Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 12:49, курсовая работа
Актуальность проблем исследования. Насилие в различных формах приобрело в России такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности.
Чаще всего насилие совершается в семье и в непосредственном социальном окружении. Хотя многие случаи насилия можно рассматривать как серьезные и повторяющиеся нарушения закона, их серьезность часто недооценивается («семейные конфликты»), и обидчика редко привлекают к ответственности. В то же самое время последствия насилия трагичны: от физических повреждений до серьезных психологических и эмоциональных травм, симптомы психосоматических расстройств и социальная изоляция.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблема семейного насилия в современном мире
1.1 Насилие в семье как социальная проблема…………………………….6
1.2 Причины семейного насилия……………………………………………..13
Выводы по I главе……………………………………………………………..15
Глава 2. Особенности социальной работы с жертвами семейного насилия средствами художественно творческих технологий
2.1 Основные направления социальной работы с жертвами семейного насилия…………………………………………………………………………16
2.2 Фотография как метод социальной работы с жертвами семейного насилия…………………………………………………………………………21
Выводы по II главе………………………………………………………….....24
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………
Контроль и оценка. Хотя контроль за ходом работы со случаем насилия и состоянием члена семьи присутствует на всех этапах, особое внимание необходимо уделить за тем, на сколько успешно проходит процесс реабилитации и не следует ли пересмотреть методы и подходы к ее проведению, обратившись к другим, более действенным и позволяющим достичь желаемых целей.
Завершение процесса реабилитации. На заключительном этапе социальный работник должен помочь человеку, прошедшему курс реабилитации, принять решение о целесообразности использовать постоянные системы поддержки или выбрать другие средства помощи в непредвиденных ситуациях. Он также подводит окончательные итоги, дает оценку достигнутых результатов, определяет необходимость прерывания или прекращения профессиональной или взаимной поддержки.
2.2 Фотография как метод социальной работы с жертвами семейного насилия
Фотография на протяжении ХХ века заняла прочное место в ряду различных форм и средств изобразительного искусства. Фотография – ценный инструмент в деятельности социального работника для решения разного рода проблем, а также развития и гармонизации личности. Фотографии используются (и как процесс, и как результат) в лечебно-коррекционных целях. Фотография предоставляет возможность примирения с окружающей реальностью, которая оказывается не столь враждебной и негативной, как казалось ранее. Фотография как и любой другой вид творческого самовыражения смягчает неврозоподобные состояния и снимает общее чувство напряженности, а также развивает эстетические чувства и доверие к окружающему миру. Еще одним достоинством фотографии является воспитание у человека вкуса и тонкости восприятия, – она помогает прочувствовать красоту естественных форм, линий и красок, а также развивает наблюдательность.
Конкретные способы применения изображений могут быть самыми разнообразными: это интерпретация фотографий, обсуждение эстетического эффекта, произведенного ими, обсуждение личных впечатлений, воспоминания, сочинение историй и др. Кроме того, создание и/или восприятие фото-образов может дополняться не только их обсуждением, но и различными видами творческой деятельности. Например: рисованием, созданием коллажей, сочинением историй, созданием альбомов, тематических подборок, плакатов, инсталляций, изготовлением из фотографий фигур и игра с ними, работой с костюмами и гримом на сцене, танцем и прочее.
Не секрет, что многим удобнее выражать
свои чувства и мысли через образы; именно поэтому фотография является
для образно-мыслящих людей одним из важнейших
средств самоорганизации и саморегуляции.
Образ на фотографиях служит объектом
для переноса внутреннего негативного
состояния (страх, боль, гнев, тревога)
либо средством для выражения положительных
чувств и эмоций (радость, умиротворение,
любовь). Немаловажно и то, что фотография
как таковая может служить средством для
установления над своими эмоциями и чувствами
контроля – т.е. преобразования их в нужном
направлении. [Элресурс:http://www.b17.ru/
Техника Фотоколлаж:
Фотоколлаж — это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.
Для создания фотоколлажей могут быть
использованы как личные фотографии участников
занятий, так и разнообразная полиграфическая
продукция (иллюстрированные фотографиями
журналы, газеты, наборы и альбомы художественной
фотографии и др.). Использование личных
фотографий или их копий может, с одной
стороны, актуализировать чувства и представления,
связанные с восприятием автором самого
себя и, с другой стороны, предоставляет
ему богатые возможности для эксперимента
с разными гранями «я» и контекстами, поскольку
он может по-разному сочетать элементы
фотоколлажа, передавая как реальные,
так и воображаемые ситуации.
Если при создании фотоколлажей используются
образы, взятые из полиграфической продукции
(фотографии людей, животных, неодушевленных
предметов), то осознанно или неосознанно
идентифицируясь с ними, автор переносит
на них свои чувства и потребности, что
способствует глубокому самораскрытию
и выражению актуального для автора психологического
материала.
Поскольку автору фотоколлажа самому
ничего рисовать не надо, он может легко
преодолеть неуверенность в своих художественных
способностях, что способствует вовлечению
в изобразительное творчество. Это может
иметь большое значение, например, когда
тревога и страх оценки у участников занятий
повышены.
Работая в технике фотоколлажа, люди
могут за относительно ограниченное время
(20 — 30 минут) создавать чрезвычайно насыщенные
разным визуальным материалом комплексные
образы, передающие их представления и
чувства. Во многих случаях фотоколлаж
представляет своего рода «визуальное
размышление» автора о жизни, отражает
его картину мира, отношение к себе и другим
людям, культуре, разным социальным институтам,
природе, своему прошлому, настоящему
и будущему.
Коллаж также нередко включает определенную
повествовательную основу, отражающую
тот или иной актуальный или скрытый «жизненный
сценарий» автора, процесс зарождения
и развития определенных отношений, либо
формирования и разрешения проблемной
ситуации. Благодаря этому, можно предложить
автору создать на основе фотоколлажа
историю или сказку с участием реальных
или фантастических персонажей.
В некоторых случаях при использовании
фотоколлажа с жертвами насилия из-за
актуализации сильных переживаний может
отмечаться временное нарушение познавательных
процессов, отражающееся в хаотичном характере
работы или деструктивных манипуляциях
с материалом. В иных случаях, несмотря
на кажущуюся хаотичность изображения,
отчасти связанную с обилием визуального
материала, в процессе обсуждения фотоколлажа
удается определить и даже развить авторскую
концепцию картины, чему способствует
создание повествований.
Очень ценным свойством фотоколлажа является
то, что допуская и стимулируя визуальные
преобразования и создание самых разных
комбинаций изобразительных элементов,
он вызывает у многих людей чувство свободы
и своей способности преодолевать сложившиеся
стереотипы и преобразовывать реальность.
Во многих случаях при создании фотоколлажа
повышается активность воображения, благодаря
чему образ приобретает фантастический,
сказочный, мистический характер.
[Копытин А., 2009]
Выводы по II главе
Насилие – чрезвычайно сложная проблема, решение которой связано с формированием гуманных безнасильственных отношений в обществе.
Таким образом нужны эффективные программы и проекты, которые будут иметь способность сглаживать факторы и условия, провоцирующие насилия в семье. Разработка таких комплексных программ должна осуществляться на уровне государственного заказа и объединять специалистов разного профиля: юристов, сексологов, психотерапевтов, психологов, социальных работников и т. д. Оказание психологической помощи жертвам насилия должны включать меры профилактического характера.
Социально-реабилитационные центры помощи семье и детям предоставляют помощь жертвам семейного насилия в различных ситуациях и разными способами: индивидуальное консультирование, позволяющее более полно концентрироваться на личной жизни; группы поддержки; тренинги уверенности в себе, безопасного поведения, самообороны; телефон доверия и другие. Специалистами центров проводится не только реабилитационная работа, но также профилактика и социальный патронаж, что позволяет решать проблему насилия комплексно.
Заключение
При написании данной работы целью являлось изучение теоретических основ проявления агрессии по отношению к женщинам и детям, выявление степени проявления насилия в обществе и разработка рекомендаций для работы с женщинами и детьми подвергавшимися насилию.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Проблема насилия в семье, существует давно и во всех странах и отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Острота данной проблемы свидетельствует о нездоровой социально- нравственной обстановке
Принято выделять следующие формы насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое, изоляция, ограничение свободы передвижения, экономическое. Отдельно можно выделить пренебрежение интересами ребенка (отсутствие пищи, медицинской помощи, обучения и.т.п.).
К социальным и психологическим проблемам женщин подвергшихся насилию в семье относятся: стрессы, тяжелые депрессии, самоизоляция от общества, суицидальные попытки.
Различают ближайшие и отдаленные последствия для детей, подвергшихся насилию в семье. К ближайшим относят травмы и острые психические расстройства, к отдаленным последствиям, нарушение физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, нарушение социализации и интеграции в общество.
Если говорить о законодательной базе в области защиты прав женщин и детей, то условно ее можно разделить на законодательные акты в области прав человека вообще, и на акты касающиеся прав женщин и детей. К сожалению специальных законодательных актов, которые бы регулировали насилие в семье, на данный момент не существуют.
Социальная работа с женщинами и детьми подвергшимся насилию в семье, является ключевым звеном для их реабилитации и интеграции в общество. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в других системах, а именно: реабилитационные, психотерапевтические восстановительное лечение, социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Кроме того, в сфере деятельности социальной работы могут применяться так же формы и методы сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере.
В социальной работе с жертвами насилия можно выделить следующие задачи: по спасению их, по поддержанию социального функционирования, по социальному развитию. Непосредственно помощь женщинам и детям, подвергшимся насилию оказывают центры социального обслуживания населения. В данных учреждениях в штатном расписании прописана должность специалиста социальной работы
Такие категории граждан имеют право на срочное социальное обслуживание (в отделениях срочной социальной помощи) которые включает в себя следующие социальные услуги: оказание доврачебной медицинской помощи, содействие в получении временного жилого помещения, оказания гражданам юридической помощи в целях защиты их прав, оказания экстренной медико-психологической помощи в том числе по телефону доверия и.т.д.
Так же центры социальной помощи семье и детям, принимают непосредственное участие в помощи жертвам насилия. Типология и названия подобных центров, набор их функций могут варьировать в зависимости от местных условий.
Кроме того, существуют вневедомственные учреждения - кризисные центры, которые оказывают действенную помощь пострадавшим, стремятся изменить общественное мнение к проблеме насилия, оказать влияние на законодательную и исполнительную власть по применению механизмов защиты граждан от насилия.
Список литературы