Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 12:07, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования: Рассмотреть теорико-методологическую основу социальной работы, провести анализ ситуации и разработать рекомендации. Объект исследования: этика Предмет исследования: социальная работа Задачи исследования: 1. Рассмотреть основные понятия «социальный работник». 2. Изучить функции социального работника, его лично-нравственные качества и роль этики в его деятельности.
Адекватность самооценки. Она необходима специалисту
в его повседневной деятельности, завышенная
самооценка приведет к самоуверенности
и высокомерию, а они повлекут за собой
ошибки и негативно скажутся на эффективности
деятельности. Также и не менее опасна
заниженная самооценка, неверие в свои
силы скажется не только на результатах
деятельности, но и на состояние клиента.
Коммуникабельность также важнейшее качество социального
работника, во многом от коммуникативной
способности зависит успех его деятельности,
так как в общении он узнает о проблемах
клиента, его надеждах и ожиданиях, в общении
вырабатывает план действий по решению
проблемы и обсуждает ход его выполнения
и результаты [9, с.90].
Оптимизм – социальная работа является
одной из самых трудных профессий, поскольку
работник, в какой бы службе он ни работал,
чаще видит людей несчастных, обездоленных,
обремененным множеством проблем. От настроя
социального работника во многом зависит
активность клиента, оптимизм может считаться
одной из основных черт личности работника.
Сила воли. Она всегда необходима социальному
работнику в его деятельности. Сила воли
является качеством, которое развивается
в результате накопления опыта и осознания
своего профессионального долга, преодоление
себя и своей слабости, также сила воли
работника заставляет клиента вновь поверить
в себя, преодолеть слабость и неверие
в собственные силы и повысить своей личностный
потенциал.
Эмпатия (сопереживание). Всегда будут оценены клиентом
подлинное сочувствие и сострадание, наибольшим
успехом у клиентов пользуется тот, кто
всегда готов выслушать и посочувствовать,
даже если он выполняет свои обязанности
не так профессионально.
Стремление к самосовершенствованию. Если клиент видит что специалист,
призывающий его к активным действиям
и максимальной реализации личностного
потенциала, не предъявляет к себе таких
же жестких требований, то работнику будет
трудно требовать действий от клиента.
Творческое мышление
– это неотъемлемая характеристика
специалистов. Отсутствие его у работника
может дискредитировать социальную работу,
так как мышление будет расценено клиентом
как невнимательность, недостаток опыта
и желание помочь [9, с.93].
Следовательно, во многом определяют
успешность взаимодействия с клиентом
именно качество личности социального
работника, эти качества которые проявляются
работником по отношению к клиенту, его
окружению и обществу, способствует повышению
уровня общественной нравственности и
также решению ряда социальных проблем.
1.3 Роль этики в деятельности
социального работника
В процессе становления принципов
и норм поведения специалистов складывается
совокупность идеалов и ценностей, которыми
обладает социальная работа. Она содержит
в себе противоречия и неповторимые ситуации,
которые нуждаются в необходимости разрешать
в самом процессе деятельности. Поэтому
следует придерживаться особых более
жестких моральных принципов и норм. Специалисты
нуждаются не только в нравственных ориентирах,
но и в правилах повседневной деятельности,
без которых невозможно реализовать моральные
нормы и принципы. Поэтому основные требования
и критерии поведения социального работника
отражаются в этических нормах социальной
работы.
Одна из неотъемлемых составляющих
повседневной деятельности является этика
в социальной работе. Глубокое знание
норм и принципов профессиональной этики
и применение их в повседневной деятельности
помогает работнику осуществлять сотрудничество
с клиентами, коллегами, близкими и так
далее.
Позволяет вернуть этическим
нормам императивное значение этический
подход к профессиональной деятельности
социального работника. Социальный работник
должен осознавать свою миссию и понимать,
что невозможно избежать опасностей, которые
угрожают человечеству без такого состояния
человеческой души как сострадание.
Решить полностью или уменьшить
груз проблем клиентов, социальному работнику
поможет осознание обществом высокой
значимости социальной работы. Этика вызывает
от специалистов и их коллективов служения
интересам общества, клиентов и их групп.
Создание единого подхода к установлению
моральных принципов и норм приобретает
большое значение для социальной работы.
Таким образом, в этических нормах отражаются
требования и меры поведения работника,
продиктованные условиями и содержанием
в его трудах. Этика строиться на моральных
нормах получаемых обществом в качестве
одного из главных регуляторов коллективной
деятельности.
1.4 Изучение этических принципов
в социальной работе.
Вне зависимости от уровня деятельности
социального работника, приступая к работе,
он должен заботится о том, чтобы принести,
благо клиенту и обществу. Работник должен
выполнять определенные задачи, которые
могут быть выражены как стабилизацией
и гармонизацией отношений в обществе.
Для конкретного клиента на первый план
выходит не проблемы общества, а его собственные
и необходимость их решений. В тоже время
специалист должен в первую очередь помочь
клиенту определить приоритеты решаемых
проблем, помочь разобраться и оказать
помощь в удовлетворении потребностей.
Личная ответственность
социального работника за нежелательные
для клиента и общества последствия его
действий. Нужно разрабатывать вместе
с клиентом план совместных действий,
социальный работник знает не только сущность
проблемы клиента и его потребностей,
но и возможности социальной защиты для
ее решения, несет ответственность за
последствия решения. Эта ответственность
более серьезна, нежели ответственность
клиента, он, как правило, озабочен лишь
достижением своего блага, а специалист
должен учитывать последствия принятого
решения не только для клиента, но и для
всего общества.
«Ответственным за все» нельзя
делать социальным работником. Ответственность
социального работника становится относительной
в зависимости от характера этих проблем,
морального облика клиента, результат
может быть любым.
Уважение права клиента
на принятие самостоятельного решения
на любом этапе совместных действий. Клиент как личность обладает
всеми правами человека, а именно правом
самостоятельно определять свою судьбу,
стиль жизни, имеет собственные убеждения,
взгляды, понятия о добре и зле. Специалист
может постараться переубедить клиента
аргументируя свои доводы нормами действующего
законодательства, однако в любом случае
последнее слово остается за клиентом,
так как он имеет право решать свою судьбу
на основе собственного жизненного опыта,
потребностей и мнения.
Принятие клиента
таким, каков он есть. Клиент может быть разным застенчивым
или грубым, он может страдать от недостатка
силы воли или упорства и так далее, он
таков каков есть и с ним надо работать,
несмотря на все его недостатки. Социальный
работник может строить свою тактику и
воздействовать положительно для коррекции
личностных качеств клиента и реализации
его потенциала, если он будет воспринимать
его таким, каким он является, объективно
оценивая его возможность и способность.
Конфиденциальность – это один из ведущих принципов
сотрудничества социального работника
и клиента. Клиент должен быть уверен,
что информация о его условиях жизнедеятельности
и его личностных качеств и проблем является
исключительно конфиденциальной информацией.
Сведения о клиенте специалист может сообщить,
кому-либо только с разрешения клиента
и только тем, кто имеет отношение к решению
проблем клиента. Даже если информация
должна быть передана работникам социальной
службы, клиент должен знать об этом, а
работники должны понимать необходимость
соблюдения конфиденциальности в отношении,
нуждающегося в их помощи клиента.
Доброжелательность – это основа нравственной
культуры социального работника, а также
принцип профессиональной этики и одно
из непременных условий для успешного
взаимодействия с клиентом. На желании
людям добра и его творении основано содержание
социальной работы как профессиональной
деятельности. На всех этапах взаимодействия
специалиста с клиентом должна присутствовать
доброжелательность. Она помогает ему
найти верный тон при первом разговоре
и вызывает клиента на откровенный рассказ
о своих проблемах и трудностях. Доброжелательность
всегда ощущается клиентом, благодаря
ней он чувствует в специалисте неравнодушие.
Она является отражением и проявлением
любви к людям социальным работником.
Бескорыстие. Оно является необходимым принципом
этики социального работника. Не ожидая
дополнительного вознограждения специалист
должен делать все, что, по его мнению,
необходимо сделать для разрешения проблемы.
Профессиональная этика требует, чтобы
работник твердо, но деликатно отказывался
от всех материальных выражений благодарности
своего клиента, помимо слов благодарности,
которые высказываются клиентом в адрес
специалиста, он имеет право принять лишь
букет цветов в знак уважения и признательности.
Честность и открытость. Во взаимоотношениях специалиста
и клиента они являются основой для доверия
и уважения. Специалисту следует знать,
что доверие клиента к нему – не обязанность,
а следствие его деятельности, оно также
не выдается, а заслуживается. Любая неискренность
может привести к утрате доверия клиента
так как, почувствовав ложь или недосказанность,
клиент замыкается в себе, и будет скрывать
информацию, боясь довериться ему. Никогда
не следует скрывать от клиента негативного
результата или приукрашивать его, наоборот
следует в более мягкой форме ознакомить
клиента с результатами действий, объяснить
неудачи, что планируется предпринять
для исправления ошибки и достижения намеченной
цели.
Полнота информирования
клиента о предпринимаемых действиях. Выполнение главной задачи
как активизация личностного потенциала
клиента невозможна без полного информирования
клиента. К ошибочным действиям или опрометчивым
шагам может привести недостаток информации,
так как клиент под руководством работника
предпринимает определенные действия
для разрешения своей проблемы. Также
клиент имеет полное право знать обо всех
действиях, которые работник предполагает
предпринять, достоинство клиента требует,
чтобы он был полноправным субъектом процесса
социальной работы, а не пассивным объектом
воздействия, лишенным права на инициативу.
Отсутствие предрассудков
и предубеждений в отношении клиента. Приступая к работе с клиентом,
специалист должен помнить, что каждый
человек имеет право на собственные взгляды,
убеждения, мнения и так далее, и его мировоззрение
не должно совпадать с мировоззрением
социального работника. Специалист должен
тактично изложить свою точку зрения,
если этого требуют интересы дела или
просит сам клиент, но работник должен
и обязан уважать и точку зрения клиента.
Главное для социального работника это
не поиск единомышленников среди клиентов,
а оказание помощи людям.
Следовательно, профессиональная
этика социального работника строится
на основе уважения прав личности, предполагает
не только знание норм и принципов взаимодействия,
но и наличия определенных личностных
качеств у специалиста, так как профессиональные
требования не могут охватить всего многообразия
ситуаций, которые возникают в процессе
деятельности и множество этических проблем
работник решает, руководствуясь и опираясь
на свои собственные понятия о долге, о
добре и зле, а именно своими нравственными
принципами.
2 Анализ этики социального работника
на примере
2.1 Описание ситуации
В наши дни ежедневно множество
социальных работников нарушают этические
принципы и превышают свои полномочия.
Существует множество примеров нарушения
этики социальной работы, но здесь рассмотрен,
близкий к нам, пример нарушения этики
социального работника.
Несомненно, пожилые люди и
дети самые беззащитные люди на Земле.
Поэтому мы считаем, что к ним социальный
работник должен относиться не только,
соблюдая все нормы и принципы социальной
работы, но и отдавать себя полностью работе
с ними. Мы взяли ситуацию, когда социальный
работник нарушает этику в работе с пожилыми
людьми. Существует много ситуации, когда
социальный работник грабит людей пожилого
возраста, либо заставляет переписать
квартиру на себя и так далее, но происходят
ситуации, когда специалист, не имея каких-либо
выгод для себя, по-глупости, не зная правил
подхода к старым людям, нарушают этику
и теряют свою работу.
Эта ситуация произошла год
назад с девушкой, которая занималась
лечением пожилого человека, а именно
ставила ему специально назначенные уколы.
Ей было сложно найти подход к клиенту,
каждый раз, когда она приходила, клиент
оскорблял ее, не имея на то причины. Родственники
постоянно ее упрашивали остаться и продолжить
ставить уколы. Каждый приход был для работника
адом, все хуже и хуже работник начал
себя чувствовать. После десяти посещений
сил совсем не было, и после того, как пожилой
человек обвинил невиновного работника
в краже, она не выдержала и высказала
все, что думает по поводу этой ситуации
в грубой форме и оскорбив пожилого человека.
После этой ситуации социальный работник
уволился.
2.2 Анализ ситуации и рекомендации
После рассмотрения описанной
ситуации можно сделать вывод, что не только
социальный работник виноват в этой ситуации,
но и клиент, не имея доводов, постоянно
оскорблял и обвинил в краже работника,
который этого не делал. Но, несмотря
на неправильные поступки клиента, социальный
работник никогда не должен был грубить
и оскорблять клиента, чтобы, ни произошло.
Для устранения таких нелепых ситуаций,
мы разработали рекомендации, которые
помогут социальным работникам найти
нужный подход и завоевать доверие пожилого
человека.
Для того чтобы работать с пожилыми людьми,
социальным работникам недостаточно своего
жизненного опыта и наблюдений за собственными
бабушками и дедушками. Именно знания
множества психологических научных исследований
и этических проблем, которые возникают
перед людьми в пожилом возрасте, необходимы
для работы социальным работникам.
Возможно установление ошибочного
патерналистского типа общения, которое
выражается в пренебрежении, навязывание
советов и взглядов социального работника,
общение свысока, а также манипулировании
пожилым человеком и излишней самоуверенности,
если социальный работник обладает недостаточной
компетенцией. Это может вызвать недовольство
пожилых людей особенно таких, кто чувствителен
в вопросах личного престижа и привык
к самостоятельности. Для многих пожилых
людей одиночество более приемлемо, нежели
потеря самостоятельности, поэтому многие
отказываются от социальной помощи, так
как это наносит удар по их самолюбию.