пожилым людям как носителям вечных
человеческих ценностей и национальных
традиций, появление искреннего интереса
к событиям их долгой и не всегда простой
жизни, восхищение уже самим фактом того,
что человек дожил до старости, позволяет
социальному работнику завоевать доверие
пожилого человека, его желание сотрудничать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная работа требует
терпения, упорства и самоотдачи, а этика
помогает работнику постоянно контролировать
свое состояние и не нарушать принципы
социальной работы. Этика выполняет множество
функций, способствующих качественному
выполнению социальным работником своих
обязанностей. А существующие этические
принципы задают ориентиры в деятельности
каждого социального работника. Тем не
менее, данные нормы применимы не во всех
ситуациях, с которыми сталкивается работник
социальной сферы. Большинство затруднений
для социального работника обусловлено
необходимостью выбора между двумя или
более противоречивыми обязательствами.
Поэтому социальный работник всегда должен
быть подготовлен к неоднозначным моментам
и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться
своими собственными моральными принципами
и ценностями. Проанализировав ситуацию,
описанную в данной курсовой работе, можно
сделать выводы, что бывают моменты, когда
работнику приходиться бездействовать
и выслушивать неприятные слова в его
адрес. На основе проведенного анализа
ситуации были предложены рекомендации
позволяющие избежать ситуаций нарушения
этики социальной работы.
Цель исследования
была достигнута – в ходе анализа ситуации, были
выявлены проблемы и разработаны рекомендации
по их устранению, а также была изучена
теорико-методологическая основа социальной
роботы. Для достижения этой цели были
решены задачи исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бакшатановский, В.И., Согомонов, Ю.В. Профессиональная этика: нравственная философия и этика бизнеса. – Томск, 1992. – 403 с.
Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шердер Н.Г. Этика и психология делового общения (сфера сервиса).- М.: Альфа-М: ИНФРА-М,2006.-256 с.
Кикоть В.Я. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность».- М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2012.-559 с.
Кравченко А.И. Социальная работа:
учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 416 с.
Кукшкин В.С. Деловой этикет: учебное пособие для студентов специальностей «Менеджмент», «Социальная работа», «Референт-переводчик». – Изд-е 3-е, исп., дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.-304 с.
Кулаков Н.Д. Словарь по этике.
– М.: Академический мост, 2005. – 219 с.
Медведева Г.П. Этика социальной
работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-208с.
Мельников В.П., Холостова Е.И.
История социальной работы в России: учебное
пособие. 2-е изд. – М.: Издательство-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 344 с.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу: учебное пособие. – М.: Академический проспект, 2000. – 496 с.