Особенности социальной работы с жертвами семейного насилия средствами художественно творческих технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблем исследования. Насилие в различных формах приобрело в России такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности.
Чаще всего насилие совершается в семье и в непосредственном социальном окружении. Хотя многие случаи насилия можно рассматривать как серьезные и повторяющиеся нарушения закона, их серьезность часто недооценивается («семейные конфликты»), и обидчика редко привлекают к ответственности. В то же самое время последствия насилия трагичны: от физических повреждений до серьезных психологических и эмоциональных травм, симптомы психосоматических расстройств и социальная изоляция.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблема семейного насилия в современном мире
1.1 Насилие в семье как социальная проблема…………………………….6
1.2 Причины семейного насилия……………………………………………..13
Выводы по I главе……………………………………………………………..15
Глава 2. Особенности социальной работы с жертвами семейного насилия средствами художественно творческих технологий
2.1 Основные направления социальной работы с жертвами семейного насилия…………………………………………………………………………16
2.2 Фотография как метод социальной работы с жертвами семейного насилия…………………………………………………………………………21
Выводы по II главе………………………………………………………….....24
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Особенности социальной работы с жертвами семейного насилися средствами ХТТ.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)
    1. Государственные и благотворительные службы оказывают члену семьи, подвергшемуся насилию и страдающему от пренебрежительного отношения.
    2. Жертва дистанцируется от потенциальной или реальной опасности, т. е. ей предоставляется возможность длительного (временного или постоянного) проживания и содержания в специальном учреждении (кризисный центр, приют и т. п.).

Контроль и оценка. Хотя контроль за ходом работы со случаем насилия и состоянием члена семьи присутствует на всех этапах, особое внимание необходимо уделить за тем, на сколько успешно проходит процесс реабилитации и не следует ли пересмотреть методы и подходы к ее проведению, обратившись к другим, более действенным и позволяющим достичь желаемых целей.

Завершение процесса реабилитации. На заключительном этапе социальный работник должен помочь человеку, прошедшему курс реабилитации, принять решение о целесообразности использовать постоянные системы поддержки или выбрать другие средства помощи в непредвиденных ситуациях. Он также подводит окончательные итоги, дает оценку достигнутых результатов, определяет необходимость прерывания или прекращения профессиональной или взаимной поддержки.

 

2.2 Фотография как метод социальной работы с жертвами семейного насилия

Фотография на протяжении ХХ века заняла прочное место в ряду различных форм и средств изобразительного искусства. Фотография – ценный инструмент в деятельности социального работника для решения разного рода проблем, а также развития и гармонизации личности. Фотографии используются (и как процесс, и как результат) в лечебно-коррекционных целях. Фотография предоставляет возможность примирения с окружающей реальностью, которая оказывается не столь враждебной и негативной, как казалось ранее. Фотография как и любой другой вид творческого самовыражения смягчает неврозоподобные состояния и снимает общее чувство напряженности, а также развивает эстетические чувства и доверие к окружающему миру.  Еще одним достоинством фотографии является воспитание у человека вкуса и тонкости восприятия, – она помогает прочувствовать красоту естественных форм, линий и красок, а также развивает наблюдательность.

Конкретные способы применения изображений могут быть самыми разнообразными: это интерпретация фотографий, обсуждение эстетического эффекта, произведенного ими, обсуждение личных впечатлений, воспоминания, сочинение историй и др. Кроме того, создание и/или восприятие фото-образов может дополняться не только их обсуждением, но и различными видами творческой деятельности. Например: рисованием, созданием коллажей, сочинением историй, созданием альбомов, тематических подборок, плакатов, инсталляций, изготовлением из фотографий фигур и игра с ними, работой с костюмами и гримом на сцене, танцем и прочее.

Не секрет, что многим удобнее выражать свои чувства и мысли через образы; именно поэтому фотография является для образно-мыслящих людей одним из важнейших средств самоорганизации и саморегуляции. Образ на фотографиях служит объектом для переноса внутреннего негативного состояния (страх, боль, гнев, тревога) либо средством для выражения положительных чувств и эмоций (радость, умиротворение, любовь). Немаловажно и то, что фотография как таковая может служить средством для установления над своими эмоциями и чувствами контроля – т.е. преобразования их в нужном направлении. [Элресурс:http://www.b17.ru/article/fototerapiya/]

Техника Фотоколлаж:

Фотоколлаж — это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.

Для создания фотоколлажей могут быть использованы как личные фотографии участников занятий, так и разнообразная полиграфическая продукция (иллюстрированные фотографиями журналы, газеты, наборы и альбомы художественной фотографии и др.). Использование личных фотографий или их копий может, с одной стороны, актуализировать чувства и представления, связанные с восприятием автором самого себя и, с другой стороны, предоставляет ему богатые возможности для эксперимента с разными гранями «я» и контекстами, поскольку он может по-разному сочетать элементы фотоколлажа, передавая как реальные, так и воображаемые ситуации. 
 
Если при создании фотоколлажей используются образы, взятые из полиграфической продукции (фотографии людей, животных, неодушевленных предметов), то осознанно или неосознанно идентифицируясь с ними, автор переносит на них свои чувства и потребности, что способствует глубокому самораскрытию и выражению актуального для автора психологического материала. 
 
Поскольку автору фотоколлажа самому ничего рисовать не надо, он может легко преодолеть неуверенность в своих художественных способностях, что способствует вовлечению в изобразительное творчество. Это может иметь большое значение, например, когда тревога и страх оценки у участников занятий повышены.

Работая в технике фотоколлажа, люди могут за относительно ограниченное время (20 — 30 минут) создавать чрезвычайно насыщенные разным визуальным материалом комплексные образы, передающие их представления и чувства. Во многих случаях фотоколлаж представляет своего рода «визуальное размышление» автора о жизни, отражает его картину мира, отношение к себе и другим людям, культуре, разным социальным институтам, природе, своему прошлому, настоящему и будущему. 
 
Коллаж также нередко включает определенную повествовательную основу, отражающую тот или иной актуальный или скрытый «жизненный сценарий» автора, процесс зарождения и развития определенных отношений, либо формирования и разрешения проблемной ситуации. Благодаря этому, можно предложить автору создать на основе фотоколлажа историю или сказку с участием реальных или фантастических персонажей. 
 
В некоторых случаях при использовании фотоколлажа с жертвами насилия из-за актуализации сильных переживаний может отмечаться временное нарушение познавательных процессов, отражающееся в хаотичном характере работы или деструктивных манипуляциях с материалом. В иных случаях, несмотря на кажущуюся хаотичность изображения, отчасти связанную с обилием визуального материала, в процессе обсуждения фотоколлажа удается определить и даже развить авторскую концепцию картины, чему способствует создание повествований. 
 
Очень ценным свойством фотоколлажа является то, что допуская и стимулируя визуальные преобразования и создание самых разных комбинаций изобразительных элементов, он вызывает у многих людей чувство свободы и своей способности преодолевать сложившиеся стереотипы и преобразовывать реальность. Во многих случаях при создании фотоколлажа повышается активность воображения, благодаря чему образ приобретает фантастический, сказочный, мистический характер. 
[Копытин А., 2009]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

Насилие – чрезвычайно сложная проблема, решение которой связано с формированием гуманных безнасильственных отношений в обществе.

Таким образом нужны эффективные программы и проекты, которые будут иметь способность сглаживать факторы и условия, провоцирующие насилия в семье. Разработка таких комплексных программ должна осуществляться на уровне государственного заказа и объединять специалистов разного профиля: юристов, сексологов, психотерапевтов, психологов, социальных работников и т. д. Оказание психологической помощи жертвам насилия должны включать меры профилактического характера.

Социально-реабилитационные центры помощи семье и детям предоставляют помощь жертвам семейного насилия в различных ситуациях и разными способами: индивидуальное консультирование, позволяющее более полно концентрироваться на личной жизни; группы поддержки; тренинги уверенности в себе, безопасного поведения, самообороны; телефон доверия и другие. Специалистами центров проводится не только реабилитационная работа, но также профилактика и социальный патронаж, что позволяет решать проблему насилия комплексно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

При написании данной работы целью являлось изучение теоретических основ проявления агрессии по отношению к женщинам и детям, выявление степени проявления насилия в обществе и разработка рекомендаций для работы с женщинами и детьми подвергавшимися насилию.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Проблема насилия в семье, существует давно и во всех странах и отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Острота данной проблемы свидетельствует о нездоровой социально- нравственной обстановке

Принято выделять следующие формы насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое, изоляция, ограничение свободы передвижения, экономическое. Отдельно можно выделить пренебрежение интересами ребенка (отсутствие пищи, медицинской помощи, обучения и.т.п.).

К социальным и психологическим проблемам женщин подвергшихся насилию в семье относятся: стрессы, тяжелые депрессии, самоизоляция от общества, суицидальные попытки.

Различают ближайшие и отдаленные последствия для детей, подвергшихся насилию в семье. К ближайшим относят травмы и острые психические расстройства, к отдаленным последствиям, нарушение физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, нарушение социализации и интеграции в общество.

Если говорить о законодательной базе в области защиты прав женщин и детей, то условно ее можно разделить на законодательные акты в области прав человека вообще, и на акты касающиеся прав женщин и детей. К сожалению специальных законодательных актов, которые бы регулировали насилие в семье, на данный момент не существуют.

Социальная работа с женщинами и детьми подвергшимся насилию в семье, является ключевым звеном для их реабилитации и интеграции в общество. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в других системах, а именно: реабилитационные, психотерапевтические восстановительное лечение, социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Кроме того, в сфере деятельности социальной работы могут применяться так же формы и методы сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере.

В социальной работе с жертвами насилия можно выделить следующие задачи: по спасению их, по поддержанию социального функционирования, по социальному развитию. Непосредственно помощь женщинам и детям, подвергшимся насилию оказывают центры социального обслуживания населения. В данных учреждениях в штатном расписании прописана должность специалиста социальной работы

Такие категории граждан имеют право на срочное социальное обслуживание (в отделениях срочной социальной помощи) которые включает в себя следующие социальные услуги: оказание доврачебной медицинской помощи, содействие в получении временного жилого помещения, оказания гражданам юридической помощи в целях защиты их прав, оказания экстренной медико-психологической помощи в том числе по телефону доверия и.т.д.

Так же центры социальной помощи семье и детям, принимают непосредственное участие в помощи жертвам насилия. Типология и названия подобных центров, набор их функций могут варьировать в зависимости от местных условий.

Кроме того, существуют вневедомственные учреждения - кризисные центры, которые оказывают действенную помощь пострадавшим, стремятся изменить общественное мнение к проблеме насилия, оказать влияние на законодательную и исполнительную власть по применению механизмов защиты граждан от насилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алексеева Л. С. Проблемы жесткого обращения с детьми в семье // Педагогика. – 2006. – №55. – С. 43-52.
  2. Бессчетнова О. В. Проблемы жесткого обращения с детьми в современной российской семье // Социальная и демографическая политика. – 2007.- №6.- С.25-29.
  3. Бессчетнова О. В. Семейное насилие: что думает об этом молодёжь // Вестник Московского университета.- 2007.- №3.- С. 57-65.
  4. Волкова. А. Понятие насилия в семье и его формы. // Профессиональный журнал. – 2008.- №4.-С.15-26.
  5. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 (принята думой 21.10.1994г.), часть 2 (принята думой 22.12.1995г).
  6. Ениколов С. Н. Откуда берётся насилие?// Семья и школа. -2007.-№4.-С. 10-11.
  7. Здравомыслова О.Насилие в семье и кризис традиционной концепции воспитания.// Социальная педагогика. - 2008.-№1.-С. 123-127.
  8. Ильяшенко А.И. Основные черты насильственной преступности в семье.// Социс-2006.-№4.-С.85-90.
  9. Ильяшенко А.Н. Проблемы совершенствования практики применения уголовно-правовых норм, используемых при привлечении к ответственности за насилие в семье //Российский следователь.-2007.-№8.-С.20-24.
  10. Калинин А. Кто заботится, тот и отвечает //Законность-2008.-№3.-С.28-30.
  11. Кириллова О. Гнев насильника: чем дольше женщину унижает муж, тем труднее ей с ним расстаться// Литературная газета-2007.-№8.-С.5-6.
  12. Колобаев А. Украденное детство: насилие в семье// Социс-2008.-№5.-С.36-38.
  13. Конституция РФ (принята 12.12.1983г.)
  14. Копытин А. Арт-терапия жертв насилия «Психотерапия» //Москва 2009.-с. 88
  15. Лысова А.В. Сексуальное насилие //Социс-2007.-№8.-С.97-103.
  16. Методические рекомендации по пресечению жестокого обращения с детьми //Социальная педагогика -2006.-№4.-С.9-14.
  17. Морчев И.А. Предупреждение насильственных преступлений в сфере семейных отношений //Российский следователь-2006.-№4.-С.40-44.
  18. Овчарова Р. Дети и насилие //Наука и образование Зауралья-2007.-№2.-С.257-261.
  19. О правах ребёнка. Конвенция ООН (принята 20.10.1989г).
  20. О социально-правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей. (Декларация принята резолюцией 41185 Генеральной Ассамблеей 3 декабря 1986г.)
  21. Осихова Н. Психодрамма: помощь детям, пережившим насилие //Социальная педагогика.-2007.-№2.-С.80-87.
  22. Полонская Л. Кукла для битья //Литературная газета.-2006.-№27.-С.5.
  23. Понятовская О. Не терпите, не молчите //Социальная защита.-2008.-№8.-С.39-42.
  24. Родин И.В. Насилие в семье //Социальная работа-2008.-№2.-С.15-20.
  25. Тетерский С.В. Жестокое обращение в семье //Социс.-2007.-№5.-С.7-9.
  26. Уголовный кодекс РФ (принята Государственной думой 24.09.1996г).
  27. Фурманов И.А. Проявление психологического насилия в супружеских отношениях //Журнал практического психолога.-2006.-№6.-С.27-33.
  28. Хонькина А. В. Социальная проблематизация населения в семье // Отечественный журнал. – 2009. - №1. – С. 18-29.
  29. Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.b17.ru/article/fototerapiya/
  30. Электронный ресурс. - Режим доступа: www mvd.ru Официальный сайт МВД России
  31. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://ostanovimnasilie.org.ua/ru/  Ирина Огороднийчук, психолог МЖПЦ «Ла Страда—Украина»
  32. Электронный Ресурс: Режим доступа: Офиц. сайт Ген. прокуратуры РФ. Стат. данные //www  genproc.gov.ru

 

 

 

 


Информация о работе Особенности социальной работы с жертвами семейного насилия средствами художественно творческих технологий