Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:41, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение особенностей социальной работы с детьми – инвалидами в сфере здравоохранения.
Для достижения этой цели в настоящей работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение правовых основ законодательства по социально-медицинскому обеспечению и реабилитации детей инвалидов;
2. Изучение социальных проблем детей – инвалидов.
3. Выявление особенностей социальной работы с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы в учреждениях здравоохранения
1.1 Сущность социальной работы
1.2 Учреждения здравоохранения и их виды
1.3 Основные направления социальной работы в учреждениях здравоохранения
Глава 2. Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в учреждении здравоохранения
2.1 Международные правовые акты и российское законодательство, регламентирующие права детей-инвалидов
2.2 Специфика социальных проблем детей-инвалидов и их семей
2.3 Направления и формы социальной работы с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы в учреждениях здравоохранения
1.1 Сущность социальной работы
1.2 Учреждения здравоохранения и их виды
1.3 Основные направления
социальной работы в
Глава 2. Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в учреждении здравоохранения
2.1 Международные правовые
акты и российское
2.2 Специфика социальных проблем детей-инвалидов и их семей
2.3 Направления и формы социальной работы с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения
Заключение
Список литературы
Введение
В современных социально-
Сегодня дети – инвалиды
относятся к наиболее социально
незащищенным категориям населения. Их
доход значительно ниже среднего,
а потребности в медицинском
и социальном обслуживании намного
выше. Они не имеют возможности
получить образование, не могут заниматься
трудовой деятельностью. Многие дети –
инвалиды не имеют семей и не могут
участвовать в общественной жизни.
Государство, обеспечивая социальную
защищенность инвалидов, призвано создавать
им необходимые условия для
Под понятием «инвалидность»
(от лат. invalidus) понимается «постоянное
или длительное, значительное ограничение
возможности трудоспособности, вследствие
различных заболеваний или
Инвалидность – понятие биологическое, социальное, медицинское и правовое.
Различают в зависимости от степени потери трудоспособности, три группы инвалидности. Первую группу устанавливают тем, у которых наступила полная потеря трудоспособности и, которые нуждаются в постоянном уходе, помощи и надзоре. Вторую группу определяют тем, у которых наступила полная нетрудоспособность, но они не нуждаются в постоянном постороннем уходе. Третью группу инвалидности определяют людям со значительными ограничениями возможностей деятельности и самообслуживания.
Инвалидность с детства устанавливают, когда она наступила до достижения ребенком 16 летнего возраста. Если раньше, то инвалидность устанавливается в связи с общим заболеванием или увечьем. [2]
Эта классификация инвалидности положена в основу законодательства РФ, определяющего право, характер и объем социально-медицинского обеспечения.
В последнее десятилетие в связи с увеличением доли детей – инвалидов в составе населения страны активно обсуждаются различные аспекты проблем их медико-социальной реабилитации.
Как известно, с ухудшением
общего состояния здоровья, снижаются
резервные возможности
Целью настоящей работы является изучение особенностей социальной работы с детьми – инвалидами в сфере здравоохранения.
Для достижения этой цели в настоящей работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение правовых основ
законодательства по социально-
2. Изучение социальных проблем детей – инвалидов.
3. Выявление особенностей социальной работы с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения.
Объект исследования – дети – инвалиды.
Предмет исследования – особенности социальной работы с детьми инвалидами в учреждении здравоохранения.
Методы:
– изучение законодательства и литературы по данной проблеме;
– анализ документов.
1. Теоретические основы социальной работы в учреждениях здравоохранения
1.1 Сущность социальной работы
Социальная работа – это «специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц». [3]
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.
Объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.
Социальные проблемы тех,
кому помогает социальный работник, зависят
также от их принадлежности к определенной
социально-демографической
Принято также выделять клиентов
– людей с особыми проблемами.
Сущность, проявления и потребность
во вмешательстве у таких людей
зависят как раз от того, какова
их особенность, какого типа проблемы
затрудняют их жизнедеятельность. Так,
инвалиды или лица с ограниченными
возможностями нуждаются в
Однако помимо инвалидов
особые нужды есть у безработных,
у тех, кто участвовал в военных
действиях и сейчас страдает от последствий
посттравматического
Итак, социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы.
Основными субъектами социальной работы являются социальные работники – люди, профессионально осуществляющие данную работу. Психологически они характеризуются прежде всего альтруистической, гуманистической направленностью, преимущественно нравственной мотивацией.
Центральной характеристикой
таких индивидов, которые выбрали
своим жизненным
– высокий уровень интеллектуального развития;
– хорошая саморегуляция, навыки самодисциплины;
– способность проявлять терпимость;
– настойчивость;
– способность помогать людям в трудных ситуациях;
– физическая сила, выносливость;
– способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок;
– здравый смысл, умение четко мыслить;
– чуткость, эмпатичность.
Следует заметить также, что имеются противопоказания к занятию социальной работой, и среди них экстремизм любого толка – от политического до религиозного.
Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.[4]
Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине – его потребности в помощи.
Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.
Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.
Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий.
Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Важнейшая цель деятельности социального работника – обеспечение способности его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности. Потребности государства и общества удовлетворяются в результате его деятельности лишь опосредованно.
В рамках данного принципа
можно рассматривать
Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей. Разумеется, в этом случае речь идет о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных, психических и физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые, не имеющие потенциала самопомощи, разумеется, имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности.
Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит прежде всего от социально-экономических возможностей государства и от представлений общества о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтому социальные ресурсы Германии или Швеции, например, с их устойчивой экономикой и традиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня обеспеченности социальной помощи в нашей стране с ее трудностями в экономике и предельно аскетическими привычками населения. Однако действие принципа проявляется повсюду: социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие не запрещенные законом способы.
Информация о работе Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в учреждении здравоохранения