Особенности осуществления социальной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в РФ проживает весомая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; имеет место быть дифференциация доходов населения; остается напряженной ситуация на рынке труда; растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий; имеет место проблема с демографической ситуацией в стране; существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды, низкая доступность бесплатной медицинской помощи и недостаточно хорошее качество оказываемых услуг; количество безработных для развитой страны в некоторых регионах превышает норму; система образования страны близка к состоянию общей стагнации; качество жизни россиян находится на недостаточно высоком уровне.

Содержание работы

Введение........................................................................................................ ............. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальной политики.
Необходимость осуществления государством социальной политики в рыночной экономике, её сущность и функции.................................................. 4
Основные концепции роли государства в рыночной экономике....................11
Регулирование социальных процессов в рыночной экономике (на примере Германии и США).............................................................................................. 13
Глава 2. Особенности осуществления социальной политики в РФ.
Основные направления социальной политики в РФ....................................... 20
Проблемы социальной политики РФ и пути их решения............................... 22
Заключение................................................................................................................ 27
Список литературы....................................

Файлы: 1 файл

Черновой (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 90.35 Кб (Скачать файл)

Следующим большим направлением социальной политики РФ является «Инновационное развитие и модернизация экономики» (1 844 371,5 млн.р.).

В рамках данного направления будут реализованы мероприятия, которые не только позволят российской экономике оставаться мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создадут конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

Также будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

3 основное направление - «Эффективное государство» (1 041 911,1 млн.р.).

В рамках данного направления будет повышена эффективность управления государственным имуществом и государственными финансами. Особой задачей станет развитие и повышение устойчивости функционирования финансовых и страховых рынков. Предметом специального внимания будет являться создание условий для формирования в России международного финансового центра.

Также будет реализован комплекс мер по всестороннему и эффективному обеспечению интересов Российской Федерации на международной арене, созданию благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны.

4 направление – «Сбалансированное  региональное развитие» (698 432,2млн.р.).

В рамках данного направления будет обеспечено сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации, ориентированное на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов, и развитие геополитически приоритетных территорий. Также будет проведена целенаправленной работа по развитию федеративных отношений и совершенствованию системы местного самоуправления.

И 5 направление – «Обеспечение национальной безопасности».

В рамках реализации направления по обеспечению национальной безопасности будет обеспечено поддержание высокого уровня государственной безопасности и обороноспособности страны. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (соответствующий уровню ведущих в военном отношении стран), позволяющий эффективно осуществлять политику сдерживания, в том числе на основе экономического и социального развития военной организации государства.

 

 

 

    1. Проблемы социальной политики РФ и пути их решения.

 

По сравнению с мировыми экономически развитыми государствами (страны ЕС, США ) в РФ существует большое количество проблем в социально-экономической сфере. Основные из них это: проблемы жилищной сферы, проблемы пенсионного обеспечения, проблемы области здравоохранения, проблемы системы образования, проблемы безработицы и низкого уровня занятости населения, проблема высокой дифференциации в оплате труда и недостаточного уровня среднего дохода при существующих ценах.

 

Выделяют 4 группы проблем жилищной сферы[18]:

 

  1. Обострение ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве;
  2. Несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения;
  3. Проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан;
  4. Нехватка инвестиций для решения проблем жилищной сферы.

 Концепция жилищной политики предполагает объединение всех ее составляющих в единое целое и конкретизирует основные направления жилищной политики, определенные федеральной целевой с учетом особенностей развития жилищной сферы в современных экономических условиях. С учетом этого могут быть предложены следующие пути решения жилищной проблемы:

  1. Развитие сферы содержания и обслуживания жилищного фонда;
  2. Реформирование сферы жилищного строительства, землепользования и градостроительного регулирования;
  3. Развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;
  4. Реализация обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

 

Проблемы, существующие в пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем размеров пенсий, ненадежной системой инвестирования пенсионных накоплений, а, следовательно, возникает проблема качества жизни пенсионеров.[15]

Эти проблемы возможно решить:

Во-первых, введением обязательных страховых взносов для большинства работодателей и самих работников на будущее пенсионное обеспечение последних;

Во-вторых, предоставлением гарантий государственного пенсионного обеспечения отдельным категориям работников (как правило, выполняющих государственные функции);

В-третьих, созданием условий для развития негосударственных систем пенсионного обеспечения (негосударственных пенсионных фондов), взносы в которые также уплачиваются работниками или работодателями.

Во всех случаях создаются механизмы гарантирования текущих пенсионных выплат и, что особенно важно для будущих пенсионеров – сохранности их пенсионных накоплений, в том числе и в негосударственной части пенсионной системы. Очевидно, что уровень таких гарантий должен превышать уровень гарантий по вкладам населения в финансово-кредитных учреждениях страны.

 

В области здравоохранения можно выделить следующие проблемы:

- доступность бесплатной  медицинской помощи;

- недостаточная эффективность  финансирования здравоохранения;

- нехватка кадров;

- обеспечение лекарственными  препаратами;

- качество оказываемых  услуг.

В связи с существующими проблемами возможны следующие пути решения: Повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения: создание правовых, экономических и организационных условий для предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и запросам населения, современному уровню медицинской науки и технологии, а также ресурсам, располагаемым государством и гражданами.

Говоря о программе развития здравоохранения необходимо учитывать, что невозможно развивать национальный проект "Здоровье" без эффективной системы медицинского страхования, прежде всего работающего населения. А это значит, что для стабильных финансовых поступлений в национальную систему здравоохранения нужна высокая легальная заработная плата наемных работников. Пока же отсутствие страховых принципов и понижение ставок социального страхования при существующей регрессивной шкале приводит к проблемам, связанным с сокращением государственных выплат по больничным листам, с санаторно-курортным лечением работающих и нуждающихся категорий граждан, с детским оздоровлением. Поэтому решить эти вопросы без роста заработной платы как основы, на которой может строиться социальная политика государства, реально невозможно.

 

Существует ряд проблем, которые могут ввести систему образования РФ в состояние общей стагнации:

1. Неопределенность школьного  образования. Она заключается в  отсутствии конкретного «образовательного  вектора». Школьника учат всему  понемногу, без определенной цели. При этом образование, которое  ребенку предлагают современные  российские школы, как правило, носит  сугубо теоретический характер, тогда как на данном этапе становления личности человеку требуются как раз практические навыки. 

2. Сомнительная эффективность  единого государственного экзамена. Пройдя первую ступень образовательной  системы (завершив обучение в  школе), молодой россиянин сталкивается  с проблемой сдачи единого  государственного экзамена. Многие  российские школы просто не  готовы к такой форме проведения  экзаменов. Ведь принятие решения  об оценке теперь возлагается  на компьютер, а не на конкретного  человека. Знания оцениваются исключительно  исходя из заполненного бланка  ЕГЭ, а не на основе представления  учителя о потенциале и степени  развития учащегося.

3. Снижение качества высшего  образования. В РФ на 1000 человек  приходится 50 студентов. Из более чем 3000 вузов Совет по образованию и науке при Президенте РФ рекомендует абитуриентам лишь 150 [21].

В связи с этим необходимо создать более эффективные формы контроля, способные обеспечить права граждан на получение качественного образования. Это означает, что в системе непрерывного образования нужно организовать систему управления качеством образования для широкой сети учебных заведений, различных по содержанию, уровню и характеру образовательных услуг, времени существования, формам собственности. Такая интеграция учреждений, основанная на управлении качеством образовательного процесса, позволит решить большинство проблем. С одной стороны, интеграция оставляет правовую и финансово-экономическую самостоятельность учебным заведениям, а с другой – объединяет эти учреждения через общую систему управления качеством образовательного процесса.

 

На данный момент в РФ существует проблема безработицы и низкого уровня занятости населения.

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Обращение к этой форме занятости связано прежде всего со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм.

Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей. Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных.

Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Число занятых в ряде отраслей российской экономики действительно избыточно. Так, в нефтегазовом секторе управленческий аппарат в последние годы был раздут вследствие сверхвысоких цен на нефть. В электроэнергетике наблюдался тот же процесс благодаря возможности устанавливать монопольные тарифы. Не блещут эффективностью и некоторые другие отрасли.

Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы.

Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

Кризис, наконец, заставит власти правильно считать число безработных, повысить адресность выдачи пособий по безработице, улучшить качество профессиональной переподготовки кадров. 

После выхода из кризиса правительство, возможно, поймет, что надо воссоздать фонд занятости (по ошибке ликвидированный в начале 2000 г.), из которого пособия по безработице будут выплачиваться по страховому принципу. Сейчас же выплата пособий безработным дополнительным грузом легла на бюджет.

В идеале, возможно, в стране возникнут настоящие профсоюзы, которые на деле будут отстаивать интересы наемных работников и добиваться увеличения их роли в управлении предприятием.

 

 

Доходы населения России неразрывно связаны с уровнем заработной платы. На сегодняшний день имеет место проблема высокой дифференциации в оплате труда и недостаточного уровня среднего дохода при существующих ценах.

Для того чтобы изменить уровень заработной платы, необходимы одновременные и комплексные изменения:

Во-первых, размер минимальной оплаты труда должен устанавливаться почасовым и не включать в себя какие-либо дополнительные выплаты – это должна быть чистая часовая тарифная ставка. Введение минимальной часовой ставки заработной платы позволит гораздо гибче реагировать на изменения в экономике и более тонко регулировать вопросы заработной платы не только на уровне отдельной организации, но и в регионах России.

Во-вторых, необходимо поменять структуру налога с доходов физических лиц – он должен иметь различные ставки применительно к разным видам доходов.

В-третьих, хозяйствующий субъект должен самостоятельно ежегодно устанавливать минимальный уровень заработной платы для своих работников, который не может быть меньше, чем установленный законодательно, причем этот минимальный уровень должен быть освобожден от уплаты налога с доходов физических лиц.

В-четвертых, нужно законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях оплаты труда для работников.

В-пятых, необходимо закрепить в Налоговом кодексе требование, что единый социальный налог рассчитывается по всему коллективу работников организации в целом. Это тот редкий случай, когда средняя температура по больнице играет положительную роль.

При одновременном внесении в законодательство предлагаемых изменений и одновременном введении их в действие, есть надежда на то, что заработная плата в стране начнет постепенно принимать цивилизованные формы.

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования я пришел к следующим выводам.

1. Социальная политика – это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети).

Информация о работе Особенности осуществления социальной политики в РФ