Особенности социальной работы с безработной молодежью ( на примере Тульской области )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить особенности социальной работы с безработной молодежью.
Задачи:
1) дать характеристику основным понятиям, определяющим социальную работу с безработной молодежью;
3) проанализировать государственную политику России и опыт зарубежных стран в сфере занятости.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Характеристика основных понятий, определяющих
социальную работу с безработной молодежью……………………...…………….6
Глава 2. Анализ государственной политики России
и опыта зарубежных стран в сфере занятости молодежи………………..……...11
Заключение……………………………...……...…………………………………..20
Список литературы.........…………………………………………………..……...22

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци1.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

• недостаток профессиональных знаний, навыков, отсутствие квалификации и  опыта;

• необходимость предоставления молодежи ряда дополнительных льгот;

• более жесткие требования по организации труда молодых людей;

• трудовая нестабильность молодежи (частые увольнения, уход на учебу и  др.);

• инфантильность молодежи, привычка получать все даром от родителей, государства.

Для создания эффективных условий  обеспечения занятости, решения  адресных проблем безработного и  членов его семьи были созданы  службы занятости, осуществляющие комплексное  регулирование вопросов трудовой сферы. Служба занятости населения – организационно самостоятельная государственная федеральная служба, осуществляющая комплексное регулирование занятости населения РФ [10]. Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей и работников). Оказание помощи в трудоустройстве молодежи — одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения. Услуги, оказываемые данной службой  для обеспечения занятости населения оказываются бесплатно. Организация занятости молодежи — сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур — службы занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы. Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.

Для эффективной работы в системе  занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда (МВТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Широко развита сеть молодежных агентств по труду и занятости, ведущих активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям. Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь. Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде, региона и обществе в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение государственной политики России и опыта зарубежных стран в сфере занятости молодежи.

 

Социальная политика в настоящее  время относится к числу основных направлений деятельности органов  государственной власти и местного самоуправления, причем особенно важна эта роль на уровне регионов.

Важнейшими элементами, характеризующими функционирование государства на рынке  труда, выступают активная антиинфляционная политика государства и противодействие вынужденной безработице, устранение диспропорций в распределении трудовых ресурсов, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы и ослабление социальной напряженности в обществе.

Основным нормативно-правовым актом  в сфере труда и занятости  является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Для создания эффективных условий  обеспечения занятости, решения  адресных проблем безработного и  членов его семьи были созданы  службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы.

Рынок труда регулируют не только службы занятости. Здесь можно  назвать общеобразовательные и  профессиональные учебные заведения, прямо влияющие на квалификацию людей, выходящих на рынок труда; учреждения, оказывающие помощь в трудоустройстве  лицам, имеющим для этого ограниченные возможности; центры профориентации для молодежи и для тех, чья квалификация больше не нужна вследствие технологических изменений.

Тем не менее, среди этого  множества действующих лиц службы занятости играют главную роль, отслеживая состояние рынка труда, регулируя действия других. Насколько успешно они справляются с этой ролью, настолько хорошо функционирует, в общем, и рынок труда.

Государственные службы занятости  – это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел  кадров на крупном предприятии, поскольку  ее цель — управление занятостью, но в масштабах государства. Эти  службы помогают:

  • тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;
  • предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;
  • государству.
  • чтобы лучше знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость.

Сегодня деятельность служб  занятости весьма многообразна. Государство  возложило на них следующие основные задачи:

  • оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;
  • организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;
  • предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;
  • оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных.

На практике службы занятости  выполняют лишь часть этих функций  — в зависимости от потребностей региона и страны в целом и  имеющихся ресурсов. В некоторых  странах, например, в Германии, службы занятости не только управляют средствами, направляемыми на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.

Основными направлениями  деятельности государственных служб  занятости являются:

  1. регистрация безработных;
  2. регистрация вакантных мест;
  3. трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
  4. изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
  5. тестирование лиц, желающих получить работу;
  6. профессиональная ориентация и переподготовка безработных;
  7. выплата пособий зарегистрированным безработным.

Чаще всего, в соответствии с рекомендацией Международной  Организации Труда 1948 г, служба занятости  является автономной, но находится  под контролем Министерства труда. При этом она имеет региональные и местные отделения, территориальные органы (консультационные пункты, модельные центры и др.), подчиненные национальной службе занятости. Роль местных отделений служб занятости нельзя недооценивать. Эти отделения на переднем крае работы с людьми и должны учитывать их самые разнообразные потребности. Именно способность местных отделений служб занятости удовлетворять эти потребности свидетельствует об эффективности всей организации работы с экономически активным населением.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические  проблемы безработного. Прогнозирование  поведения безработных на рынке  труда, диагностика и коррекция  негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь молодым безработным, включающая в себя консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разные виды психотерапии.

ПЕРЕХОД К МОЛОДЕЖИ.

Государственная молодежная политика - деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. 

Содействие занятости и трудоустройству  молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

Образование молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Соотнесение образовательного и трудового рынков должно стать одним из основных направлений государственной политики. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести целенаправленную, систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда. В рамках данного направления реализуются такие учебные программы как: „Путь в профессию“ „Эффективное поведение на рынке труда “, направленные на оказание помощи молодежи в трудовых отношениях с работодателем. Специалисты учат эффективно ориентироваться на рынке труда, грамотно оформлять документы,  обучают выпускников различным способам самопрезентации.

Содействие профессиональной подготовке молодежи. Службой занятости ведется активная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих социальных программ для молодежи, их методического обеспечения, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих развитие молодежи, — содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи и содействие занятости. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

Профессиональное образование  молодых безработных граждан  решает такие задачи, как повышение конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда, сокращение уровня безработицы, изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики, а также оно минимизирует финансовые издержки государства.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Определенным категориям молодежи предоставляется приоритет, для  того чтобы  пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в первую очередь. Такое право имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

Эффективность системы профессионального  образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства  по окончании обучения граждан.

 Изменение порядка приема молодежи на работу. В настоящее время работодатели неохотно берут молодежь в штат своих сотрудников. они относятся к молодым специалистам с неуважением и пренебрежением, не видят возможностей карьерного роста в рамках своей компании. Поэтому основной мерой по социальной поддержке молодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и т д.

Квотирование мест для  молодежи. Для усиления социальной защищенности молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

Развитие предпринимательской деятельности. В системе занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда. Развитие предпринимательской деятельности осуществляется благодаря предпринимательской подготовке, которую следует рассматривать как самостоятельную образовательную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предпринимательского образа. Второе является линией подготовки специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.

Информация о работе Особенности социальной работы с безработной молодежью ( на примере Тульской области )