Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 12:49, курсовая работа
Актуальность проблем исследования. Насилие в различных формах приобрело в России такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности.
Чаще всего насилие совершается в семье и в непосредственном социальном окружении. Хотя многие случаи насилия можно рассматривать как серьезные и повторяющиеся нарушения закона, их серьезность часто недооценивается («семейные конфликты»), и обидчика редко привлекают к ответственности. В то же самое время последствия насилия трагичны: от физических повреждений до серьезных психологических и эмоциональных травм, симптомы психосоматических расстройств и социальная изоляция.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблема семейного насилия в современном мире
1.1 Насилие в семье как социальная проблема…………………………….6
1.2 Причины семейного насилия……………………………………………..13
Выводы по I главе……………………………………………………………..15
Глава 2. Особенности социальной работы с жертвами семейного насилия средствами художественно творческих технологий
2.1 Основные направления социальной работы с жертвами семейного насилия…………………………………………………………………………16
2.2 Фотография как метод социальной работы с жертвами семейного насилия…………………………………………………………………………21
Выводы по II главе………………………………………………………….....24
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………
Выводы по I главе
Насилие - действие, посредством которого добиваются неограниченной власти над человеком, полного контроля поведения, мыслей, чувств другого человека. Почти каждая пятая женщина в стране находится в ситуации регулярного и жестокого физического обращения со стороны мужей. Положение этих женщин характеризуется частыми побоями, травмами, требующими обращения к врачу, обращения за помощью в милицию, ожиданием новых нападений мужа. Домашнее насилие - явление скрытое не только от общественного внимания, но и от ближайшего окружения, поскольку женщины предпочитают не предавать такого рода случаи широкой огласке. Причины, провоцирующие насилие в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории. Стремление мужчины при любых жизненных обстоятельствах сохранить позицию добытчика и основного кормильца семьи ставит его в условия исключительно жесткого психологического и экономического прессинга, что в случае неудачи приводит к алкоголизму, сокращению продолжительности жизни, по сравнению с женщинами, криминальному риску, большему, чем у женщин, количеству суицидов среди мужчин.
Таким образом, насилие в семье нарушает такие права человека, как право каждого на защиту перед законом и отсутствие дискриминации по признаку пола, возраста, семейного или социального статуса; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на высокие стандарты физического и психического здоровья. Последствиями насилия в семье становятся телесные повреждения, психические расстройства, самоубийства, а также потеря чувства самоуважения у жертвы. Постоянное грубое обращение способно спровоцировать у жертвы ответные насильственные действия по отношению к агрессору.
Глава 2. Особенности социальной работы с жертвами семейного насилия средствами художественно творческих технологий
2.1 Основные направления социальной работы с жертвами семейного насилия
Социальная работа с людьми, подвергшимися насилию, предусматривает накопление опыта, как мирового, так и авторских методик и индивидуальных примеров выяснения причин и последствий проявления насилия, агрессии, а также разработку социальных мер по предупреждению и преодолению насилия.
Существует ряд общепризнанных подходов к изучению проявления насилия: биологический, психологический и социальный.
Социальный подход исходит из анализа социальных условий формирования и жизнедеятельности личности. Нормы, образцы поведения, принятые обществом, способствуют его солидаризации, но сами эти нормы, правила подвергаются сомнению и разрушению. Социальные условия не только трансформируют агрессивные качества характера, эмоции, но и содержат мотив проявления агрессии и насилия.
Насилию подвержены любые категории населения: дети, молодежь, женщины, пожилые люди, мужчины, иммигранты, мигранты, иностранцы и др. Оно становится неотъемлемым компонентом окружающей среды, а значит, непосредственно влияет на формирование личности. Продолжается рост преступлений связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность.
Так, по данным МВД РФ, темпы роста детской преступности в 10 раз опережают темпы роста взрослой преступности. При этом 96,8 тыс. детей, преступивших закон, нигде не работают и не учатся. Общая численность детей и подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, достигла 585 тыс.
Жертвами насилия все больше становятся женщины и детей. Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. была принята специальная декларация «Об искоренении насилия в отношении женщин и детей». Например, с 1993 г. в Москве действует Кризисный центр для женщин и детей при Семейном фонде, который проводит телефонное и очное консультирование пострадавших от насилия [Ильященко А.Н., 2007].
Сущность социальной работы с женщинами и детьми: существует 3 группы задач: по их спасению, по поддержанию функционирования и по развитию. В конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа.
Так в случае реальной опасности для жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной и экстренной помощью.
Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин и детей в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.
Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав женщин и детей, содействием самозанятости и самообеспеченности.
Легко заметить, что все эти задачи, как правило, выполняются социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса – правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т. п.
Оказание экстренной социальной заключается в разовом, единичном содействии индивиду или семье, оказавшимся в состоянии затруднения, путем выдачи денег, продуктов или вещей. Подобная помощь может быть оказана отнюдь не только маргинальным слоям, но и, например, гражданам, попавшим в чужой город.
Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и состоит также в выдаче денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно. Получателями этих видов помощи могут быть различные категории населения, в первую очередь представители социально неблагополучных семей.
Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница – учреждения социальной помощи стационарного типа. В этих учреждениях предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, в первую очередь для детей и женщин. Клиенты таких учреждений могут укрыться в них от семейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психологическую помощь, юридические услуги, помогают в случае необходимости в защите прав.
Особая функция таких гостиниц – помощь несовершеннолетним беременным, для которых их состояние не редко оборачивается необходимостью бегства из дома и школы. Социальные учреждения проводят не только медицинскую и социально-психологическую реабилитацию клиентов, но и оказывают помощь в жизнеустройстве, включая содействие в получении жилья, продолжении образования, трудоустройстве, устройстве при необходимости в семью новорожденного ребенка, если несовершеннолетняя мать отказывается от него.
Защита от жестокости в условиях нестационарного учреждения должна сочетать, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.
Эффективной технологией является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалистов по социальной работе в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов.
Более высокий уровень работы – переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т. е. объединение клиентов, имеющих более длительное существование, более обширный круг проблем.
Содействие социального работника в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия, его клиенты переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем.
Оказание женщинам помощи в планировании семьи заключается в многосторонней деятельности ряда учреждений, прежде всего медико-социальной реабилитации, которые оказывают консультативную и информационную помощь.
Подросткам оказывается диагностическая помощь, проводится сексуальное воспитание, дается информация о различных сторонах отношений между мужчиной и женщиной, о возможности обратится за различными видами содействия в существующие медицинские, социальные или иные учреждения.
Социально-трудовая реабилитация женщин в условиях безработицы или угрозы безработицы, заключается в оказании социально-психологической поддержке женщине, фрустрированной своим ущербным положением на рынке труда. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям, разрабатывается деятельность по переподготовке и переобучению женщин дефицитным и более нужным профессиям, хотя в условиях всеобщего кризиса всё труднее, оказывается, изыскивать эти профессии. Разумеется, что в такой деятельности необходима тесная координация усилий учреждений социального обслуживания и служб занятости.
Содействие в самопомощи и самозанятости женщин вырастает в создании ряда центров социального обслуживания, цехов, мастерских, участков трудотерапии, в рамках которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучится трудовым операциям. Продукция этих цехов будет поступать в продажу, а средства пойдут на улучшение жизни клиентов. В конечном итоге они становятся самостоятельными производствами, которые помимо первоначальных задач, предоставляют рабочие места для социально ущемлённых категорий населения.
В нашем рассмотрении всё время подчеркивалось, что те или иные социальные проблемы женщин неотделимы от проблем их семей, детей, мужчин с которыми они связаны различными отношениями.
Большое значение в борьбе с насилием имеет предупредительная и собственно профилактическая деятельность органов социального обслуживания населения. Одно из направлений деятельности социальных служб - оказание определённой помощи гражданам, пострадавшим от физического или психологического насилия.
Для работы с разнообразными видами насилия, разработаны специализированные технологии и программы, позволяющие повышать эффективность профилактической и коррекционной работы в этом направлении.
Методы работы со случаем насилия в семье.
Идентификация случая. Деятельность социального работника на этапе сбора первичной информации, расследования и составления заявления. Согласно существующей международной практике информация, которая должна быть собрана по заявлению, включает формальные основные сведения (имя, адрес, пол, возраст) и контактную информацию (телефон и реальное место проживания). Эти данные могут быть получены как в результате прямого интервью, так и на основании наблюдения или же обращения в соответствующие агентства и службы.
Уже при первом контакте с жертвой насилия, важно понять, какая именно помощь в первую очередь необходима, и не полагаться на то, что один набор приёмов применим к каждому «типовому» случаю. Если социальный работник приходит к выводу, что его компетенции для решения данной проблемы недостаточно, он должен порекомендовать, куда можно обратиться жертве для получения более адекватной помощи. Именно поэтому социальный работник должен владеть информацией о домах временного пребывания для жертв насилия, включая людей с психическими и физическими ограничениями, о возможных источниках финансовой помощи (благотворительные организации, группы местной поддержки), организациях адвокатов, психологов, медицинских работников.
Диагностика случая. На стадии диагностики детальное физическое обследование проводится медицинским персоналом. Тем не менее, и социальный работник должен обращать внимание на признаки физического и психологического насилия: синяки, ссади, порезы, ожоги, особенно на лице, губах и руках, повреждения и переломы, происхождение которых носит непонятный характер, отсутствие личной гигиены, должного ухода и лечения, нарушение сна, резкое повышение или понижение веса, необъяснимые страхи, растерянность, покорность и удрученность.
Ряд признаков может указывать на наличие насилия в семье или на жестокое обращение с ребенком, плохой уход за ним. Дети, подвергшиеся физическому и, особенно, сексуальному насилию, отстают в развитии, хуже учатся, у них мало или нет друзей. Такой ребенок боится прикосновений, не доверяет взрослым. Может совершать суицидальные попытки, наносить себе повреждения, убегать из дома или бояться оставаться дома наедине с конкретным родственником. Нередко дети проецируют то, что с ними происходит в семье, в содержании своих игр, рисунков, рассказов.
Для идентификации подобных ситуаций социальными работниками используется специальная карта, а для выявления потенциальных случаев насилия, в помощь медицинским сестрам и сиделкам разработаны протоколы изучения и оценки состояния жертвы и обидчика.
При заполнении карточки следует избегать прямых вопросов. Информацию надо получать, опираясь на такой метод, как наблюдение, возможно даже интуицию. Кроме того, для получения более точной и детальной информации, каждый протокол обязательно должен включать подобное описание.
Для решения данной задачи и повышения эффективности деятельности социального работника разработана тактика ведения интервью – расследование, согласно которой посещение семьи осуществляется социальным работником вместе с коллегой. Социальный работник обязательно разъясняет цель визита; интервьюирование жертвы и обидчика проводит индивидуально; во время беседы создает спокойную и расслабляющую атмосферу.
Планирование и контактирование. Этот этап предусматривает определение пакета услуг, круга необходимых специалистов и организаций, назначение социального работника для непосредственного ведения случая. Контактирование осуществляется, как со специалистами, которых решено привлечь к работе с конкретным случаем, так и самим клиентом. Основная задача контактирования – согласование этапов и содержание работы, взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Вмешательство в ситуацию. В процессе вмешательства в ситуацию и воздействия на нее могут использоваться различные методы и организационные формы. Предусмотрены два основных организационных подхода к разрешению ситуации [Ениколов С.Н., 2007]: