Особенности социологических исследований проблем социальной работы с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 04:27, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - показать особенности социологических исследований проблем социальной работы с детьми.
Достичь цели предполагается через решение следующих задач:
изучить теоретико-методологические основы социологических исследований, их сущность методы и методики;
изучить опыт социологических исследований проблем социальной работы с детьми;
проанализировать основные направления решения проблем социальной работы с детьми.

Содержание работы

1.Теоретико-методологические основы социологических исследований 4
1.1 Сущность и методы социологического исследования 4
1.2 Методы социологического исследования 8
2. Опыт социологических исследований проблем социальной работы с детьми 13
2.1 Опыт социальной работы с детьми 13
2.2 Основные направления социально-педагогической деятельности по решению проблем социальной работы с детьми 16
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

соц исследования.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Тема курсовой работы "Особенности социологических  исследований проблем социальной работы с детьми".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В России сегодня  постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т.е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных  им функций, оказываются на улице  и становятся бомжами, попрошайками, беспризорниками.

Между многочисленными  государственными ведомствами, занимающимися  вопросами детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь. Нет какого-либо координационного центра, в обязанности которого входили  бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах детей.

Цель моей работы - показать особенности социологических исследований проблем социальной работы с детьми.

Достичь цели предполагается через решение следующих задач:

    • изучить теоретико-методологические основы социологических исследований, их сущность методы и методики;
    • изучить опыт социологических исследований проблем социальной работы с детьми;
    • проанализировать основные направления решения проблем социальной работы с детьми.

Объект исследования: дети и подростки.

В настоящей работе использовались нормативные документы, статьи, учебная литература по социологии, технологии и теории социальной работы, психолого-педагогическая литература.

 

 

 

 

1.Теоретико-методологические основы социологических исследований

1.1 Сущность и методы социологического исследования

 

Профессиональная  деятельность социального работника  представляет собой осуществление  ряда функций. Прежде всего, это научно–познавательная, исследовательско–аналитическая функция, для реализации которой необходимо знать методику исследования социальной реальности. Известен ряд этапов исследовательского процесса, направленного на социальную реальность:

  1. Процесс исследования социальной реальности, социальных феноменов начинается с определения предмета познания, его внешних границ.
  2. Постановка исходных проблем – вопросов, с помощью которых исследователь (исследовательский коллектив) определяет наиболее актуальные аспекты предмета исследования.
  3. Выяснение причинно – следственных факторов, повлиявших на возникновение проблемной ситуации.
  4. Формулировка рабочих гипотез исследования
  5. Проведение основных исследовательских мероприятий, использование соответствующих методов (социологических методов исследования, методов статистического анализа).
  6. Анализ полученной информации.
  7. Выработка рекомендаций, направленных на улучшение ситуации и разрешение проблем.

Социальная  методика обычно трактуется как способ применения теоретических выводов  при решении практических задач.

Термин “социальные  методики” используют для обозначения  совокупности приемов, методов, способов и воздействий, применяемых для решения социальных проблем. 

 

Выделяется  две формы социальных методик:

  • программы, содержащие процедуры и операции (т. е. способы и средства деятельности);
  • сама деятельность, построенную в соответствии с программой.

Многообразие социального мира, социальной жизни детерминировало  разнообразие социальных методик.  Это обусловило необходимость классификации  социальных методик. Классификация  социальных методик может быть осуществлена по различным основаниям. Она базируется на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, объектов, поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия в целях их оптимального функционирования и развития.

Можно выделить социальные методики глобального характера, социальные методики применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам и явлениям.

Специалисты социальной работы выделяют методики поиска стратегии управления, социального моделирования, диагностирования, прогнозирования.1

Можно выделить информационно - внедренческие, обучающие, инновационные методики прошлого опыта.

По характеру  решаемых задач различают методики универсальные и частные. Целесообразно  также  выделить методики социального развития отдельных стран, регионов, территорий и т. д.

Социальные  методики существенно отличаются друг от друга по своему содержанию. Определим  кратко содержание наиболее важных социальных методик, что поможет более подробно рассмотреть специфику методик в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяются глобальные социальные методики. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о  таких знаниях, методах, способах, которые  способствуют уяснению и решению  не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Их внедрение прями или косвенно касается жизни людей, их жизнедеятельности, социальной защищенности.

Инновационные социальные методики представляют собой  такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

В отличие от инновационных методы воздействия на социальные процессы, предусмотренные рутинными социальными  методиками, отличаются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального  воздействия и не стимулируют  социальный объект, социальную систему к переменам изменениям.

Региональные социальные методики направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной  организации социальной жизни и  планомерных ее изменений.

Одной из разновидностей универсальных  методик является методика глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Содержание информационных социальных методик - это способы и приемы оптимизации информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.

Интеллектуальные  социальные методики направлены на развитие и стимулирования мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

Исторические методики предполагают осмысление исторического опыта, исторического знания как условия политического, духовного, социального диагностирования.

Демографические методики нацелены на изучение механизма воспроизводства  населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т. д.

Социальные методики согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении  наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия.

К этому типу примыкают социальные методики разрешения конфликтов, в частности социально - этнических.

Политические методики как вид  социальных методик представляют собой  методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществление политической деятельности.

Среди управленческих методик  особую важность имеют административно-управленческие методики как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Этот вид методик напрямую связан с осуществлением задач социальной работы.

Психологические методики - это  способы воздействия на психологические процессы, качества, явления и отношения, методы воздействия на установки, характер, реакцию, волю личности, межличностные взаимодействия.2

Психофизиологические методики направлены на изменение параметров процессов, происходящих внутри человека при возмущающих факторах. Данные методики используют при оказании медико-социальных услуг.

1.2 Методы  социологического исследования

 

Рассматривая  метод как способ рационального  исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели, можно выделить три группы методов:

  • всеобщие (философские) методы;
  • общенаучные методы;
  • частные специальные методы.

Всеобщий или  философский метод представляет собой единство мировоззренческой  и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности.

Общенаучные методы определяют не всеобщий путь, способ познания и преобразования природы, общества, мышления, а лишь некоторые их аспекты. К таким методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос и др.

Специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний, составляют частные  специальные методы.

Междисциплинарный, интегративный характер теории и  практики социальной работы расширяет набор ее методов за счет общенаучных и специальных. Анализ практической деятельности органов социальной защиты населения позволяет выделить три основные группы методов социальной работы:

  • социально-экономические;
  • организационно-распорядительные;
  • психолого-педагогические.

Группа социально-экономических  методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты  социальной работы оказывают воздействие  на социальные интересы и потребности  клиентов. Материальная мотивация и  поддержка жизнедеятельности как отдельной личности, так и социальных групп, испытывающих в этом потребность, играют ведущую роль в системе социальной работы. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме  натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и санкций и т.д.

Организационно-распорядительные методы ориентированны главным образом на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Эти методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и лежат в основе управленческого  воздействия организационной структуры социальных служб и отдельных специалистов социальной работы. Отличительной чертой организационно- распорядительных методов является их прямой характер воздействия, поскольку опираются, прежде всего, на регламентирующие, нормативно- правовые акты. В данной группе методов можно выделить некоторое различие между организационными и распорядительными методами.

Организационные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственности различных звеньев в органах управления социальными службами, придавая им функциональную определенность, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб, определенных положениями и инструкциями.

Распорядительные  методы, в отличие от организационных, позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связанными с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой, оперативность и динамичность.

Группа организационно-распорядительных методов, базируясь на долговременном закреплении организационных связей в системе социальной работы, играет важную стабилизирующую роль в социальных отношениях. В зависимости от места  в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия, основными организационно-распорядительными методами являются:

  • регламентирование;
  • нормирование;
  • инструктирование.

Регламентирование представляет собой довольно жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, положения, инструкции и др.). Такие методы используются органами управления социальными службами.

Нормирование - это менее  жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.). В практике социальной работы очень важно правильно определить: где, для каких видов социальной помощи, какие, в какой форме и в каких границах можно применять нормирование.

Инструктирование является наиболее мягким способом организационного воздействия. Оно заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т.д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленную на защиту его гражданских прав и свобод.

Кроме перечисленных, к организационно-распорядительным методам социальной работы следует  отнести подбор и расстановку  кадров, метод критики и самокритики, контроль, проверку исполнения и др.

Информация о работе Особенности социологических исследований проблем социальной работы с детьми