Особенности социальной работы с безработной молодежью ( на примере Тульской области )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить особенности социальной работы с безработной молодежью.
Задачи:
1) дать характеристику основным понятиям, определяющим социальную работу с безработной молодежью;
3) проанализировать государственную политику России и опыт зарубежных стран в сфере занятости.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Характеристика основных понятий, определяющих
социальную работу с безработной молодежью……………………...…………….6
Глава 2. Анализ государственной политики России
и опыта зарубежных стран в сфере занятости молодежи………………..……...11
Заключение……………………………...……...…………………………………..20
Список литературы.........…………………………………………………..……...22

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци1.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

 

 

Кафедра социально – педагогических наук, социологии и политологии

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

 

 

‹‹Особенности социальной работы с безработной молодежью

( на примере  Тульской области )››

 

Выполнила:

cтудентка факультета ИСиГН

2 курса группы СР

Лапшина Анна Сергеевна

 

Научный руководитель:

кандидат пед. наук, доцент

Соломатова В. В.

 

 

 

 

 

 

Тула, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………..……3

 

Глава 1. Характеристика основных понятий, определяющих

социальную работу с безработной  молодежью……………………...…………….6

 

Глава 2. Анализ государственной политики России

 и опыта зарубежных стран  в сфере занятости молодежи………………..……...11

 

Заключение……………………………...……...…………………………………..20

 

Список литературы.........…………………………………………………..……...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Проблема безработицы в настоящее время является очень актуальной не только для России, но и для других стран, независимо от их социально-экономической системы. Это явление связано с рядом предопределяющих факторов. Научно-технический прогресс обусловливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экологических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду.

Безработица влечет за собой такие  негативные последствия, как обострение криминогенной обстановки, усиление социальной напряжённости, рост количества физических и душевных заболеваний, расслоение общества, снижение трудовой активности. При этом снижается уровень жизни, а работники теряют свою квалификацию. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе первоочередных задач в любой стране.

Больше всего проблема безработицы  в России затрагивает молодежь, в настоящее время около трети молодых людей не могут найти работу. Данная проблема в России стоит очень остро и требует системных изменений, т.к. у нас практически не налажен механизм адаптации молодёжи на рынке труда. У молодых людей слишком завышены ожидания, а работодатели совершенно не спешат брать на работу человека без опыта работы.

По данным Росстата на начало 2011 года в Российской Федерации уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составляет 7,6 % [14]. При этом общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ (Международная организация труда), в 3,4 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения.

Уровень безработицы среди российской молодежи выше, чем в среднем по миру, и составляет 16% - эти данные опубликовала Международная организация труда при ООН.

С ноября 2008 по конец 2010 года безработица  среди молодежи 18-25 лет выросла  в два с половиной раза: с 7%  до 18%. При этом большинство молодых  безработных (до 80%) не регистрируются на биржах труда.

 По данным Департамента труда и занятости населения Тульской области на начало 2011 года численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях занятости населения города Тулы составляет 48,6 тыс. человек, что составляет 6,2% от общего количества экономически активного населения. Треть безработных в Тульской области – молодежь [13].

Разработанность темы в  литературе.

И.Г. Зайнышева, В.Н. Иванов , П.Д. Павленок характеризуют формы и методы социальной работы с безработными. Идет описание таких форм и методов как социальное обеспечение (выплата пенсий и пособий) безработных и их семей, социальное прогнозирование, социальное консультирование. Р. Нисбетт, М.В. Ромм, Л. Росс пишут о процессе адаптации личности в социуме. Работы включают описание стратегий, факторов, видов адаптации.

Анализ безработицы встречается  в работах М. Вебера, Л.А Гордона, В.И. Добренькова, К. Маркса, В.В. Радаева, М.Н. Руткевича, Г.Н. Соколовой, Ж.Т. Тощенко, Ф.Р. Филиппова, О.И. Шкаратана.

Основные теоретико-методологические идеи разрабатывались П.Р. Атутовым, Ю.К. Васильевым, В.Г. Зубовым, А.Г. Калашниковым, В.А. Поляковым и др.

Е.М. Авраамова, Н.Н.Абакумов, Н.М.Воловская, Л.К.Плюснина, А.В.Русина описывают безработицу как неизбежное явление любого общества. В своих работах они описывают виды и причины безработицы с экономической точки зрения не заостряя внимание на социальных аспектах.

 И.Г. Зайнышева, В.Н. Иванов , П.Д. Павленок характеризуют формы и методы социальной работы с безработными. Идет описание таких форм и методов как социальное обеспечение (выплата пенсий и пособий) безработных и их семей, социальное прогнозирование, социальное консультирование. М.В. Ромм, Л. Росс, Р. Нисбетт пишут о процессе адаптации личности в социуме. Работы включают описание стратегий, факторов, видов адаптации.

Интерес к проблемам молодежи у  отечественных исследователей достаточно высокий. Но несмотря на обширность литературы по данной проблеме в ее исследовании слабо представлен социальный аспект молодежной безработицы, недостаточно изучены механизмы содействия занятости молодежи, государственная политика занятости.

Все вышесказанное определило тему исследования: ‹‹Особенности социальной работы с безработной молодежью ( на примере Тульской области )››.

     Цель исследования:  определить особенности социальной работы с безработной молодежью.

Объект исследования: социальная работа с молодежью.

Предмет исследования: особенности социальной работы с безработной молодежью в Тульской области.

Задачи:

             1) дать характеристику основным понятиям, определяющим                                 социальную работу с безработной молодежью;

               3) проанализировать государственную политику России и опыт зарубежных стран в сфере занятости.

Методы: анализ литературы и статистических данных, синтез и обобщение полученных результатов, сравнительный анализ опыта социальной работы с безработной молодежью в различных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Характеристика основных понятий, определяющих социальную работу с безработной молодежью.

Для того чтобы успешно изучить проблемы социальной работы с безработной молодежью, необходимо рассмотреть характеристику основных понятий, определяющих социальную работу в сфере занятости. Главными понятиями для нас будут такие понятия, как: безработица, молодежь, социальная работа с молодежью.

Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) - отражение несовпадения предложения рабочей силы и спроса на нее на рынке труда, их количественное и качественное несоответствие. (ИСТОЧНИК).

Безработицу предопределяют различные факторы, такие как:

-объективные факторы:

• научно технический прогресс (влияет на сокращение работников ручного труда);

• структурные изменения в экономике (влияют на изменение числа занятых в отдельных отраслях производства);

•повышение производительности труда (приводит к уменьшению числа занятых);

•стремление работодателем сэкономить время (приводит к уменьшение живого труда).

 Помимо объективных факторов  существуют субъективные, индивидуальные для каждой страны.

Безработицу понимают как невозможность  найти работу трудоспособными гражданами, а безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней (ИСТОЧНИК). На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.

Существуют различные виды оценки состояния безработицы на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Признанным в мире критерием для оценки состояния безработицы является методика Международной организации труда (МОТ), которая определяет уровень безработицы как отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения, выражаемое в процентах.

Принято выделять различные виды безработицы  в зависимости от контингента  охваченных и причин возникновения  незанятости. В соответствии с такой классификацией основными видами безработицы являются:

•  фрикционная безработица – охватывает людей, которые ищут работу и могут её получить в ближайшем будущем. Она считается неизбежной и даже необходимой;

• структурная безработица – связана с изменениями спроса на рабочую силу, обусловленными переменами в структуре производства, в технологиях, в структуре потребительского спроса;

• сезонная безработица – обусловлена неравномерным распределением объемов производства, выполняемых некоторыми отраслями, такими как сельское хозяйство, строительство, в различные периоды времени;

• циклическая безработица – возникает в периоды экономического спада, падения общего объема производства и проявляется в превышении предложения рабочей силы над спросом на неё во всех отраслях и регионах. Циклическая безработица является самым тяжелым видом безработицы;

• скрытая безработица – проявляется в наличии групп наемных работников, числящихся занятыми, но вынужденно работающих неполное рабочее время или с недостаточной интенсивностью труда.

Безработица влечет к отрицательным  и положительным социальным последствиям. Среди отрицательных такие как: обострение криминогенной ситуации, усиление социальной напряженности, рост количества физических и душевных заболеваний, увеличение социальной дифференциации, снижение трудовой активности. К положительным социальным последствиям относятся: увеличение личного свободного времени, повышение социальной ценности рабочего места, возрастание свободы выбора места работы, увеличение социальной значимости и ценности труда.

Безработица охватывает различные категории населения. Наиболее подвержены безработице: женщины; молодежь; одинокие и многодетные родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста, которые долгое время были без работы; а также лица, бывшие в местах лишения свободы, беженцы и вынужденные переселенцы.

Молодежь видит  проблему безработицы специфически. большинство представителей молодежи не верят в помощь в содействии занятости государственными органами [11]. Именно молодежь переживает проблемы безработицы наиболее “болезненно”.

Молодежь - социально демографическая группа,  переживающая период  становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Ученые подходят к определению понятия молодежь по разному, выделяя различные возрастные рамки в определении этой социальной группы. Наиболее общие возрастные границы современной молодежи от 14-16 до 25-30 лет [15].

В настоящее время  наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции – 25).

Нижняя возрастная граница связана с первым в  жизни важным социальным решением, продолжить учебу или поступить  на работу. Верхняя граница максимально  достигается в тридцатилетнем возрасте. В этом возрасте люди достигают профессиональной зрелости, занимают определенное положение в обществе, занимают формирование своей семьи. Являясь переходной стадией от детства к взрослости, молодость выполняет важнейшие функции в становлении личности, обучении и усвоении индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения присущих данному обществу, социальной общности, группе. Этот процесс в науке получил название социализации.

Внедрение рыночных отношений обострило  проблему социальной защищенности в сфере труда молодежи. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. Почти половина молодых людей трудятся не по той специальности, которую они приобрели в процессе обучения, некоторые профессии не имеют. У молодежи наблюдается рост проявления тревоги, безразличия, отчаяния, усиливается социальная напряженность. Неудачи в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Молодежь на рынке труда имеет весьма низкую конкурентоспособность связанную с действием ряда факторов:

Информация о работе Особенности социальной работы с безработной молодежью ( на примере Тульской области )