Особую роль в полоролевой социализации
дошкольников Т.А.Репина отводит группе
детского сада. Автор утверждает, что,
являясь своеобразной малой группой, группа
детского сада представляет собой генетически
наиболее раннюю ступень социальной организации детей,
где у ребенка развивается общение с другими
детьми и разнообразные виды совместной
деятельности, формируются первые отношения
со сверстниками. Благодаря существующим
внутри-групповым процессам в ней имеются
зачатки саморегуляции, орудием которой
служит особое общественное мнение, распространяемое
и на оценку полоролевого поведения мальчиков
и девочек. Возникновение первых детских
объединений, консолидация мальчиков
и девочек разного пола, обусловленная
общностью интересов и целей, являются
важнейшим фактором полоролевой социализации
детей дошкольного возраста.
В целом, анализ отечественных и зарубежных
исследований, связанных с изучением особенностей
полоролевой социализации, свидетельствует
о достаточно глубоком психологическом обосновании изучаемого феномена.
Многообразие оснований половой идентификации
и половых различий позволяет судить о
сложности и многоаспектности проблемы.
Список литературы:
- Абраменкова, В. В. Социальная психология
детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова.
– М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. –
416 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания
/ Б. Г. Ананьев. – Л., 1929.
- Антонова Т.В. Роль общения в регулировании
отношений детей дошкольного возраста
в игре: Афтореф. дис. … канд. псих. наук. –
М., 1967.
- Арчер, П. Половые роли в детстве: структура
и развитие / П. Арчер // Детство идеальное
и настоящее. - Новосибирск, - 1994.
- Берн, Ш. Гендерная психология. / Ш. Берн.
- СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК : Нева, 2001. - 320 с.
- Бутовская, М. Л. Биология пола, культурные
и полоролевые стереотипы поведения у
детей / М. Л. Бутовская // Семья, гендер,
культура : материалы международ. конф.
1994 и 1995г., - Москва, - 1997. – С. 18 – 20.
- Вавилова Е. Н. Особенности проявления
двигательных качеств у детей 6 – 7 лет // Роль
физического воспитания в подготовке
детей к школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.Ф.Змановского,
Н.Т.Тереховой. – М., 1980.
- Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как
средство полового воспитания детей старшего
дошкольного возраста: Дисс… пед. канд. наук. – Екатеринбург, 2007. – 167 с.
- Градусова, Л. В. Педагогические особенности
нравственного воспитания мальчиков –
дошкольников в сюжетно-ролевых играх
героической тематики: афтореф. дис. на
соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) / Градусова Лилия Вениаминовна – ; [АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания]. - Москва, 1990. – 23 с.
- Захаров, А. И. Растут в семье мама и папа
/ А. И. Захаров – М.: Московский рабочий,
1978.
- Каган, В. Е. Система половых различий
/ В. Е. Каган // Психика и пол детей в норме и патологии. – Л., 1986.
- Коломийченко, Л. Динамика и особенности
полоролевой социализации мальчиков и
девочек дошкольного возраста / Л. Коломийченко,
О. Прозументик // Детский сад от А до Я.
– 2006. - № 1. - С. 12-25.
- Коломинский, Я. Л. Ролевая дифференциация пола
у дошкольников / Я. Л. Коломинский, М.Х.
Мелтсас // Вопросы психологии. - 1985. - №3.
- С. 165-171.
- Лунин, И. И. Структура полоролевого репертуара
и формирование личности ребенка // Психиатрический
аспект педиатрии / Под ред. Д. Н Исаева. - Л., 1985.
- Маккоби, Э. Два пола: растем порознь,
живем вместе, С.118-152. Пер. с англ. А.Бородиной
(Введение) и В.Успенской (гл.6) Тверь, 2002.
- Малова, Т. В. Изобразительное искусство
как средство полоролевого воспитания
детей старшего дошкольного возраста : дис. … канд.
пед. наук : 13.00.01 / Малова Татьяна Васильевна.
- Москва, 2002. – 191 с.
- Мухина, В. С. Проблема генезиса личности
ребенка как форма усвоения социального
опыта / В. С. Мухина. – М.: Педагогика, 1981.
- Плисенко Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном
возрасте: Автореф. дис. … канд. психол.
наук. – М., 1985.
- Радина, Н. К. К проблеме использования
гендерного анализа в психологических
исследованиях / Н. К. Радина // Вопросы
психологии. - 1999. - №2. - С. 22-28.
- Репина, Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации
в современной западной психологии / Т.
А. Репина // Вопросы психологии.-1987.- №
4.
- Репина, Т. А. Группа детского сада и процесс
социализации мальчиков и девочек / Т.
А. Репина // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 4.
- Репина, Т. А. Одинаково ли воспитывать
сыновей и дочерей? / Т. А. Репина // Дошкольное
воспитание. – 1993. - № 4.
- Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации
детей / Т. А. Репина. Москва – Воронеж,
2004. - 300 с.
- Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского
сада / Т. А. Репина. - М.: Педагогика, 1988.
- Розова, Л. Б. Подготовка студентов педагогического
колледжа к организации полового воспитания
дошкольников: автореф. дис. на соиск. учен.
степ. канд. пед. наук : (13.00.08) / Розова Лариса Борисовна - ; [Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д.Ушинского]. - Ярославль, 2004. - 19 с.
- Смолева Т.О. Педагогические условия
преодоления неуверенности у старших
дошкольников: Автореф. дис. … канд. пед.
наук. – М., 1989.
- Соломенникова, О. Роль семьи в гендерной социализации
детей дошкольного возраста / Соломенникова
О., Н. Баранникова // Детский сад от А до
Я. – 2006. - № 1. - С. 122 – 126.
- Хризман, Т. П. Развитие функций мозга
ребенка / Т. П Хризман. – Л., 1978.