Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 04:27, курсовая работа
Цель моей работы - показать особенности социологических исследований проблем социальной работы с детьми.
Достичь цели предполагается через решение следующих задач:
изучить теоретико-методологические основы социологических исследований, их сущность методы и методики;
изучить опыт социологических исследований проблем социальной работы с детьми;
проанализировать основные направления решения проблем социальной работы с детьми.
1.Теоретико-методологические основы социологических исследований 4
1.1 Сущность и методы социологического исследования 4
1.2 Методы социологического исследования 8
2. Опыт социологических исследований проблем социальной работы с детьми 13
2.1 Опыт социальной работы с детьми 13
2.2 Основные направления социально-педагогической деятельности по решению проблем социальной работы с детьми 16
Список литературы 23
Широкое распространение в практике социальной работы получили психолого-педагогические методы. Эта группа методов социальной работы, в отличие от организационно- распорядительных методов, характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально- психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Как известно, поведение личности в значительной мере обуславливается социально- психологическими явлениями: общественных, групповых мнений, настроений, вкусов, желаний, увлечений, моды и т.д.
Возникая как
продукт общения, социально-психологические
явления приобретают
Механизм педагогической
регуляции духовно-
Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. Метод реализуется в практике социальной работы в различных формах, и, прежде всего, при помощи разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов. С помощью убеждения достигается осмысленное освоение человеком научных знаний, социально- экономической ситуации, правовых норм, этических и эстетических эталонов.
В практике социальной работы
механизм педагогической саморегуляции
состояния и поведения
Обыденный, эмпирический уровень сознания, эталоны общения, социальных отношений, поведения человека в конкретной группе может не полностью совпадать с соответствующими нормами, утвердившимися в обществе. Группа может оказаться такой социальной микросредой, которая полностью или частично изолирует отдельного человека от господствующих в обществе норм поведения и ценностей, навязывая им свои. Разрыв между внутригрупповыми и общественными ценностями часто служит причиной девиантных форм поведения человека.
Вот почему от социального
работника требуется умение и
способность воздействовать не только
на личность, но и на социально-психологические
явления, господствующие в социальной
микросреде жизнедеятельности человека.
А это достигается социально-
Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы. 3
Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространиться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.
Содержание
перестройки воспитательно-
Практическая
реализация охранно-защитной концепции
профилактики возможна лишь при решении
ряда вопросов организационно-
Организационно-управленческое обеспечение предполагает преодоление межведомственной разобщенности и нескоординированности воспитательно-профилактической деятельности различных социальных институтов, учреждений и ведомств и создание полномочных государственных органов муниципальной власти, ведающих проблемами социальной охраны семьи и детства, включающих в свой штат профессионально подготовленных юристов, социальных работников, психологов, медиков, способных осуществлять весь комплекс мер социальной помощи семье, детям, подросткам.
Социально-педагогическое
обеспечение заключается в
Социально-психологическое
обеспечение предполагает оказание
социально-психологической
Нормативно-правовое обеспечение включает в себя разработку действенных правовых норм и механизмов, позволяющих на практике реализовать охрану и защиту личности, здоровья и прав ребенка, перс-смотр и упорядочение нормативно-правовой базы социально-правовой охраны семьи и детства, а также создать более совершенную сдобно-пенитенциарную систему для несовершеннолетних правонарушителей.
Кадровое обеспечение предполагает введение и подготовку новых для нашей страны кадров социальных работников, социальных педагогов, реабилитаторов, практических психологов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую и социально-педагогическую помощь, прежде всего, семьям, детям и подросткам группы риска.
Наряду с открытием новых специализаций, важно проводить более углубленную профессиональную психолого-педагогическую и правовую подготовку и переподготовку учителей, воспитателей, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, других лиц, занятых превентивной практикой, проблемами профилактики отклоняющегося поведения.
В свою очередь,
решение проблемы комплексного организационно-
Создание психологического обеспечения является важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-профилактической деятельности.
В свою очередь, проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
во-первых, своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения;
во-вторых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обусловливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних, и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений.
Выделяются следующие направления:
А. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально-отклоняющегося поведения у несовершеннолетних.
Это направление предопределяет решение следующих задач:
Б. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения детей и подростков.
В школе работают специально подготовленные педагоги. Приоритетными направлением в деятельности преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.
Основными направлениями повышения воспитательной роли образовательного учреждения являются:
В. Развитие целесообразного взаимодействия семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения.
Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью, практикуется:
организация методических семинаров при школах для родителей;
повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;
создание попечительских
родительских организаций при
посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики); работа с детьми со стороны непосредственного учителя, социального педагога школы.
Г. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания.
Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести. В этом отношении возникает необходимость со стороны воспитателей учиться определять круг общения воспитанника и стремиться педагогически правильно управлять процессом его взаимодействия с окружающими людьми.
Д. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.
В настоящее
время создаются как
Е. Повышение
роли специальных учреждений по перевоспитанию
и исправлению девиантного
В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии, либо сами дети туда приходят, либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними, посещают семьи и приглашают к себе детей.
Ж. Использование позитивных возможностей в среде массовой информации и ограждение несовершеннолетних от их негативного влияния.
Известно о большой роли средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее многообразными информационными возможностями.
Информация о работе Особенности социологических исследований проблем социальной работы с детьми