Особенности осуществления социальной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в РФ проживает весомая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; имеет место быть дифференциация доходов населения; остается напряженной ситуация на рынке труда; растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий; имеет место проблема с демографической ситуацией в стране; существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды, низкая доступность бесплатной медицинской помощи и недостаточно хорошее качество оказываемых услуг; количество безработных для развитой страны в некоторых регионах превышает норму; система образования страны близка к состоянию общей стагнации; качество жизни россиян находится на недостаточно высоком уровне.

Содержание работы

Введение........................................................................................................ ............. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальной политики.
Необходимость осуществления государством социальной политики в рыночной экономике, её сущность и функции.................................................. 4
Основные концепции роли государства в рыночной экономике....................11
Регулирование социальных процессов в рыночной экономике (на примере Германии и США).............................................................................................. 13
Глава 2. Особенности осуществления социальной политики в РФ.
Основные направления социальной политики в РФ....................................... 20
Проблемы социальной политики РФ и пути их решения............................... 22
Заключение................................................................................................................ 27
Список литературы....................................

Файлы: 1 файл

Черновой (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 90.35 Кб (Скачать файл)

Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:

- социальную ответственность  общества и государства за  бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места  работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий  труда, защиту здоровья и жизни  и т.д.

- социальную справедливость  в области трудовых отношений  – равные права на условия  и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности  граждан, высокий уровень компенсации  утраты трудоспособности, обеспечение  медицинской, социальной и профессиональной  реабилитации;

- всеобщий и обязательный  характер защиты работников от  социальных и профессиональных  рисков, обеспечение права на  социальную защиту как главного  ориентира социально-экономического  развития общества;

- минимально возможный  уровень социальных и профессиональных  рисков, доступность и открытость  соответствующей информации;

- государственные гарантии, связанные с социальной защитой  при одновременной самостоятельности  и самоуправляемости негосударственных  систем и программ защиты;

- заинтересованность всех  основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального  страхования и широкий круг  профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании  тех или иных систем и форм  защиты;

- солидарность всех основных  субъектов социальной защиты  на основе «социальных договоров», касающихся распределения финансового  бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

- экономическую и социальную  свободу работников в области  труда – выбор профессии с  приемлемыми уровнями социальных  и профессиональных рисков, возможность  получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;

- личную ответственность  работников за сохранение своего  здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии и  места работы;

- многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты – от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;

- многосубъектность социальной защиты – субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;

- многоаспектность и разнонаправленность  мер социальной защиты – предметом  внимания должны стать условия  и оплата труда работников, профессиональная  подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности  и реабилитационные услуги.

Одним из направлений социальной защиты становятся следующие гарантии:

Работа для трудоспособных, защита от безработицы.

Обеспечение пособий для уже и еще нетрудоспособных, инвалидов и иных социально-обездоленных групп населения.

Доходы от трудовой деятельности или пособия, обеспечивающие нормальный уровень жизни.

Минимальное равнодоступное обеспечение жильем, услугами культуры и здравоохранения, возможностями отдыха и получения образования, необходимого для формирования современной квалифицированной рабочей силы.

Современная социальная защита в странах с рыночной экономикой строится по единым принципам: субсидарности, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности.[3]

1. Принцип субсидарности – помощь государства, стартовый минимум, ответственность и экономическая инициатива индивидуума, трудовой вклад, размер налогов и взносов (временная нетрудоспособность, по беременности и родам, по безработице);

2. Принцип солидарности  – неуплата работодателем взносов  на социальное страхование не  лишает работника права на  получение страховых пенсий и  пособий.

3. Принцип эффективности  – «чистые» социальные выгоды  должны превышать социальные  издержки, «затраты-выпуски», потребление, уровень доходов, состояние образования  и здравоохранения, численность  бедных и т.д..

4. Принцип адекватности  – соответствие масштабов, направлений  и форм социальной защиты уровню  развития экономики и объему  созданного в обществе ВВП (но  прямой связи нет).

5. Принцип непрерывности  – вне зависимости от финансового  положения государства и системы  ценностей и взглядов, процесс  не может быть остановлен, т.к. является средством жизнеобеспечения  людей.

Ключевое средство в решении задач эффективной социальной защиты – развитие отношений самозащиты населения при помощи государства в различных общественных и экономических формах: профессиональные союзы, страховые общества, потребительские организации, местные и центральные органы государственной власти.

Таким образом, данная система состоит из нескольких уровней социальной защиты: государственная защита, личная самозащита и коллективная защита

Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Государственная система социальной помощи реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения, государственные программы помощи и систему социальных услуг.

Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основным механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом.

Выделяются следующие обязательные формы страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование.

Программы государственной помощи, или общественного вспомоществования, - это программы выплат пособий лицам, неспособным зарабатывать себе на жизнь и не имеющим возможности вносить страховые взносы (инвалиды и дети на иждивении родителей); возможность (отчасти) получения образования и медицинской помощи. Финансируются из налоговых поступлений в государственный бюджет, а пособия рассматриваются как государственная благотворительность.

 

    1. Основные концепции роли государства в рыночной экономике

 

Государственное регулирование в широком смысле состоит в распространении макроэкономического воздействия политической системы на национальное хозяйство.

Представление о роли государства, степени его воздействия на экономику страны имеют свою долгую историю. Исторически первой концепцией роли государства в рыночной экономике является концепция классиков. В соответствии с этой концепцией государство в рыночной экономике призвано обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры между участниками процесса. Правительство в системе свободного рынка издает законы, выпускает деньги, создает благоприятную обстановку для его функционирования, организует службу связи и коммуникации, заключает международные соглашения, обеспечивает безопасность посредством полиции и военных сил. Иначе говоря, государство призвано выполнять то, что отдельный человек не может самостоятельно выполнить или делает это неэффективно. В экономическом смысле суть этой концепции состоит в доказательстве того, что рыночная экономика способна к саморегулированию и самоорганизации. Производство организуется для увеличения потребления, а рост потребления стимулирует производство. Осуществление этой причинно-следственной взаимосвязи возможно без вмешательства властных структур в хозяйственную деятельность товаропроизводителей. А. Смит, в частности, доказывает, что стремление производителей к достижению своих частных экономических интересов и наличие на рынке конкуренции со стороны контрагентов и составляет главный механизм развития рыночной экономики, который приводит к увеличению богатства каждого товаропроизводителя и общества в целом.

Однако разразившийся в 30-х гг. 20 в. экономический кризис и Великая депрессия показали, что свободный рыночный механизм имеет недостатки, что рыночная система может долго находиться в депрессии при высоком уровне безработицы и необходимо вмешательство государства, чтобы обеспечить устойчивость данной экономической системы. Так появилась концепция регулирования рыночной экономики государством, получившая название «кейнсианство» по имени автора книги «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, где изложена ее суть [2]. Кейнс доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Кейнс рассматривает государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества. Слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.

Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно, оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.

Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.

Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.

Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем денежно – кредитной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры.

В 50-е гг. эта теория была взята на вооружение США и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности национальной экономики, но уже в 70–80-е гг. стало очевидно, что кейнсианство, отдававшее предпочтение государству, становится несостоятельным.

Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов – неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как считают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы.

В 80-е гг. свою полную несостоятельность продемонстрировала и концепция всеобъемлющего государственного регулирования (планирования). Сторонники этой концепции, основу которой заложил К. Маркс, считали, что силами государства можно решить все экономические проблемы – создать изобилие жизненных благ, обеспечить полную занятость населения, достичь социальной справедливости и гармонии, обеспечить высокую занятость экономики. Экономическая политика, основанная на этой концепции, проводилась в бывшем СССР и странах социалистического лагеря, которые рассыпались под натиском неразрешимых экономических проблем в конце 80-х гг.

Критическое сопоставление этих концепций доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем то, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее всего применять смешанный тип управления, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов.

 

    1. Регулирование социальных процессов в рыночной экономике (на примере Германии и США)

Ведение адекватной социальной политики всегда было одной из ключевых задач внутренней политики государства и развития его политической стратегии. От того, насколько правильно будет проводиться социальная политика страны, воплощаясь в социальных программах и практике, регулируя социально-экономические отношения в обществе и отражая интересы основных социальных групп населения, будет зависеть и степень адаптации каждого государства не только к собственным внутренним запросам, но и к взаимодействию с другими странами и вытекающему отсюда улучшению положения данного государства на международной политической и экономической арене, а также прогрессу гражданского общества в целом.

Экономические успехи Германии внушительны и хорошо известны, поэтому очевиден интерес к опыту этой страны со стороны, как экономистов, так и политологов. Эта страна стоит как бы особняком среди развитых стран ЕС в связи с тем, что социальное рыночное хозяйство Германии довольно часто подвергалось глубоким социально-экономическим спадам, но всегда страна очень быстро выходила из кризисов за счёт грамотных и эффективных реформ, проводимых, в первую очередь, в социальной сфере.

Информация о работе Особенности осуществления социальной политики в РФ