Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:57, дипломная работа
Цель работы – рассмотреть особенности реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать культуру как многоплановое понятие;
2. На основании теоретического анализа, систематизировать знания о реализации государственной политики в сфере культуры;
3. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе подходы к данной проблеме.
4. Предложить собственное видение решения существующих проблем в области реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Понятие культуры, ее сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Теоретические аспекты реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Система показателей оценки эффективности управления в сфере культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.1. Характеристика социальной сферы Копейского городского округа . 20
2.2. Анализ эффективности управления в сфере культуры на территории Копейского городского округа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные показатели эффективности государственной политики в сфере культуры в Копейском городском округе приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Эффективность государственной политики в сфере культуры Копейского городского округа
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
1. Удельный вес населения, |
0,27 |
0,26 |
0,265 |
0,271 |
0,275 |
0,277 |
2. Книгообеспеченность |
0,88 |
0,88 |
0,89 |
0,90 |
0,92 |
0,92 |
Продолжение таблицы 2.2 | ||||||
3. Обновляемость библиотечного фонда за год (доля новых поступлений в фонды общедоступных библиотек от общего количества фондов общедоступных библиотек). |
0,13 |
0,135 |
0,14 |
0,14 |
0,15 |
0,16 |
4. Доля электронных изданий в объеме обновления фондов общедоступных библиотек |
0,09 |
0,09 |
0,13 |
0,13 |
0,16 |
0,16 |
5. Количество экземпляров новых
поступлений в библиотечные |
0,11 |
0,12 |
0,12 |
0,13 |
0,14 |
0,15 |
6. Доля компьютеризированных библиотек |
0,20 |
0,20 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
0,35 |
7. Количество экземпляров |
6,7 |
12,8 |
13,2 |
13,5 |
14,3 |
15,7 |
8. Количество выданных |
215 |
276 |
310 |
285 |
305 |
324 |
9. Посещаемость платных |
0,63 |
0,55 |
0,58 |
0,62 |
0,65 |
0,68 |
10. Число клубных формирований на 1000 человек населения, ед. |
6 |
6 |
8 |
8 |
10 |
12 |
11. Количество культурно – досуговых мероприятий на одно клубное учреждение, ед. |
3 |
5 |
4 |
2 |
6 |
8 |
12. Доля новых и восстановленных постановок в театрах в год в % к общему количеству постановок |
0,25 |
0,25 |
0,20 |
0,20 |
0,35 |
0,30 |
Продолжение таблицы 2.2 | ||||||
13. Общий объем расходов |
150 |
175 |
160 |
160 |
185 |
190 |
14. Общий объем расходов |
220 |
185 |
197 |
216 |
205 |
222 |
15. Объем расходов |
1350 |
1480 |
1470 |
1510 |
1535 |
1590 |
16. Уровень фактической а) парками культуры и отдыха; б) библиотеками; в) клубами и учреждениями клубного типа. |
0,60 0,55 0,45 |
0,60 0,55 0,48 |
0,75 0,65 0,50 |
0,76 0,68 0,60 |
0,75 0,70 0,62 |
0,78 0,70 0,65 |
Рассмотрим относительные показатели эффективности государственной политики в сфере культуры в динамике (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Эффективность управления в сфере культуры на территории Копейского городского округа в 2007-2013 г.
Показатель |
Темп роста в 2008 г. к 2007 г., % |
Темп роста в 2009 г. к 2008 г., % |
Темп роста в 2010 г. к 2009 г., % |
Темп роста в 2011 г. к 2010 г., % |
Темп роста в 2012 г. к 2011 г., % |
Средний темп роста, % |
1. Удельный вес населения, |
96,30 |
101,92 |
102,26 |
101,48 |
100,73 |
100,54 |
2. Книгообеспеченность |
100,00 |
101,14 |
101,12 |
102,22 |
100,00 |
100,90 |
3. Обновляемость библиотечного
фонда за год (доля новых
поступлений в фонды |
103,85 |
103,70 |
100,00 |
107,14 |
106,67 |
104,27 |
4. Доля электронных изданий в объеме обновления фондов общедоступных библиотек |
100,00 |
144,44 |
100,00 |
123,08 |
100,00 |
113,50 |
5. Количество экземпляров новых
поступлений в библиотечные |
103,85 |
104,88 |
101,12 |
109,52 |
106,67 |
105,21 |
6. Доля компьютеризированных библиотек |
100,00 |
125,00 |
120,00 |
100,00 |
116,67 |
112,33 |
Продолжение таблицы 2.3 | ||||||
7. Количество экземпляров |
191,04 |
103,13 |
102,27 |
105,93 |
109,79 |
122,43 |
8. Количество выданных экземпляров из фондов государственных и муниципальных библиотек на 1 000 населения, ед. |
128,37 |
112,32 |
91,94 |
107,02 |
106,23 |
109,17 |
9. Посещаемость платных |
87,30 |
105,45 |
106,90 |
104,84 |
104,62 |
101,82 |
10. Число клубных формирований на 1000 человек населения, ед. |
100,00 |
133,33 |
100,00 |
125,00 |
120,00 |
115,67 |
11. Количество культурно – досуговых мероприятий на одно клубное учреждение, ед. |
166,67 |
80,00 |
50,00 |
300,00 |
133,33 |
146,00 |
12. Доля новых и восстановленных постановок в театрах в год в % к общему количеству постановок |
100,00 |
80,00 |
100,00 |
175,00 |
85,71 |
108,14 |
13. Общий объем расходов |
116,67 |
91,43 |
100,00 |
115,63 |
102,70 |
105,28 |
Окончание таблицы 2.3 | ||||||
14. Общий объем расходов |
84,09 |
106,49 |
109,64 |
94,91 |
108,29 |
100,68 |
15. Объем расходов |
109,63 |
99,32 |
102,72 |
101,66 |
103,58 |
103,38 |
16. Уровень фактической а) парками культуры и отдыха; б) библиотеками; в) клубами и учреждениями клубного типа. |
100,00 100,00 106,67 |
125,00 118,18 104,17 |
101,33 104,62 120,00 |
98,68 102,94 103,33 |
104,00 100,00 104,84 |
105,80 105,15 107,80 |
Графически показатель
обновляемости библиотечного
Рис. 2.1. Обновляемость библиотечного фонда в 2007-2012 гг.
Обеспеченность населения
Рис. 2.2. Количество экземпляров библиотечного фонда на одного жителя в 2007-2012 гг.
Динамика расходов на театральные постановки, концерты, поддержание материально-технической базы учреждений культуры представлена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Расходы на содержание учреждений культуры в 2007-2012 гг.
Графически динамика обеспеченности населения объектами культуры отражена на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Обеспеченность населения культурными объектами и учреждениями в 2007-2012 гг.
Таким образом, на основании
рассмотренных показателей
- низкая доля пользователей общедоступных библиотек среди населения Копейского городского округа;
- низкая обновляемость библиотечного фонда;
- низкая доля электронных изданий в библиотечном фонде;
- недостаточный уровень обеспеченности населения муниципальными учреждениями культуры.
Для решения выявленных проблем возможно реализовать следующие мероприятия:
- привлечь внимание
населения к возможностям
- проводить постоянное
обновление и расширение
- необходимо создание новых муниципальных учреждений культуры, к примеру, парков отдыха, кинотеатров, учреждений художественного образования детей и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура оказывает
значительное влияние на индивидуальное
и групповое поведение и
Термин "культура" (от лат. culture) - понятие многоплановое, сложное, неоднозначное.
Прежде всего культура - это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации.
Культура - это явление, которое выделяет человеческий вид среди других живых существ. В соединении с биологической эволюцией культура не только помогла человеческому виду выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже в космосе.
Культура - это также усвоенное поведение и знания, которые интегрируются группой и разделяются членами группы. Групповые убеждения и практика становятся привычными, традиционными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или организацию) от другой.
Таким образом, можно выделить черты культуры:
- разделяется всеми или почти всеми членами некоторой социальной группы;
- передается старшими членами группы младшим;
- формирует поведение (мораль, законы, обычаи) и структуру восприятия и видения мира.
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
В широком смысле культура является механизмом воспроизведения социального опыта, помогающим людям жить и развиваться в определенной среде, сохраняя единство и целостность своего сообщества.
Оптимальная культурная политика исходит из совокупности универсальных общечеловеческих норм и ценностей, отечественных традиций. Такой подход к ее определению учитывает всю палитру этнической и региональной культур, соединяет их в единое культурное пространство.
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что культура затрагивает все виды преобразовательной деятельности человека, общества в целом, а также является результатом этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Процветание нации во многом зависит от культуры. Влияние культуры на развитие и благополучие общества на уровне муниципалитета очевидно.
К ведению органов местного самоуправления Копейского городского округа в области культуры относятся: осуществление государственной политики в области культуры на своей территории; формирование местных бюджетов и фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры; регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории и др.