Особенности социальной работы с жертвами семейного насилия средствами художественно творческих технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблем исследования. Насилие в различных формах приобрело в России такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности.
Чаще всего насилие совершается в семье и в непосредственном социальном окружении. Хотя многие случаи насилия можно рассматривать как серьезные и повторяющиеся нарушения закона, их серьезность часто недооценивается («семейные конфликты»), и обидчика редко привлекают к ответственности. В то же самое время последствия насилия трагичны: от физических повреждений до серьезных психологических и эмоциональных травм, симптомы психосоматических расстройств и социальная изоляция.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблема семейного насилия в современном мире
1.1 Насилие в семье как социальная проблема…………………………….6
1.2 Причины семейного насилия……………………………………………..13
Выводы по I главе……………………………………………………………..15
Глава 2. Особенности социальной работы с жертвами семейного насилия средствами художественно творческих технологий
2.1 Основные направления социальной работы с жертвами семейного насилия…………………………………………………………………………16
2.2 Фотография как метод социальной работы с жертвами семейного насилия…………………………………………………………………………21
Выводы по II главе………………………………………………………….....24
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Особенности социальной работы с жертвами семейного насилися средствами ХТТ.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Сексуальное насилие – любой вид домогательства, выражаемого как в форме навязанных сексуальных прикосновений, принуждения к сексу, сексуального унижения, так и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования или инцеста) кого-либо из членов семьи против его воли.

Сексуальное насилие обычно включает в себя как физическое, так и психологическое и особенно травмирует жертву и принимает различные формы. Однако любое его проявление наносит глубокую психологическую травму, развивает чувство потерянности и предательства, повышает раздражительность, мучают ночные кошмары и воспоминания.

Сексуальное насилие может быть двух видов: не включающее и включающее физический контакт.

Формы сексуального насилия не связанные с физическим контактом [Ильященко А.И., 2006]:

  1. Эксгибиционизм – демонстрация половых органов.
  2. Везайеризм – систематическое подглядывание за другими.
  3. Принуждение к порнографии: детская порнография – использование детей в качестве моделей для съемок порнографических материалов.
  4. Словесные оскорбления, затрагивающие чувство собственного достоинства, замечания.
  5. Использование писем, записок, рисунков с «грязным» содержанием, «грязные телефонные звонки.

Формы сексуального насилия с физическим контактом:

  1. Развратные действия – насильственный питтинг (ласки), манипуляция с половыми органами или принуждения к ним жертвы.
  2. Изнасилование.
  3. Принуждение к анальному сношению (через прямую кишку).
  4. Принуждение к оральному сношению (через рот).
  5. Принуждение к сексуальному контакту с третьими лицами.
  6. Инцест – сексуальные действия в отношении детей, совершаемые родителями, усыновителями и другими законными представителями или родственниками.

Психологическое (эмоциональное) насилие – причинение человеку душевных страданий, брань и оскорбления в его адрес, угрозы, причинение физической боли, изоляции, также формирование и развитие чувства страха.

Психологическое насилие выражается также в форме оскорблений, угроз, грубости, высмеивания, запретов на встречи с друзьями и занятий любимыми делами, мучений и убийстве животных, дорогих человеку.

Психологическое насилие зачастую бывает трудно распознать и идентифицировать, т. к. в отличие от физического насилия, явные признаки насилия редко видны, а последствия могут быть чрезвычайно тяжелыми.

В российском законодательстве в отношении психологического насилия употребляется словосочетание «угроза применение насилия», под которым понимается устранение, запугивание жертвы с применением физического насилия. Кроме того, психическое насилие может включать причинение душевной или психической травмы и ограничение свободы волеизъявления (независимо от реальности наступления физического вреда).

Экономическое насилие – единоличный контроль за расходованием денег (зависимому члену семьи выдается только строго определенная сумма денег, за которую он должен полностью отчитаться), лишение права голоса при расходовании денег, присвоение одними членами семьи собственности, либо сбережений без согласия других, принуждение к работе или запрещение работать.

Семейное насилие – это агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате которых объекту насилия могут быть причинены вред, травмы, унижение или иногда смерть. Такие действия могут представлять собой физическое и сексуальное насилие, порчу личного имущества и неудовлетворение базовых потребностей.

Использование насилия происходит при деструктивных формах развития конфликтов. Характеризуется враждебностью, агрессивностью в отношениях между субъектами, нанесением преднамеренного, либо непреднамеренного ущерба, вреда.

Насилие порождает страдание, а оно содержит в себе исполнение желаний, вызывает удовольствие.

Модели факторов насилия в семье [Бессетнова О.В., 2007]:

  1. Психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, агрессивность, коммуникативная некомпетентность, суицидальные наклонности, депрессивность и т. п.) и детей (недоношенность, болезненность, физические и психические недостатки и т. п.).
  2. Социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, низкий образовательный и культурный уровень и т. п.).
  3. Психосоциальные, стремящиеся интегрировать психологические и социальные факторы насилия, в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно последние являются ключевыми и определяющими проявлениями насилия в семье.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Патогенное влияние на личность и психику ребенка различных типов насилия не оставляет сомнений.

Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному. Наиболее общими симптомами, в зависимости от возраста являются [Алексеева Л. С., 2006]:

- детей до 3 лет – страхи, спутанность  чувств, в поведении отмечаются нарушение сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;

- для школьников – тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности, в поведении отмечается  регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация.

- для детей младшего школьного  возраста – амбивалентность чувств  по отношению к взрослым, сложности  в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращение, испорченности, недоверие к миру, в поведении отмечается отстраненность от людей, нарушение сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение «грязного тела», молчаливость, либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми;

- для детей 9-13 лет – то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений, в поведении отмечается изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;

- для подростков 13-18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, сексуальное нарушение, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности, в поведении отмечаются попытки суицида, ухода из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, противоречивость поведения.

Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотики, алкоголь и т. п.), различные нарушения, связанные с неприятием своего тела, отмечается нарушения в сексуальных отношениях с партнером.

Насилие, пережитое в детстве, может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Люди, которые подверглись насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким.

Агрессивность – это поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, которые направлены на причинение ущерба (физического, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью.

Различают несколько видов (типов) агрессии [Еириллова О., 2007]:

  1. Реактивная агрессия – возникает в ответ на предшествующую провокацию.
  2. Проактивная агрессия – возникает при отсутствии провокаций.
  3. Сверхактивная агрессия (особый вид реактивной агрессии) – тенденция реагировать мощной агрессией даже на самую слабую провокацию.
  4. Физическая агрессия – использование физической силы в акте агрессии против другого живого существа.
  5. Вербальная агрессия – нападение осуществляется либо в словесной форме (ругательства, проклятия, угрозы), либо негативные чувства выражаются агрессором в виде криков, визгов или в иной подобной форме.
  6. Враждебная агрессия – намеренное причинение вреда другому живому существу.
  7. Инструментальная агрессия – использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения своей цели.
  8. Аутоагрессия – агрессия, направленная на самого себя и проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, крайняя форма – самоубийство.

Основной причиной возникновения и проявления агрессии является: индивидуально-типологические особенности, биологические факторы, наследственность, воспитание или негативные средовые воздействия.

На агрессию влияет ряд факторов:

  1. Личностная характеристика (предвзятая атрибуция агрессии). Она представляет собой тенденцию предписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.
  2. Темперамент – проявляется в самом раннем детстве и обычно не меняется в течение жизни.
  3. Авторитаризм – авторитарные люди более агрессивны.
  4. Чувство стыда.
  5. Половые различия.
  6. Национальная принадлежность оказывает определенное влияние на формирование агрессивного поведения, т. к. существуют культуры, в которых присутствуют положительное отношение к проявлению агрессивности.
  7. Телевидение.
  8. Наследственность – влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии.
  9. Химический состав крови человека – оказывает значительное влияние на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии.
  10. Алкоголь – усиливает агрессивность, стирает индивидуальность и растормаживает, снижая уровень вменяемости личности и способность человека учитывать последствия совершаемых действий.

Так же у людей агрессивность усиливает боль, причем как физическую, так и душевную. Особенно сильным возбудителем является атакующее поведение другого человека.

Всегда следует иметь в виде, что биологические процессы протекают в социальном контексте. Поэтому следует признать, что на агрессию действует разные решающие влияния.

 

1.2 Причины семейного насилия

 На сегодняшний день ни одной конкретной предпосылки домашнего насилия не установлено. Одним из предположений о причинах домашнего насилия была версия о слабоумии агрессоров – то есть о том, что избивать своих жен могут только душевнобольные мужчины. Такое утверждение было достаточно убедительным и считалось научно обоснованном на протяжении долгого времени, но на определенном этапе теория была подвергнута сомнениям. После проведения многочисленных как психологических, так и психиатрических обследований стало понятно, что большинство агрессоров наоборот абсолютно психически здоровые люди.

 И на самом деле причины  кроются совершенно в других  факторах. Принимая во внимание  существование актов домашнего  насилия со стороны обоих партнеров, можно выделить универсальные  причины насилия в семье:

  1. Врожденное стремление к власти  и контролю над партнером.
  2. Копирование модели взаимоотношений родителей, виденной в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье. Отсюда и плавно вытекающие личностные проблемы, как агрессора, так и пострадавшей личности, другими словами, жертвы.
  3. Низкая культура поведения (нецензурная лексика, неуважительное отношение к девушке/женщине исключительно как к сексуальному объекту), непонимание потребностей партера во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании. Все это, в последствии, неизбежно приводит к конфликтам в семейной жизни и, следовательно, к насилию, как минимум психологическому! Например, говорят, понаблюдайте, как мужчина относится к своей матери, так он будет относиться и к своей будущей жене.
  4. Алкоголизм или наркомания одного или двоих членов семьи, когда человек, пребывая под воздействием тех или иных психотропных препаратов, вряд ли может поступать адекватно в какой-то конфликтной ситуации.
  5. Сюда также можно отнести и сложное экономическое положение (особенно – «квартирный вопрос»), которое приводит к дополнительному напряжению в семье, а также усложняет процесс ухода женщины от мужчины, если совместное проживание далее становится невыносимым.
  6. Давно уже не секрет, что на формирование взаимоотношений в семье также влияют стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «бьет – значит любит!»…
  7. Также в убеждениях некоторых религиозных течений (сект) принята точна зрения, что замужние женщины должны подвергаться домашнему насилию независимо от конкретных причин. Так требует их религия!
  8. Существует также и некоторая современная тенденция, такая как смена семейных ролей, вызванная возможностью женщины строить карьеру, то есть (как принято считать в нашем обществе) заниматься «мужскими профессиями». Это, якобы, в свою очередь разрешает мужчине «быть менее сильным», а значит более уязвимым и чувствительным к окружающему его миру, что болезненно влияет на его самооценку. [Эл.ресурс: http://ostanovimnasilie.org]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Особенности социальной работы с жертвами семейного насилия средствами художественно творческих технологий