Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 23:29, реферат
В соответствии с современными концепциями развития личности полоролевая социализация может быть представлена как процесс вхождения мальчика и девочки в новую социальную общность, обуславливающий определенный статус сына и дочери, внука и внучки и т.п. (М.В.Колясникова, И.С.Кон, В.С.Мерлин, Л.И.Столярчук и др.). По их мнению при благоприятно складывающихся обстоятельствах этот процесс проходит три взаимообусловленные фазы. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм, овладение соответствующими средствами и формами деятельности, характерными для мальчика и девочки.
Многие работы и наблюдения отечественных исследователей (Л.В.Градусовой, А.Т.Коркки, Н.Я.Михайленко, Р.А.Иванковой, Р.Б.Стеркиной, О.М.Гостюхиной и др.) показывают что, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», детский сад, больницу, магазин. Половой дифференциации игр дошкольников посвятили свои исследования зарубежные психологи Н.Моор, К.Эверстон, Дж.Брофи, К.Рубин, П.Майони и М.Хорнунг.
(Л.А.Арутюнова, Л.В.Градусова, Е.А.Кудрявцева, Н.К.Ледовских, Н.В.Плисенко, Т.А.Репина) по изучению игровых предпочтений детей дошкольного возраста свидетельствует, что в дошкольном детстве очень ярко проявляются различия в выборе характера игр у мальчиков и девочек. Эти различия ни менее отчетливо выступают также в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по играм. Формирующиеся к старшему дошкольному возрасту полоролевые стандарты приобретают для детей значение моральных законов. Многие мальчики считают, что «девчоночьи» игры «плохие» и в них не положено играть мальчикам. В свою очередь, для большинства девочек неинтересно играть в игры мальчиков (исследования Л.В.Градусовой, Н.В.Плисенко). Изучая общение дошкольников в игре, Т.В.Антонова выявила, что у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, имеет место ориентация не только на процесс игры, но и на сверстника и характер отношений с ним. Резкое различие обнаружилось в мечтах детей, обращенных в будущее. Мальчики мечтали быть «большими и сильными», стать машинистом, летчиком, моряком, спасателем. А девочки - «вырасти и быть красивой», стать «мамой», учительницей, врачом, балериной и т. п.
Различия в интересах мальчиков и девочек, формирующиеся дошкольном возрасте, проявляются и в тематике рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности.
Проявление полового диморфизма у старших дошкольников в тематике их рисунков и в манере рисования изучалось Б.Г.Ананьевым, В.С.Мухиной, Н.Л.Шашковой, С.Поповой. Полученные данные свидетельствуют о том, что у мальчиков большинство рисунков посвящено индустриальной и военной тематике. Они рисуют чаще всего машины разных марок, танки, корабли, самолеты, подъемные краны, космонавтов, рыцарей, персонажей мультфильмов. У девочек преобладает бытовая тематика и интерес к изображению природы. Они любят рисовать цветы, деревья, животных, людей (особенно - принцесс и невест).
Некоторые особенности манеры рисования у детей разного пола были обнаружены Б.Г.Ананьевым, К.С.Мухиной. По технике исполнения рисунки девочек носят более законченный характер, чем у мальчиков, имеют элементы декоративности. При изображении человека они чаще рисуют девочек, «тетенек», тщательно вырисовывают платье, прическу и пользуются разнообразными украшающими элементами. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны, чем у девочек.
Половые предпочтения сказываются и в музыке: девочки любят больше лирическую музыку, а мальчики, как правило, предпочитают бравурную, маршевую. Хотя все дошкольники обожают сказки, детские мультфильмы, но мальчики выбирают, в первую очередь, книги и фильмы про войну, про подвиги, про ковбоев и индейцев.
Анализ ценностных ориентации девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста, проведенный в исследовании под руководством Т.А.Репиной, показал: соотношение пожеланий детей как в свой адрес, так и в адрес других людей, обращенных к разным сферам действительности, (бытовой, игровой, познавательной и сфере человеческих отношений) в большинстве случаев у мальчиков и девочек не совпадает.
В процессе полоролевой социализации у детей происходит становление некоторых личностных черт, в большей степени характерных для того или другого пола. Так, исследование О.Смолевой было посвящено изучению неуверенности и особенностей ее проявления у дошкольников разного пола. Ею были установлены факты, подтверждающие некоторые положения Т.П.Хризман: среди мальчиков неуверенных детей в два раза больше, чем среди девочек, и у них труднее проходит период адаптации к дошкольному учреждению.
Широко распространено мнение, что мальчики более самоуверенны и дают себе более высокие оценки, чем девочки. Проведенный Т.А.Репиной оценочный эксперимент в детском саду, выявил, что мальчики более высокие оценки по ряду качеств давали девочкам, а не сверстникам своего пола. Та же тенденция проявилась у них при самооценивании. Е.Кох, проведя исследование, также обнаружила, что девочки-дошкольницы имеют более высокое мнение о себе, чем мальчики, которые оценивают девочек выше, чем самих себя.
Многочисленные работы посвящены изучению агрессивного поведения и проявлению гнева у маленьких детей. Ф.В.Гуденух, изучая проявления гнева и агрессии у детей в возрасте от 12 месяцев до трех лет, установила, что в три года взрывы гнева у мальчиков наблюдаются в три раза чаще, чем у девочек. X.Дейв, проанализировав 200 ссор 40 дошкольников, подтвердил, что мальчики больше ссорятся, чем девочки. Кроме того, ссоры чаще происходят между детьми одного пола и у старших дошкольников их меньше, но они продолжительнее по времени. В. Д.Фешбек наблюдала игры маленьких детей в США, Швейцарии и Эфиопии. Она также установила большую агрессивность мальчиков по сравнению с девочками.
Целый ряд работ об агрессивности выполнен Р.Р.Сиерсом, М.Н.Пинтлер, Р.С.Сиерс, Е.Холленбергом, М.Сперри, Дж.Уолтером, Д.Пирс, Л.Даме, А.Бандурой, Р.Уолтерсом. В них хотя и была обнаружена большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками, но исследователями это также объясняется разными для первых и вторых социально одобряемыми моделями поведения. Некоторые авторы (Е.Кох, Б. и Дж.Уайтинги) считают, что одной из причин меньшей агрессивности девочек, является их большая степень взаимодействия с малышами, так как девочек привлекают к воспитанию маленьких детей гораздо чаще, чем мальчиков. Дж. Стоккард выражает мнение, что агрессия мальчиков более опасная, она растет с возрастом. К их агрессии примыкает доминантное поведение, поэтому часты ссоры. Девочки более конформны, что с точки зрения автора связано с игрой в куклы: обучая делать куклу «так, как надо», девочки-дошкольницы имеют широкую возможность приобщаться к культурным нормам семьи.
Многие авторы (Е.Беллер, В.Хартуп, Е.Кох, Б.Фагот и др.) утверждают, что девочки по сравнению с мальчиками более боязливы и застенчивы, неуверенны в своих силах, более эмоциональны, легче фрустрируемы, менее активны и поэтому не стремятся к лидерству.
Большое количество исследований посвящено зависимому поведению у дошкольников, которое проявляется в поисках помощи и одобрения, в нежелании быть одному, в «выпрашивании» любви и требованиях поддержки. В этих работах отмечается, что зависимые дети, как правило, ласковые, послушные. Они очень чувствительны к оценке взрослого, и что, с одной стороны, зависимость выступает как важный аспект половой социализации, но, с другой стороны, недостатком зависимости детей является отсутствие самостоятельности, пассивность. Б. и Дж.Уайтинги на основе результатов проведенных исследований утверждают, что девочки более зависимы, чем мальчики, и менее агрессивны и это врожденные особенности детей. А.Бандура, изучая проявления зависимости у девочек и мальчиков дошкольного возраста, отмечает, что оно не врожденное, что дети с высокой степенью зависимости воспитываются в семьях у сверхэмоциональных родителей, проводящих много времени со своими детьми и поощряющих их зависимость (материалы приведены по работе Т.А.Репиной).
Дж.Каган установил в своем лонгитюдном исследовании, что, возникающее под влиянием семейного окружения зависимое поведение, встречается гораздо чаще среди девочек, чем среди мальчиков.
Е.Маккоби и К.Джеклин замечают, что степень активности дошкольников разного пола, стремление их к доминантности и достижениям, не имеют психологических различий между мальчиками и девочками. Девочки не менее активны в своей деятельности, чем мальчики, но сферы их активности могут отличаться.
Экспериментальные данные зарубежных исследователей о психологических различиях дошкольников разного пола в таких качествах, как боязливость, застенчивость, конформность и общительность со сверстниками также противоречивы. Так, Ф.В.Гуденух провела серию экспериментов по изучению эмоциональных реакций у 990 детей двух лет во время умственного теста. Обнаружилось, например, что такие реакции, как застенчивость, чаще проявлялись у девочек, хотя они и зависели вместе с тем от того, являлся ли ребенок старшим или младшим в семье.
Е.Маккоби и К.Джеклин считают, что большая застенчивость и боязливость у девочек по сравнению с мальчиками в этом возрасте не обнаруживается. Авторы также возражают против утверждения, что мальчики в большей степени стремятся к контактам со сверстниками, чем девочки, и заключают, что поиски контактов со взрослыми и детьми не связаны с полом ребенка. Они полагают, что умственные способности мальчиков и девочек равны, но поскольку в большинстве обществ умственные способности представительниц женского пола не поддерживаются, то у девочек они не получают такого развития, как у мальчиков. Исследователи выдвигают возражение и против большей конформности девочек, так как конформность у мальчиков и девочек, как они полагают, проявляется по-разному: девочки более конформны к директивам родителей, у мальчиков большая конформность к групповым нормам сверстников.
Висследованиях ряда психологов доказано, что девочки имеют больше друзей-сверстников, более инициативны, у них более высокое мнение о себе, чем у мальчиков, в то время как мальчики проявляют больше зависимости, чем девочки. Выявлено также, что формирование таких качеств, как агрессивность, доминантность, соревновательность зависит во многом от того, является ли ребенок младшим или старшим в семье, и от пола и возраста брата или сестры. Не только у мальчиков, но и у девочек, если они являются старшими, может ярко обнаружиться агрессивность, враждебность, стремление к контролю над младшим.
В ряде исследований отмечается, что девочки в большей степени, чем мальчики, социально ориентированы на других людей, более социально активны, а мальчики больше ориентированы на решение конструктивных задач, т. е. у них преобладает деловая ориентация
По мнению М.Л.Бутовской, на процесс гендерной социализации оказывают комплексное воздействие биологические и социальные факторы, а наиболее значимыми являются биологические. Автор, утверждает, что одни и те же характеристики наблюдаются у детей в сходные возрастные этапы во всех обществах, а именно, осознание собственной половой принадлежности, ориентация на представителей своего пола, противопоставление детей собственного и противоположного пола, избегание, интерес к другому полу. И.С.Кон считает, что первичное звено этого процесса создается в момент оплодотворения и определяет генетическую программу, регулирующую половые отличия в поведении. В отличие от репродуктивных органов, дифференцировка которых альтернативна, мозг содержит потенциальные возможности программирования поведения, как по женскому, так и по мужскому типу развития. По мнению Е.А.Конышевой, биологические факторы определяют лишь последовательность стадий гендерной социализации, которые проходят как мальчики, так и девочки, а содержательное наполнение стадий в зависимости от половой принадлежности ребенка определяется обществом.
Большее влияние социальных факторов на процесс гендерной социализации также отмечают О.А.Борисова, Т.А.Пичугина, Н.К.Ледовских, Н.В.Маслюк. Прежде всего, - это различные социальные требования, предъявляемые к мальчикам и девочкам со стороны ближайшего окружения, подкрепление путем поощрения социально желательных для детей разного пола форм поведения и раннее осознание ребенком своей половой роли. Способствуя закреплению одних и свертыванию других биологически обусловленных программ, социальная среда задает направление половой дифференциации. Культура, «запрещая» или «разрешая» те или иные проявления полоролевого поведения, определяет их социальную, этическую и эстетическую ценность, осуществляя регуляцию мотивационно-ценностных аспектов реализации гендерной роли. Следовательно, можно говорить о возникновении некоторого множества социальных полов, базирующихся на двух биологических.
Вместе с тем, современная психосексуальная культура неоднозначна и противоречива, поэтому сложна для анализа. Изменения, происшедшие в системе дифференциации половых ролей, привели к ломке традиционных полоролевых стереотипов и частичному оформлению новых культурных идеалов мужественности и женственности. Содержательно они отражают социокультурную динамику развития общества в направлении от нормативности к вариативности и индивидуализации. Наборы мужских и женских качеств более не противостоят друг другу, между ними почти нет границ, они взаимопереходят и обогащают друг друга. Процесс полоролевой социализации осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшим из которых многими исследователями признается социальная среда.
«Исключительно важным универсальным агентом» гендерной социализации, независимо от изменений, происходящих в обществе, являются родители и другие взрослые, общество сверстников как своего, так и противоположного пола (Я.Л.Коломенский, И.С.Кон, В.Е.Каган, Т.М.Плисенко). Т.А.Репина наиболее значимым фактором становления полоролевого поведения считает социальную реальность в ее целостности (собственная активности ребенка и руководство взрослого, характер игрового материала, содержание детской литературы и игровой деятельности, группа детского сада, разделение семейных обязанностей).
По данным, приведенным психологом Ш.Берном, гендерные стереотипы родителей влияют на все виды деятельности. То значение, которое родители придают приобретению детьми различных навыков и знаний, советы, которые дают по мере овладения деятельностью, их эмоциональные реакции на успехи детей в разных областях знаний и др. зачастую предопределяют успешность полоролевой социализации, поскольку все это может оказать влияние на уверенность детей в своих способностях; заинтересованность в приобретении различных навыков и знаний; эмоциональные реакции (чувства) при участии в различных видах активности; суммарное количество времени и сил, которые дети будут посвящать освоению и демонстрации различных навыков и знаний.
В настоящее время семья в воспитании ребенка определенного пола сориентирована преимущественно на традиционную модель половых ролей. Ценностные ориентации родителей, их социальные ожидания, манера обращения с детьми, система наказаний и поощрений сказываются на процессе полоролевой социализации ребенка. Ярким примером тому является исследование американских психологов. Женщинам предъявляли шестимесячного ребенка сначала как девочку, а затем как мальчика, и женщины описывали внешность и поведение ребенка, общались с ним с учетом декларируемой исследователями половой принадлежности. В исследованиях М.Комаровски, Дж.Рубина и других также показано, что социальные ожидания родителей в отношении их сыновей и дочерей отличаются с момента рождения детей, хотя сами родители этого не замечают и не осознают. Исходя из своих представлений о качествах, характерных и желательных для мужчин и женщин, родители стимулируют детей к проявлению полоролевых черт.
Информация о работе Особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста