Международная практика и отечественный
опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим
принципам социальной защиты работников
следует отнести:
- социальную ответственность
общества и государства за
бережное отношение к личности,
к защите достоинства человека,
его права на свободный труд,
свободу выбора профессии, места
работы и обучения, охрану труда,
обеспечение приемлемых условий
труда, защиту здоровья и жизни
и т.д.
- социальную справедливость
в области трудовых отношений
– равные права на условия
и охрану труда, сохранения здоровья,
работоспособности и трудоспособности
граждан, высокий уровень компенсации
утраты трудоспособности, обеспечение
медицинской, социальной и профессиональной
реабилитации;
- всеобщий и обязательный
характер защиты работников от
социальных и профессиональных
рисков, обеспечение права на
социальную защиту как главного
ориентира социально-экономического
развития общества;
- минимально возможный
уровень социальных и профессиональных
рисков, доступность и открытость
соответствующей информации;
- государственные гарантии,
связанные с социальной защитой
при одновременной самостоятельности
и самоуправляемости негосударственных
систем и программ защиты;
- заинтересованность всех
основных субъектов защиты (государство,
предприниматели, товарищества социального
страхования и широкий круг
профессиональных организаций трудящихся)
в формировании и совершенствовании
тех или иных систем и форм
защиты;
- солидарность всех основных
субъектов социальной защиты
на основе «социальных договоров»,
касающихся распределения финансового
бремени по компенсации и минимизации
социальных и профессиональных рисков;
- экономическую и социальную
свободу работников в области
труда – выбор профессии с
приемлемыми уровнями социальных
и профессиональных рисков, возможность
получения профессионального образования,
места работы, свободы ассоциаций;
- личную ответственность
работников за сохранение своего
здоровья, работоспособности и трудоспособности,
правильный выбор профессии и
места работы;
- многоуровневость и разноадресность
способов социальной защиты – от государственных
гарантий для всех трудящихся до узконаправленных
мер для отдельных их категорий и профессиональных
групп;
- многосубъектность социальной
защиты – субъектами социальной защиты
должны выступать: государство (в лице
ведомств и министерств), работодатели,
товарищества по страхованию, региональные
органы управления;
- многоаспектность и разнонаправленность
мер социальной защиты – предметом
внимания должны стать условия
и оплата труда работников, профессиональная
подготовка, медицинское обслуживание,
компенсация утраты работоспособности
и реабилитационные услуги.
Одним из направлений социальной
защиты становятся следующие гарантии:
Работа для трудоспособных,
защита от безработицы.
Обеспечение пособий для уже
и еще нетрудоспособных, инвалидов и иных
социально-обездоленных групп населения.
Доходы от трудовой деятельности
или пособия, обеспечивающие нормальный
уровень жизни.
Минимальное равнодоступное
обеспечение жильем, услугами культуры
и здравоохранения, возможностями отдыха
и получения образования, необходимого
для формирования современной квалифицированной
рабочей силы.
Современная социальная защита
в странах с рыночной экономикой строится
по единым принципам: субсидарности, солидарности,
эффективности, адекватности, непрерывности.[3]
1. Принцип субсидарности
– помощь государства, стартовый минимум,
ответственность и экономическая инициатива
индивидуума, трудовой вклад, размер налогов
и взносов (временная нетрудоспособность,
по беременности и родам, по безработице);
2. Принцип солидарности
– неуплата работодателем взносов
на социальное страхование не
лишает работника права на
получение страховых пенсий и
пособий.
3. Принцип эффективности
– «чистые» социальные выгоды
должны превышать социальные
издержки, «затраты-выпуски», потребление,
уровень доходов, состояние образования
и здравоохранения, численность
бедных и т.д..
4. Принцип адекватности
– соответствие масштабов, направлений
и форм социальной защиты уровню
развития экономики и объему
созданного в обществе ВВП (но
прямой связи нет).
5. Принцип непрерывности
– вне зависимости от финансового
положения государства и системы
ценностей и взглядов, процесс
не может быть остановлен, т.к.
является средством жизнеобеспечения
людей.
Ключевое средство в решении
задач эффективной социальной защиты
– развитие отношений самозащиты населения
при помощи государства в различных общественных
и экономических формах: профессиональные
союзы, страховые общества, потребительские
организации, местные и центральные органы
государственной власти.
Таким образом, данная система
состоит из нескольких уровней социальной
защиты: государственная защита, личная
самозащита и коллективная защита
Система социальной защиты включает
обязательные виды социального страхования,
его добровольные виды; государственную
систему социальной помощи и программы
социальной помощи предприятий.
Государственная система социальной
помощи реализуется через механизм государственных
программ социального обеспечения, государственные
программы помощи и систему социальных
услуг.
Важнейшей частью государственной
программы социального обеспечения и
основным механизмом социальной защиты
работников в условиях рыночной экономики
является социальное страхование. Оно
распространяется на лиц, имевших в течение
какого-то времени постоянную работу и
потерявших ее в связи с болезнью, безработицей,
пенсионным возрастом.
Выделяются следующие обязательные
формы страхования: общее социальное страхование,
профессиональное социальное страхование,
территориальное социальное страхование,
а также обязательные виды социального
страхования: страхование пенсий, от несчастных
случаев на производстве, на случай безработицы,
страхование по болезни, медицинское страхование.
Программы государственной
помощи, или общественного вспомоществования,
- это программы выплат пособий лицам,
неспособным зарабатывать себе на жизнь
и не имеющим возможности вносить страховые
взносы (инвалиды и дети на иждивении родителей);
возможность (отчасти) получения образования
и медицинской помощи. Финансируются из
налоговых поступлений в государственный
бюджет, а пособия рассматриваются как
государственная благотворительность.
- Основные концепции
роли государства в рыночной
экономике
Государственное регулирование
в широком смысле состоит в распространении
макроэкономического воздействия политической
системы на национальное хозяйство.
Представление о роли государства,
степени его воздействия на экономику
страны имеют свою долгую историю. Исторически
первой концепцией роли государства в
рыночной экономике является концепция классиков.
В соответствии с этой концепцией государство
в рыночной экономике призвано обеспечивать
безопасность жизни человека и его собственности,
разрешать споры между участниками процесса.
Правительство в системе свободного рынка
издает законы, выпускает деньги, создает
благоприятную обстановку для его функционирования,
организует службу связи и коммуникации,
заключает международные соглашения,
обеспечивает безопасность посредством
полиции и военных сил. Иначе говоря, государство
призвано выполнять то, что отдельный
человек не может самостоятельно выполнить
или делает это неэффективно. В экономическом
смысле суть этой концепции состоит в
доказательстве того, что рыночная экономика
способна к саморегулированию и самоорганизации.
Производство организуется для увеличения
потребления, а рост потребления стимулирует
производство. Осуществление этой причинно-следственной
взаимосвязи возможно без вмешательства
властных структур в хозяйственную деятельность
товаропроизводителей. А. Смит, в частности,
доказывает, что стремление производителей
к достижению своих частных экономических
интересов и наличие на рынке конкуренции
со стороны контрагентов и составляет
главный механизм развития рыночной экономики,
который приводит к увеличению богатства
каждого товаропроизводителя и общества
в целом.
Однако разразившийся в 30-х
гг. 20 в. экономический кризис и Великая
депрессия показали, что свободный рыночный
механизм имеет недостатки, что рыночная
система может долго находиться в депрессии
при высоком уровне безработицы и необходимо
вмешательство государства, чтобы обеспечить
устойчивость данной экономической системы.
Так появилась концепция регулирования
рыночной экономики государством, получившая
название «кейнсианство»
по имени автора книги «Общая теория занятости,
процента и денег» Дж. М. Кейнса,
где изложена ее суть [2]. Кейнс доказал
невозможность самоисцеления экономики
в период спада, необходимость государственной
политики как средства, способного уравновешивать
совокупный спрос и совокупное предложение,
выводить экономику из кризисного состояния,
содействовать ее дальнейшей стабилизации.
Кейнс рассматривает государство как
субъект экономической системы, обладающий
определенной собственностью и хозяйственными
функциями для проведения экономической
политики, направленной на достижение
стратегических целей общества. Слежение
за состоянием параметров рынка является
одной из функций государства (правительства).
Любое неравновесное воздействие должно
быть зарегистрировано и на базе встроенных
стабилизаторов направлено на траекторию
равновесного сбалансированного роста.
Так правительство воздействует на тот
или иной сегмент рынка.
Следует отметить, что в вопросах
государственного регулирования экономики
кейнсианство неоднородно, оно распадается
на три основных течения: левое (либеральное),
консервативное и неоклассическое.
Левое кейнсианство ищет выход из
противоречий современной экономики путем
увеличения расходов государства на общественные
цели: жилищное строительство, здравоохранение,
социальное страхование, дорожное строительство
и т.д., а также увеличение доходов фермеров,
мелких предпринимателей и заработной
платы работающих.
Консервативное направление кейнсианства
делает ставку на государственное регулирование
экономики главным образом путем максимизации
прибылей и сохранения консервативной
структуры экономики.
Неоклассическая школа и ее представители полагают,
что путем денежно – кредитной и фискальной
политики можно осуществить интеграцию
микро и макровмешательства государства
в определение уровня доходов различных
слоев населения, координацию инвестиционной
политики, формирование прогрессивной
отраслевой структуры.
В 50-е гг. эта теория была взята
на вооружение США и принесла определенные
положительные результаты в хозяйственной
деятельности национальной экономики,
но уже в 70–80-е гг. стало очевидно, что
кейнсианство, отдававшее предпочтение
государству, становится несостоятельным.
Позиции Кейнса противостоят
приверженцы старых принципов – неоконсерваторы.
Они выступают за невмешательство государства
в хозяйственную деятельность частных
фирм и утверждают, что система цен представляет
собой механизм, способный обеспечивать
общую сбалансированность хозяйства без
управления из центра. Как считают неоконсерваторы,
именно нормальный рыночный механизм
в силах регулировать национальную экономику.
Так, австрийский экономист Хайек отмечал,
что государство должно выполнять лишь
роль «ночного сторожа», не вмешиваясь
в экономические процессы.
В 80-е гг. свою полную несостоятельность
продемонстрировала и концепция всеобъемлющего
государственного регулирования (планирования).
Сторонники этой концепции, основу которой
заложил К. Маркс, считали, что силами государства
можно решить все экономические проблемы
– создать изобилие жизненных благ, обеспечить
полную занятость населения, достичь социальной
справедливости и гармонии, обеспечить
высокую занятость экономики. Экономическая
политика, основанная на этой концепции,
проводилась в бывшем СССР и странах социалистического
лагеря, которые рассыпались под натиском
неразрешимых экономических проблем в
конце 80-х гг.
Критическое сопоставление
этих концепций доказывает неполноценность
как исключительно рыночного, так и только
государственного хозяйственного механизма.
Вместе с тем то, что отсутствует в одном
механизме, в достаточной мере имеется
в другом. Поэтому в целях улучшения управления
национальным хозяйством разумнее всего
применять смешанный тип управления, где
органически соединяются достоинства
обоих хозяйственных механизмов.
- Регулирование социальных
процессов в рыночной экономике (на примере Германии и США)
Ведение адекватной социальной
политики всегда было одной из ключевых
задач внутренней политики государства
и развития его политической стратегии.
От того, насколько правильно будет проводиться
социальная политика страны, воплощаясь
в социальных программах и практике, регулируя
социально-экономические отношения в
обществе и отражая интересы основных
социальных групп населения, будет зависеть
и степень адаптации каждого государства
не только к собственным внутренним запросам,
но и к взаимодействию с другими странами
и вытекающему отсюда улучшению положения
данного государства на международной
политической и экономической арене, а
также прогрессу гражданского общества
в целом.
Экономические успехи Германии внушительны
и хорошо известны, поэтому очевиден интерес
к опыту этой страны со стороны, как экономистов,
так и политологов. Эта страна стоит как
бы особняком среди развитых стран ЕС
в связи с тем, что социальное рыночное
хозяйство Германии довольно часто подвергалось
глубоким социально-экономическим спадам,
но всегда страна очень быстро выходила
из кризисов за счёт грамотных и эффективных
реформ, проводимых, в первую очередь,
в социальной сфере.