Особенности осуществления социальной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в РФ проживает весомая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; имеет место быть дифференциация доходов населения; остается напряженной ситуация на рынке труда; растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий; имеет место проблема с демографической ситуацией в стране; существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды, низкая доступность бесплатной медицинской помощи и недостаточно хорошее качество оказываемых услуг; количество безработных для развитой страны в некоторых регионах превышает норму; система образования страны близка к состоянию общей стагнации; качество жизни россиян находится на недостаточно высоком уровне.

Содержание работы

Введение........................................................................................................ ............. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальной политики.
Необходимость осуществления государством социальной политики в рыночной экономике, её сущность и функции.................................................. 4
Основные концепции роли государства в рыночной экономике....................11
Регулирование социальных процессов в рыночной экономике (на примере Германии и США).............................................................................................. 13
Глава 2. Особенности осуществления социальной политики в РФ.
Основные направления социальной политики в РФ....................................... 20
Проблемы социальной политики РФ и пути их решения............................... 22
Заключение................................................................................................................ 27
Список литературы....................................

Файлы: 1 файл

Черновой (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 90.35 Кб (Скачать файл)

 Анализ теоретической  концепции и практического воплощения  социальной политики Германии  представляется не только актуальным, интересным, но и необходимым  в связи с тем, что многие  проблемы в области социально-экономической  политики этой страны перекликаются  и поразительно совпадают с  сегодняшними проблемами других  стран Евросоюза.

Социально-экономической и концептуально-политической основой социального рыночного хозяйства Германии стал ордолиберализм Фрайбургской школы, который исходит из убеждения, что только хозяйственный порядок, основанный на свободе и ответственности каждого индивидуума, может эффективно обеспечить общество ограниченными благами, по средствам. Для этого требуются институциональная политика, которая таким образом регулирует хозяйственную деятельность индивидуумов, реализующих свои интересы, чтобы все оставались в выигрыше. Однако в отличие от «государства всеобщего благосостояния», целью «социального государства» немецкого образца, провозглашённого в Конституции Германии, является не максимально возможное перераспределение доходов и имущества, а в первую очередь проведение такой социальной политики, которая обеспечила бы все необходимые условия для реализации личностью её способностей и формирование институтов, благоприятствующих такой реализации. А дополняющей целью «социального государства» является осуществление минимально необходимого перераспределения доходов и имущества для корректировки возникающих сбоев в работе рыночного механизма. Как писал Людвиг Эрхард : «Представляющийся мне идеал покоится на том, чтобы человек мог сказать: “У меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу сам нести риск в жизни, хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить себе существование, мою судьбу и судьбу моей семьи”»[12]. На практике эта концепция реализовалась за счёт комплексной и многоплановой системы социальной защиты. Являясь результатом послевоенного развития и реализации традиционных ценностей немецкого общества, система солидарного страхования со временем стала давать сбои в связи с тем, что перестала отвечать требованиям современности.

В Германии, так же как и в большинстве западноевропейских стран, система социального страхования подразделяется на подсистемы обязательного и частного страхования, которые, в свою очередь, охватывают следующие направления: медицинское страхование, пенсионное страхование и страхование по инвалидности, страхование по безработице и страхование от несчастных случаев. Организация системы социальной защиты в Германии строится по принципу самоуправления, согласно которому учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления. Однако, говоря о месте и влиянии государства, стоит отметить, что финансовая и организационная независимость предусматривает необходимость определения со стороны государства правовых рамок, регулирующих создание и механизм деятельности страховых институтов.

Важнейшей чертой системы медицинского страхования Германии, которая является одной из лучших в мире, является принцип солидарности, заключающийся в том, что величина страховых взносов соответствует уровню доходов застрахованных. При этом медицинское обслуживание, стоимость которого может значительно варьировать, не зависит от объёма взносов каждого человека, что позволяет производить солидарное выравнивание. Обеспеченные несут расходы за малоимущих и здоровые за больных, и это даёт возможность обеспечивать социальную защищённость, с одной стороны, не перекладывая ответственность на плечи государства, а с другой — не вверяя заботу о собственном здоровье самим больным, заставляя их самих нести всё бремя расходов. Действующая в Германии система частного медицинского страхования является как альтернативой обязательному медицинскому страхованию, так и существенным дополнением к нему. Имея различную организацию и принципы работы, системы обязательного и частного медицинского страхования направлены на решение одной задачи и могут стать примером реализации грамотной социальной политики и осуществления эффективной системы здравоохранения.

Наибольший удельный вес в структуре социального бюджета занимают расходы на пенсионное страхование. Пенсионное страхование в Германии включает в себя три самостоятельно действующие системы: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование от предприятий и частное пенсионное страхование. Наиболее крупной частью системы пенсионного обеспечения Германии, охватывающей широкий круг застрахованных лиц, является обязательное пенсионное страхование, действующее по принципу солидарного перераспределения. Финансирование обязательного пенсионного страхования рабочих и служащих производится за счёт взносов, поровну уплачиваемых работодателями и застрахованными; за счёт государственных дотаций, а также из средств Федерального ведомства по труду в виде выплаты пенсионных взносов за безработных.

Таким образом, базовый принцип, лежащий в основе определения пенсий, схож с основным подходом к формированию социальной политики страны в целом. Он не только позволяет поддерживать средний уровень, достигнутый работником в течение его трудовой деятельности, но и стимулирует работника к повышению производительности труда и увеличению собственных доходов.

Роль государства должна состоять в способствовании социальному равновесию, которое поддерживается следующими методами: в социальной сфере — обеспечением равных социальных прав, политикой социальной стабильности и выравнивания уровня жизни и доходов социальных групп, общенациональными и локальными механизмами социальной защиты от потрясений и «провалов» рынка и в политической сфере — за счёт развития широкой, массовой демократии, системы институциональных механизмов обеспечения демократических и социальных прав граждан, в том числе механизмов реального влияния граждан на политику.

Резюмируя сказанное выше, можно отметить, что германская модель социально-экономического развития, считаясь одной из лучших политик XX в., если говорить о феномене «экономического чуда», продолжает вызывать живой интерес и сегодня остаётся в центре внимания многих исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом.

Рассмотрим регулирование социальных процессов в рыночной экономике на примере другого государства, занимающего передовую позицию в развитии экономических отношений в мире - Соединенных Штатов Америки.

Социально-экономическая и институциональная структура США исторически удачно сложилась таким образом, что ее основой является реальное обеспечение беспрепятственного действия специфических механизмов различных типов производственных отношений, обеспечивающих развитие и конкурентоспособность страны. Рассмотрение особенностей одного из базовых секторов воспроизводственной системы, частно-коммерческих компаний, убедительно подтверждает тезис о том, что экономика США представляет собой в наибольшей степени развитую, «очищенную» капиталистическую систему, в основе функционирования которой в настоящее время лежит все более сбалансированный императив обеспечения социально-экономической эффективности.  
          В условиях перехода на человекоориентированную модель развития экономическая эффективность не может реализовываться без эффективности социальной. Американская экономика представляет собой систему, в которой социальные факторы развития вырабатываются в ходе эволюции этой системы, согласно ее собственной сущностной внутренней логике. Социально-экономическая политика США  и ее эффективность не навязывается извне, а является вызванным необходимостью результатом и продуктом развития и условием и предпосылкой выживания. Конкретными проявлениями этого процесса является ориентация на высококвалифицированные кадры, активное участие корпораций в процессе подготовки и переподготовки кадров, социальных программах, страхование, пенсионное обеспечение, экологических и т.п. проектах.  
           В отличие от Западной Европы, в США, при огромной абсолютной роли государства, основная роль в формировании и обеспечении реальных механизмов экономического развития принадлежит частному сектору, что, в конечном счете, и определяет высокую эффективность всей экономической системы. В свою очередь, причины эффективности частного бизнеса объясняются конкретными особенностями среды, в которой этот сектор функционирует. С одной стороны, осуществляется активное воздействие тенденций социального развития и взаимодействие с требованиями других секторов экономики, последовательное проведение государством антимонопольной политики, а с другой открытость экономики не только для внутренней, но и для внешней конкуренции, приток иностранного капитала и рабочей силы в страну, а также аутсорсинг рабочих мест, в том числе за границу.  
           Встроенным мотором достижения эффективности всегда была инновационность всех аспектов экономики. Американские компании являются активнейшими участниками всех организационно-институциональных преобразований и реформ. Компании принимают в них участие, как по отдельности, так и через разнообразные организации и объединения бизнес-сообщества. С другой стороны, огромная часть мероприятий социально-экономической политики США направлена именно на укрепление конкурентоспособности и лидерства американских компаний.  
           Система взаимодействия государственных органов с некоммерческими организациями и частными компаниями на всех уровнях, от национального до муниципального, достаточно эффективно обеспечивает представительство самых разнообразных заинтересованных сторон. Это отнюдь не означает, что данная система работает без сбоев и не имеет недостатков, однако ее характерной чертой является способность к выявлению и исправлению ошибок и достаточная устойчивость, несмотря на издержки. Концепция «стейкхолдеров» распространяется на самые разные аспекты американского общества, обеспечивая возможность самым разным заинтересованным сторонам находить механизмы взаимодействия, позволяющие точно сформулировать проблему и найти пути ее решения.  
          Ключевые характеристики американских корпораций заключаются в исторически сложившейся эффективной системе синергического взаимодействия с государством и обществом в совместном решении сложных задач, а также в гибкости, адаптивности, приспособляемости внутри самих корпораций, существовании внутреннего механизма, позволяющего корпорациям вырабатывать эффективные механизмы функционирования.  
          Эти характеристики имеют обратную сторону, высокие риски и постоянную угрозу конкуренции со стороны компаний всего мира. В этих условиях ответом частного и особенно корпоративного сектора страны может быть только ориентация на инновационность. Инновационное развитие, основанное на производстве научно-технических знаний и создании и внедрении новейших технологий, становится важнейшим параметром, определяющим конкурентоспособность стран в современном мире. Для России, пока еще обладающей существенным научным потенциалом, но не имеющей институциональной и организационной инфраструктуры, позволяющей развиваться инновациям и создавать наукоемкую продукцию, очень важным является необходимость постоянного мониторинга происходящих в научно-технологической сфере процессов с целью определения своей стратегии участия в мировом производстве научно-технических знаний, инноваций и наукоемкой продукции.  
            Опыт США показывает, что экономическое лидерство может быть основано на удачной эксплуатации конкурентного преимущества страны, в данном случае предпринимательства и инновационности как национальной идеи, доведенной до сознания практически каждого гражданина страны. Эксплуатация этого актива, который в эпоху глобальной человекоориентированной экономики становится одним из самых ценных, и должна стать конкурентным преимуществом России.  
            Опыт корпораций США в обеспечении лидерства в мировой глобальной экономике позволяет выявить и проследить причины возникновения тех механизмов, которые являются наиболее передовыми и эффективными в современном мире. Анализ глобальных цепочек создания стоимости в американских корпорациях показывает, что существует много возможностей для встраивания в этот процесс компаний, подразделений и отдельных сотрудников из других стран, в том числе России. Огромный спрос на высококвалифицированные кадры во всем мире и дефицит таких кадров в США прямо указывает на возможные пути реализации Россией своего места в мировом экономическом процессе. Станет ли Россия просто безвозмездным поставщиком кадров для иностранных, в первую очередь американских, корпораций, или сумеет грамотно встроиться в стремительно развивающуюся глобальную экономическую систему путем развития собственных высокотехнологичных компаний или укрепления международного сотрудничества в научно-технологической сфере, зависит в первую очередь от политики нашего государства в области образования, науки и технологий.  
            Для реализации последнего сценария необходимо не на словах, а на деле переориентировать приоритеты государственной политики, и направить ресурсы государства на реальное, а не формальное развитие образования, науки и поддержку инновационности и предпринимательства.

Как было сказано в пункте 1.1, США входит в лидирующую пятерку стран ИЧР. США является самой богатой страной в мире (ВВП=15 710 млрд. долл.). Налоги  в США признаются одними из самых  низких в индустриально развитых странах — их доля составляет всего 28% ВВП. Это объясняется достаточно большой степенью «терпимости» американского бюджета к дефициту, который, в конечном счете, финансируется денежной эмиссией. В американских долларах производится 60% мировых расчетов. Социальное обеспечение в США представляет собой сложную систему различных  выплат, пособий, дотаций. Система социальных расходов образует прочную «страховочную сеть», защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности, кормильца. Свыше 80 млн. американских граждан регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования. В стране исторически сложились две  независимые ветви соцобеспечения - государственная и частная. Причем между бизнесом и государством установилось своеобразное распределение функций. Государство в большей степени  отвечает за поддержание минимального уровня помощи и ее широкую доступность. Бизнес во многих случаях предоставляет  социальные услуги (пенсии, пособия  и т.д.) в более высоком объеме и лучшего качества: они, как правило, связаны с программами социального развития.[22]

Рассмотрим социальную политику государства, которое на протяжении последних 4 лет занимает 1 место в списке ИЧР – Норвегии.   Правительство Норвегии большое внимание уделяет  социальной политике – прежде всего  в отношении семьи, детей и  пожилых людей. Существует система семейных пособий, которая финансируются государством, и координируется службой социального и пенсионного обеспечения. Также правительство Норвегии вводит курс на увеличение мест в детских садах – ведь это ключевой фактор участия родителей в трудовой жизни. Большинство детей в Норвегии вырастают в хороших условиях и живут в безопасности и финансовом достатке. Являясь одной из самых богатых стран  в мире, Норвегия развивается согласно идее создания государства всеобщего  благоденствия. Эта страна уже несколько  лет подряд занимает первые места  во всевозможных рейтингах. Средняя  продолжительность жизни в Норвегии составляет 78,7 лет, средний уровень здоровья нации очень высок, процент грамотных  людей в стране фактически составляет 100%, и практически у всех есть среднее образование. По сравнению с другими странами в Норвегии практически невозможно встретить нищих. Королевство занимает одно из первых мест в мире по размерам ВВП на душу населения и по уровню заработной платы (средний уровень заработной платы составляет 5000 долл.). Продолжительность рабочей недели – 37,5 часа, установлен 4-недельный оплачиваемый отпуск. Пожилые люди, если живут в домах престарелых, то это не наказание, а благо. Норвегия на весь мир славится своими высокими пенсиями. И это все лишь малая часть того, что делается в государстве по вопросам условий жизни детей, молодежи страны, а также благосостояния семьи. Норвегия, как и Россия, имеет большие запасы нефти и газа на своей территории (экспорт нефти составляет 46% от общего норвежского экспорта). Основные направления экономической политики Норвегии: стабилизация и предотвращение инфляции и безработицы, стимулирование роста, влияние на распределение доходов Опыт норвежской модели свидетельствует об успехе рыночного социально ориентированного хозяйства вместе с активным регулированием государства (например, в топливном секторе). Богатство Норвегии позволяет ей оказывать финансовую помощь слаборазвитым странам Азии и Африки.[22]

 

Глава 2. Особенности осуществления социальной политики в РФ

 

    1. Основные направления социальной политики в РФ

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в РФ. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного МРОТ; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

По данным портала «Государственных программ РФ»[17] основными категориями социальной политики, куда идут средства финансирования из федерального бюджета, является направление «Новое качество жизни» (5 598 225,1 млн.р.). Оно включает в себя следующие направления:

  1. Развитие здравоохранения.
  2. Развитие образования (на 2013-2020 гг.).
  3. Социальная поддержка граждан.
  4. Доступная среда (на 2011-2015 гг.).
  5. Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ.
  6. Развитие пенсионной системы.
  7. Содействие занятости населения.
  8. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности.
  9. Противодействие незаконному обороту наркотиков.
  10. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
  11. Развитие культуры и туризма (на 2013 – 2020 гг.).
  12. Охрана окружающей среды (на 2012 - 2020 гг.).
  13. Развитие физической культуры и спорта.

 

 В рамках данного направления будут обеспечены доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, условия, позволяющие гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом.

Будет реализована социальная политика по поддержке уязвимых слоев населения и проведена политика, направленная на интеграцию мигрантов.

Также будут обеспечены высокие стандарты личной безопасности и экологической безопасности, повышено качество и результативность противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков.

Информация о работе Особенности осуществления социальной политики в РФ