Особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 23:29, реферат

Описание работы

В соответствии с современными концепциями развития личности полоролевая социализация может быть представлена как процесс вхождения мальчика и девочки в новую социальную общность, обуславливающий определенный статус сына и дочери, внука и внучки и т.п. (М.В.Колясникова, И.С.Кон, В.С.Мерлин, Л.И.Столярчук и др.). По их мнению при благоприятно складывающихся обстоятельствах этот процесс проходит три взаимообусловленные фазы. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм, овладение соответствующими средствами и формами деятельности, характерными для мальчика и девочки.

Файлы: 1 файл

полорол социал.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

По мнению отечественных авторов О.Соломенниковой и Н.Баранниковой, наибольший интерес вызывает не столько понимание родителями миссии отцовства и материнства, сколько роль семьи, в которой эти миссии обретают конкретное выражение. В этом отношении показательны исследования семейной социализации детей И.И.Лунина, результаты которого свидетельствуют о том, что воспитанники детского дома выявили больше различий между полами, чем дети, воспитывающиеся в семье. Мальчики и девочки оказались в своих установках значительно более нормативными и склонными более строго следовать декларативным образцам, хотя неосознаваемые установки могли таким образцам противоречить. Так, например, все считали, что драться нельзя, но мальчики все же чаще дрались (преимущественно друг с другом) и в целом оказались агрессивнее девочек. Все дети высоко положительно оценивали проявления ласки, исходящей от человека любого пола. Взрослый труд своего пола мальчики чаще рассматривали негативно или амбивалентно. Аналогичным к «мужскому» труду было и отношение девочек. «Женский» же труд и мальчики, и девочки оценивали положительно. И.И.Лунин справедливо полагает, что это связано с запретом в детском доме «мужского» труда из-за опасений травматизма. Видимо, не меньшее значение имеет и то, что все воспитатели - женщины.

Половые различия взрослых также влияют на процесс полоролевой социализации. Исследования, проведенные Дж.Блоком показали, что отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от пола, чем матери. От отца дочери получают больше эмоционального тепла, внимания и одобрения, чем сыновья. Матери более снисходительны к сыновьям.

Важность «перекрестного» влияния родителей на детей: отца - на дочь, а матери - на сына подчеркивается во многих работах (Ф.Парсонс, Н. Шадроу). Поощрения и наказания отца, как правило, носят несколько другой характер, чем у матери. Например, отцовская доброта отлична от доброты матери: отец в обращении с детьми более требователен, и доброта его более суровая. Он более скуп на похвалу, но если он похвалит ребенка, то эта похвала для сына или дочери часто важнее, чем похвала и поощрения матери.

Особенно важно отцовское влияние при воспитании сыновей, поскольку в мужской природе существует стремление к риску, приключениям, а в женской природе - осторожность, стремление оберегать, сохранять свое потомство. Риск в поведении собственных детей для матери неприемлем. Исходя из этого и основываясь на статистике, Ю.И.Боев делает вывод: основную массу преступников (85%) воспитали женщины без мужчин, оберегая их от риска, поэтому преступные действия для них стали своеобразной компенсацией отсутствия в их жизни риска. При отсутствии отца в семье мужские черты у мальчиков вырабатываются очень медленно, доминирующими личностными качествами у них являются агрессивность и зависимость

Когда мужчина устраняется от воспитания детей в семье, мальчики растут эмоционально неустойчивыми, несамостоятельными, у них не формируются начала таких мужских качеств, как отвага, умение постоять за себя и за других, более слабых, взять ответственность на себя. Вместо этого у мальчика воспитывается нерешительность, осторожность, пугливость. Материнская гиперопека, изнеживание - частая причина неврозов у мальчиков.

По мнению отечественных исследователей (Ю.Е.Алешиной, А.С.Во-лович, И.С.Кона, Т.Н.Титаренко), процесс полоролевой социализации у мальчиков протекает более сложно, чем у девочек. На мальчиков, по мнению И.С.Кона, родители оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в делах, противоречащих полоролевым представлениям. Требования, предъявляемые к мальчикам, более нормативны, чем требования, предъявляемые к девочкам. Маскулинные роли определяются жестко и внедряются более последовательно, чем феминные.

Т.А.Репина выделяет неблагоприятные факторы полоролевой социализации мальчиков. Во-первых, это феминизация мальчиков-дошкольников, которые моделью для подражания вынуждены брать женскую модель, по той причине, что основным воспитателем сначала является мать, затем к ней присоединяется педагог детского сада - женщина. Таким образом, первые воспитатели - это женщины. Во-вторых - размывание в настоящее время границ мужественности и женственности в традиционном их понимании, их определенное сближение. В-третьих - проявляющаяся тенденция снижения авторитета отцов в семье, отчего мужская модель становится менее значимой для мальчиков.

Больше времени в первые годы жизни мальчик проводит с матерью, отца же он видит реже и в менее значимых ситуациях. В связи с этим как для девочек, так и для мальчиков практически в любой культуре первичной оказывается идентификация с матерью, то есть фемининная идентификация. Более того, сами базовые ориентации ребенка по отношению к миру по своей природе фемининны, ибо включают традиционно женские особенности: зависимость, подчиненное положение, пассивность и др. Затем, попадая в детский сад, ребенок идентифицирует себя с воспитателем - женщиной, далее в школе - с учителем, и это, как правило, женщина. Позднее мальчик отвергает эту идентификацию, выбирая для подражания мужскую модель. Неудивительно, что в итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, нежели женской. Все эти факты говорят об изначально фемининном воспитании мальчиков.

Распространенность консервативных представлений об иерархическом соотношении половых ролей приводит к тому, что по сравнению с девочками мальчики испытывают более сильное давление со стороны социума в направлении формирования полоспецифического поведения. Такое давление в сочетании с недостатками ролевых моделей вынуждает их строить свою половую идентичность на преимущественно негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских делах и др. Это приводит к тому, что мужская идентичность формируется, прежде всего, как результат отождествления себя с некоторой статусной позицией, «каким должен быть мужчина». Созданная таким образом идентичность является диффузной, легко уязвимой и одновременно ригидной.

С переходом в общественную систему воспитания (дошкольное учреждение или школу) социальное давление на мальчиков усиливается, так как, с одной стороны, воспитатели и учителя отличаются более высоким традиционализмом, а с другой - сами родители, готовя ребенка к встрече с новой для него системой социальных оценок, повышают жесткость нормативных стандартов. Все это побуждает мальчиков «откреститься» от «женского» мира, его ценностей и создать свой, «мужской». Переход к этому этапу начинается в пять-семь и активизируется в восемь-двенадцать лет, когда возникают первые мужские компании (в детском саду, школе, дворе), в которых формируются новые межличностные отношения, становящиеся источником мужских ролевых моделей и сферой реализации маскулинных качеств. Этот процесс характеризуется негативизмом по отношению к девочкам и формированием особого «мужского», грубого и резкого стиля общения. Дальнейшая социализация мальчиков связана с социальными барьерами на пути развития маскулинности, провоцирующими эмоционально-когнитивный диссонанс, следствием которого является "полоролевая растерянность" либо утрированно-маскулинные полоролевые ориентации.

Происшедшие за последние десятилетия изменения быта привели к тому, что «мужских» дел почти не осталось и у мальчиков нет возможности проявить себя настоящим мужчиной в семье, где, прежде всего, и происходит усвоение ребенком половой роли. Таким образом, в ходе половой социализации мальчиков возникает определенное противоречие. С одной стороны, постоянные и настойчивые требования «будь мужчиной», «ты ведешь себя не по-мужски», а с другой - отсутствие возможности сформировать и проявить мужские типы поведения.

Н.К.Радина утверждает, что развитие позитивной Я-концепции девочки затрудняет меньшая ценность "женского" в обществе. Принадлежность к социальной группе, обладающей меньшими возможностями и властью, рождает проблемы со становлением женской идентичности, особенно если девочка склонна лидировать и обладает высокими социальными способностями. Э.Маккоби отмечает, что средовая маскулинизация женского поведения и воспитания значительно превосходят феминизацию мальчиков. Чем более маскулизировано будет поведение девочек, тем больше как феминное будет восприниматься поведение мальчиков.

По мнению О.В.Прозументик и Л.В.Коломийченко, процесс полоролевой идентификации у девочки проходит легче: ей не надо будет в дальнейшем отказываться от первичной идентификации с матерью. Отсутствие в культуре жесткого стереотипа настоящей женщины, разнообразие представлений о подлинно женских качествах также облегчает формирование полоролевой идентичности, давая девочке широкие возможности соответствовать стереотипу, оставаясь самой собой. Если достижение полоролевой идентичности дается девочкам легче, чем мальчикам, то формирование полоролевых предпочтений, более высокой оценки всего женского оказывается затруднено. Нередко девочки пяти-шести лет, ощущая свою незначительность, хотят быть мальчиками, поскольку мужская роль в большинстве культур обладает более высоким статусом. 

По данным экспериментального исследования, проведенного Т.А.Репиной на шестилетних детях в России, только полпроцента девочек хотели бы сменить свой пол, а среди мальчиков таких детей совсем не было. Вместе с тем известно, что девчонка-«сорванец» воспринимается как вполне нормальное явление, тогда как изнеженный мальчик вызывает осуждение.

Образцы полоролевого поведения первоначально задаются преимущественно в семье, но моделями маскулинного или фемининного поведения для детей дошкольного возраста выступают не только родители и другие значимые взрослые, но и сверстники своего пола.

В исследованиях зарубежных и отечественных ученых показано, что у дошкольников очень рано начинают проявляться склонности к более благожелательному отношению к сверстникам своего пола и кооперированию с ними в совместной деятельности. Психологи утверждают, что в два года у детей еще нет половой избирательности, однако к четырем годам она уже хорошо выражается, и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками.

Мнения детей о сверстниках противоположного пола отражают традиционные установки взрослых. Подкрепление сверстников напоминает детям о стереотипных предписаниях, о которых они уже имеют представления. Дети подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под сомнение половую идентичность ребенка, оценивая его поведение по гораздо более жестким, чем в семье критериям маскулинности и феминности. Дети, которые им не соответствуют, воспринимаются с подозрением и даже с некоторым непониманием.

Г.Крайг считает, что влияние сверстников гораздо сильнее сказывается на поведении девочек, чем на поведении мальчиков. При этом дети обоего пола ориентируются на мнение сверстников и в большей степени подражают мальчикам. Влияние стереотипов на поведение детей является настолько сильным, что в обществе сверстников, чтобы не вызывать осуждения дети выбирают игрушки, соответствующие стереотипам игр мальчиков и девочек, тогда как в одиночестве они могут пользоваться любыми игрушками.

Изучая общение дошкольников в разных возрастных группах, Т.А.Репина обнаружила половую дифференциацию между детьми, причем с явной тенденцией консолидации со сверстниками своего пола; и чем старше дошкольники, тем более явно проявляется данная тенденция. С момента осознания своей принадлежности к половой группе ребенок вынужден усваивать поведенческие стереотипы, характерные для людей этой группы, для удовлетворения потребности в позитивной идентификации с образом «Мы», принятия в своей половой группе, возможности играть и общаться в среде равных себе людей.

Отечественные психологи Т.Д. Репина и В.В.Абраменкова единодушны в том, что детское общество как носитель собственной субкультуры обладает специфическими функциями в формировании психологического пола ребенка. В частности, авторы отмечают, что группа детского сада является, по существу, первым детским обществом, возникшим на основе сюжетно-ролевой игры, в котором ребенок приобретает новый социальный опыт контактирования со сверстниками. Этот опыт способствует формированию его взглядов и поведения, усвоению моделей подражания и выработке ценностных установок, помогает адекватно оценивать свое поведение, сравнивать его с поведением других детей, прислушиваться к их мнению о себе.

Зарубежные исследователи, Е.Маккоби, Б.Торн, также показали, что мальчики и девочки дошкольного возраста живут в разных социальных мирах, мало сообщающихся между собой, и в каждом из них действуют свои правила. Случаи тесного взаимодействия мальчиков и девочек не противоречат теории «разделенных миров». Б.Торн отмечает, что они могут иметь место в детском саду, когда пол не имеет значения для выполнения задания или когда дети объединены не по половому признаку, а на любой другой основе

В исследованиях П.Арчера выявлены особенности общения мальчиков и девочек. Так, общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе делового или игрового взаимодействия у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. Автор отмечает, что две половые группы представляют два разных типа культуры. В частности, мальчики играют в больших группах и в людных местах, в грубые игры с драками, стремятся превзойти друг друга в физической силе. Девочки чаще играют с одной или двумя лучшими подругами и устанавливают с ними отношения равноправного сотрудничества. Более того, по-разному используют речь: девочки - для поддержания дружеских отношений, мальчики - для самоутверждения. Для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо: «маменькины сыночки» подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся благосклонно. Нетерпимость к проявлению у мальчиков поведения, свойственного девочкам, - это способ подчеркнуть более высокое общественное положение мужчин по сравнению с женщинами. Выявленные различия в стиле общения могут быть объяснены влиянием биологических и социальных факторов на их проявление и формирование.

Е.Кох на основании своего тщательного экспериментального исследования утверждает, что на отношения детей-дошкольников со сверстниками оказывает влияние пол и возраст братьев и сестер. Старший ребенок в семье, будь он мальчик или девочка, чаще выступает лидером у сверстников, так как у него имеется опыт лидирования у младших братьев и сестер. Девочка, имеющая старшего брата, часто развивается по модели «сорванца» и в обществе сверстников может выбирать компанию мальчиков, а мальчик, который имеет старшую сестру, приобретает, как правило, много фемининных черт.

Т.А.Репина указывает на то, что характер отношений ребенка со сверстниками напрямую зависит от особенностей воспитания ребенка в семье. Если в ней отсутствует «сплоченность» в семье, и родители относятся к ребенку негативно, то он будет себя вести более зависимо по отношению к сверстникам. Если в семье строго наказывают ребенка (применяют агрессию), такой ребенок будет агрессивным и по отношению к сверстникам.

Информация о работе Особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста