Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:57, дипломная работа
Цель работы – рассмотреть особенности реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать культуру как многоплановое понятие;
2. На основании теоретического анализа, систематизировать знания о реализации государственной политики в сфере культуры;
3. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе подходы к данной проблеме.
4. Предложить собственное видение решения существующих проблем в области реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Понятие культуры, ее сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Теоретические аспекты реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Система показателей оценки эффективности управления в сфере культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.1. Характеристика социальной сферы Копейского городского округа . 20
2.2. Анализ эффективности управления в сфере культуры на территории Копейского городского округа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
При определении особенностей культурного процесса на современном этапе исследователи особое внимание обращают на региональную и этническую пестроту культурного пространства как Челябинской области, так и Копейского городского округа, что порождает необходимость при проведении государственной культурной политики исходить из некоторых универсальных в своей общечеловечности норм и принципов, которые явились бы основанием, скрепляющим локальные культуры в их конструктивном взаимодействии в «единое культурное пространство»[6]. К числу таких принципов как ориентиров культурной политики государства можно отнести, во-первых, принцип открытости и демократизма в структурировании культурной политики при сохранении преемственности культурного развития, равенства прав и возможностей всех граждан и социальных групп в создании и использовании материальных и духовных ценностей; во-вторых, принцип регулирующей роли культурной политики государства в формировании социокультурной ситуации; в-третьих, максимальный учет культурной самобытности людей, различных локальных и территориальных сообществ; в-четвертых, принцип единого культурного пространства и др. При этом осуществление этих принципов возможно лишь в том случае, если культурная политика выступает составной частью общей государственной политики.
Государство
является фундаментом устойчивости
и самостоятельности
Сам процесс формирования системы управления сферой культуры претерпел определенные изменения в последние десятилетия. Регионы получили значительную часть полномочий в этой области. Стала активно разрабатываться идея целевого программного финансирования, которая предполагала реализацию наиболее значимых проектов в сфере культуры. Государство официально отказалось от монополии в сфере культуры и перешло к долевому участию в реализации конкретной политики.
Последнее подтверждается схемой управления учреждениями культуры. Вертикаль власти сохранилась только в органах исполнительной власти. Но и там она стала менее жесткой, а региональные органы власти получили значительные полномочия. Министерство культуры России сохранило за собой функцию координации культурной политики в целом по стране. В Копейском городском округе, кроме Департамента культуры, при Администрации создавались комитеты, которые занимались вопросами культуры.
Следует согласиться с отечественными исследователями, которые выделяют факторы формирования культурной инфраструктуры Копейского городского округа: социально-педагогические и культурные центры, сочетающие досуговые, воспитательные, познавательные и трудовые функции; культурно-просветительные общества, национально-культурные центры, объединения, ассоциации и т.п.
К ведению федеральных органов власти относится: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития; правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации; формирование федерального бюджета, федеральных фондов развития культуры; установление налоговых льгот, бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры; финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении; координация внешней политики в области культурного сотрудничества; регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий, норм и льгот; создание единой системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации; создание Свода памятников истории и культуры Российской Федерации.
К ведению органов
государственной власти на региональном
уровне в области культуры относятся:
осуществление федеральной
К ведению органов местного самоуправления Копейского городского округа в области культуры относятся: осуществление государственной политики в области культуры на своей территории; формирование местных бюджетов и фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры; регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории; создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры; назначение руководителей муниципальных организаций культуры; строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий; контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры [18, с. 22].
Органы государственной власти и управления как федерального, регионального, так и местного уровней не могут вмешиваться в решение вопросов, отнесенных к ведению других органов. Учитывая, что региональным и местным органам власти было дано право на разработку собственного законодательства, установление льгот и т.п., для них были определены следующие условия: действие данных законодательных актов имеет силу только на определенной территории; их содержание не должно противоречить действующему Российскому законодательству.
Важнейшим средством по реализации государственной политики в сфере культуры является система финансирования. «Основы законодательства по культуре» содержат ряд принципиально новых положений. Во-первых, сфера культуры переводилась на многоканальную систему финансирования, включающую в себя несколько источников поступления средств: федеральный, региональный, муниципальный бюджеты, поступления от спонсоров и организаций, фондов развития культуры, а также доходы от собственной деятельности. Во-вторых, основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в РФ по-прежнему является государственное финансирование, и поступление внебюджетных средств не должно снижать объема бюджетного финансирования. В-третьих, четко определялись процентные отчисления на культуру из бюджетов различных уровней: из федерального бюджета - 2%, из местного - не менее 6%.Следует отметить, что действие именно этой статьи, обеспечивающей функционирование всей системы, неоднократно приостанавливалось в связи с отсутствием средств в федеральном бюджете. Региональные и местные бюджеты также не обеспечивали необходимого финансирования.
1.3. Система показателей
оценки эффективности
Оценка эффективности государственной политики в сфере культуры необходима для решения ряда задач:
Для оценки эффективности проводимой политики органов местного самоуправления в области культуры предлагается использовать показатели, представленные в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Показатели оценки эффективности деятельности
Используемые показатели оценки эффективности деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ №212 от 01.04.10) |
Предлагаемые показатели оценки эффективности деятельности | ||||
1. Удельный вес населения, |
1. Удельный вес населения, | ||||
Продолжение таблицы 1.2 | |||||
мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры (процентов). |
|||||
2. Количество экземпляров новых
поступлений в библиотечные |
2. Книгообеспеченность пользователей общедоступных библиотек, ед. Формула расчета: К = Ф/П, где К – показатель книгообеспеченности
пользователей общедоступных Ф – библиотечный фонд общедоступных библиотек (тыс.экз.) П – количество зарегистрированных пользователей (тыс.чел.) | ||||
3. Обновляемость библиотечного
фонда за год (% новых поступлений
в фонды общедоступных | |||||
4. Доля электронных изданий в
объеме обновления фондов | |||||
5. Количество экземпляров новых
поступлений в библиотечные
Нп = Кн : Нс х 1000, где Нп – количество экземпляров новых поступлений на 1000 чел. населения; Кн - количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды, сумма значений по форме 6-НК раздел 4 стр. графа 3; Нс - среднегодовая численность населения. | |||||
6. Доля компьютеризированных библиотек в субъекте РФ, % | |||||
7. Количество экземпляров | |||||
8. Количество выданных | |||||
Продолжение таблицы 1.2 | |||||
государственных и муниципальных библиотек на 1 000 населения, ед. | |||||
9. Посещаемость платных
П – посещаемость платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры; Пукдт – число посетителей культурно-досуговых мероприятий; Пмузей – число посетителей музеев, всего; Птеатр – число посетителей мероприятий, проведенных силами театра и силами сторонних организаций на площадках театра и в пределах своей территории; Пкино – число посетителей киносеансов; арк – число посетителей парка культуры и отдыха (городского сада); Пконц.орг. – число посетителей мероприятий, проведенных силами концертной организации, самостоятельного коллектива и силами сторонних организаций в пределах своей территории; Чср.год – среднегодовая | |||||
10. Число клубных формирований на 1000 человек населения, ед. | |||||
11. Количество культурно – досуговых мероприятий на одно клубное учреждение, ед. | |||||
12. Доля новых и восстановленных постановок в театрах в год в % к общему количеству постановок | |||||
13. Общий объем расходов | |||||
Окончание таблицы 1.2 | |||||
14. Общий объем расходов | |||||
15. Объем расходов | |||||
16. Уровень фактической а) парками культуры и отдыха; б) библиотеками; в) клубами и учреждениями клубного типа. |
Таким образом, предложенная
система показателей оценки эффективности
управления в сфере культуры позволит
провести комплексный анализ в данной
области для выявления
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1. Характеристика социальной сферы Копейского городского округа
Основной задачей деятельности
администрации Копейского городского
округа как исполнительно-
Концепцией стратегического
Для обеспечения комплексного решения жизненно важных для копейчан вопросов в 2010 году в Копейске было разработано и реализуется 27 целевых программ. Также продолжалась реализация национальных приоритетных проектов «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье», «Образование». Приоритетное финансирование городских программ социальной направленности обеспечило достаточно стабильную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.
На функционирование и развитие системы образования из бюджета Копейского городского округа было направлено около 824 млн. рублей, или 35,2 процента от всего объема бюджета.
Система образования оправдывает те немалые затраты, которые закладываются в местном бюджете на её функционирование и развитие.
В рейтинге муниципальных образовательных
систем городских округов Челябинской
области Копейская система
Согласно независимому социологическому опросу качеством общего образования удовлетворены около 60 процентов населения города. Во многом это благодаря тому, что Копейский городской округ – активный участник национального проекта «Образование». В 2012 году на его реализацию объём средств из бюджетов всех уровней составил 7,5 млн.рублей (2008 — 18,2 млн.руб., в т.ч. 12,3 млн.рублей за счет местного бюджета, 2009 — 7,4 млн.рублей, в т.ч. 6,4 млн.рублей за счет местного бюджета), из них более 5 млн.рублей – средства местного бюджета, которые направлены на обеспечение информатизации образовательного процесса, обновление материальной базы образовательных учреждений, поддержку учителей, в первую очередь, молодых специалистов. Результаты такой политики очевидны: в последние годы количество педагогов в возрасте до 30 лет в Копейской системе образования увеличилось до 17,5 процента и, что особенно радует, значительно увеличился процент закрепления молодых специалистов с 53 процентов в 2008 году до 91 процента в 2012 году.