Особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 23:29, реферат

Описание работы

В соответствии с современными концепциями развития личности полоролевая социализация может быть представлена как процесс вхождения мальчика и девочки в новую социальную общность, обуславливающий определенный статус сына и дочери, внука и внучки и т.п. (М.В.Колясникова, И.С.Кон, В.С.Мерлин, Л.И.Столярчук и др.). По их мнению при благоприятно складывающихся обстоятельствах этот процесс проходит три взаимообусловленные фазы. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм, овладение соответствующими средствами и формами деятельности, характерными для мальчика и девочки.

Файлы: 1 файл

полорол социал.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Особую роль в полоролевой социализации дошкольников Т.А.Репина отводит группе детского сада. Автор утверждает, что, являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации детей, где у ребенка развивается общение с другими детьми и разнообразные виды совместной деятельности, формируются первые отношения со сверстниками. Благодаря существующим внутри-групповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции, орудием которой служит особое общественное мнение, распространяемое и на оценку полоролевого поведения мальчиков и девочек. Возникновение первых детских объединений, консолидация мальчиков и девочек разного пола, обусловленная общностью интересов и целей, являются важнейшим фактором полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

В целом, анализ отечественных и зарубежных исследований, связанных с изучением особенностей полоролевой социализации, свидетельствует о достаточно глубоком психологическом обосновании изучаемого феномена. Многообразие оснований половой идентификации и половых различий позволяет судить о сложности и многоаспектности проблемы.

Список литературы:

  1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с.
  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л., 1929.
  3. Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Афтореф. дис. … канд. псих. наук. – М., 1967.
  4. Арчер, П. Половые роли в детстве: структура и развитие / П. Арчер // Детство идеальное и настоящее. - Новосибирск, - 1994.
  5. Берн, Ш. Гендерная психология. / Ш. Берн. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК : Нева, 2001. - 320 с.
  6. Бутовская, М. Л. Биология пола, культурные и полоролевые стереотипы поведения у детей / М. Л. Бутовская // Семья, гендер, культура : материалы международ. конф. 1994 и 1995г., - Москва, - 1997. – С. 18 – 20.
  7. Вавилова Е. Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6 – 7 лет // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.Ф.Змановского, Н.Т.Тереховой. – М., 1980.
  8. Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: Дисс… пед. канд. наук. – Екатеринбург, 2007. – 167 с.
  9. Градусова, Л. В. Педагогические особенности нравственного воспитания мальчиков – дошкольников в сюжетно-ролевых играх героической тематики: афтореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) / Градусова Лилия Вениаминовна – ; [АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания]. - Москва, 1990. – 23 с.
  10. Захаров, А. И. Растут в семье мама и папа / А. И. Захаров – М.: Московский рабочий, 1978.
  11. Каган, В. Е. Система половых различий / В. Е. Каган // Психика и пол детей в норме и патологии. – Л., 1986.
  12. Коломийченко, Л. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. – 2006. - № 1. - С. 12-25.
  13. Коломинский, Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я. Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С. 165-171.
  14. Лунин, И. И. Структура полоролевого репертуара и формирование личности ребенка // Психиатрический аспект педиатрии / Под ред. Д. Н Исаева. - Л., 1985.
  15. Маккоби, Э. Два пола: растем порознь, живем вместе, С.118-152. Пер. с англ. А.Бородиной (Введение) и В.Успенской (гл.6) Тверь, 2002.
  16. Малова, Т. В. Изобразительное искусство как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Малова Татьяна Васильевна. - Москва, 2002. – 191 с.
  17. Мухина, В. С. Проблема генезиса личности ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. – М.: Педагогика, 1981.
  18. Плисенко Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1985.
  19. Радина, Н. К. К проблеме использования гендерного анализа в психологических исследованиях / Н. К. Радина // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С. 22-28.
  20. Репина, Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т. А. Репина // Вопросы психологии.-1987.- № 4.
  21. Репина, Т. А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек / Т. А. Репина // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 4.
  22. Репина, Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? / Т. А. Репина // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4.
  23. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. Москва – Воронеж, 2004. - 300 с.
  24. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т. А. Репина. - М.: Педагогика, 1988.
  25. Розова, Л. Б. Подготовка студентов педагогического колледжа к организации полового воспитания дошкольников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.08) / Розова Лариса Борисовна - ; [Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д.Ушинского]. - Ярославль, 2004. - 19 с.
  26. Смолева Т.О. Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1989.
  27. Соломенникова, О. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста / Соломенникова О., Н. Баранникова // Детский сад от А до Я. – 2006. - № 1. - С. 122 – 126.
  28. Хризман, Т. П. Развитие функций мозга ребенка / Т. П Хризман. – Л., 1978.

 


Информация о работе Особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста