Особенности социологических исследований проблем социальной работы с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 04:27, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - показать особенности социологических исследований проблем социальной работы с детьми.
Достичь цели предполагается через решение следующих задач:
изучить теоретико-методологические основы социологических исследований, их сущность методы и методики;
изучить опыт социологических исследований проблем социальной работы с детьми;
проанализировать основные направления решения проблем социальной работы с детьми.

Содержание работы

1.Теоретико-методологические основы социологических исследований 4
1.1 Сущность и методы социологического исследования 4
1.2 Методы социологического исследования 8
2. Опыт социологических исследований проблем социальной работы с детьми 13
2.1 Опыт социальной работы с детьми 13
2.2 Основные направления социально-педагогической деятельности по решению проблем социальной работы с детьми 16
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

соц исследования.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Широкое распространение  в практике социальной работы получили психолого-педагогические методы. Эта  группа методов социальной работы, в отличие от организационно- распорядительных методов, характеризуется косвенным  воздействием и влиянием на клиента через механизм социально- психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Как известно, поведение личности в значительной мере обуславливается социально- психологическими явлениями: общественных, групповых мнений, настроений, вкусов, желаний, увлечений, моды и т.д.

Возникая как  продукт общения, социально-психологические  явления приобретают относительную  самостоятельность и оказывают  регулирующие влияние на поведение  и поступки людей, т.е. появляется своеобразный механизм социальной саморегуляции. Так, социологические исследования подтверждают, что в 55-60% случаев люди поступали не так, как они хотели бы, а так, как принято в группе, коллективе или организации, членом которой человек является.

Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного  состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в  интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения  в конкретных социальных условиях и обстоятельствах. Сознание человека является высшим регулятором его поведения и действий, так как всякий импульс к действию, возникая под влиянием внутреннего состояния личности или внешних обстоятельств, всегда соотносится со сложившимися у человека взглядами, идеалами, принципами и нормами и соответственно санкционируются или затормаживаются ими.

Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. Метод реализуется в практике социальной работы в различных формах, и, прежде всего, при помощи разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов. С помощью убеждения достигается осмысленное освоение человеком научных знаний, социально- экономической ситуации, правовых норм, этических и эстетических эталонов.

В практике социальной работы механизм педагогической саморегуляции  состояния и поведения личности, педагогический инструментарий используется, как правило, в единстве с социально- психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием повседневных условий их жизни и деятельности, а также собственного жизненного опыта.

Обыденный, эмпирический уровень  сознания, эталоны общения, социальных отношений, поведения человека в конкретной группе может не полностью совпадать с соответствующими нормами, утвердившимися в обществе. Группа может оказаться такой социальной микросредой, которая полностью или частично изолирует отдельного человека от господствующих в обществе норм поведения и ценностей, навязывая им свои. Разрыв между внутригрупповыми и общественными ценностями часто служит причиной девиантных форм поведения человека.

Вот почему от социального  работника требуется умение и  способность воздействовать не только на личность, но и на социально-психологические  явления, господствующие в социальной микросреде жизнедеятельности человека. А это достигается социально-психологическими методами воздействия, глубоким изучением условий жизнедеятельности клиента. Сюда относятся такие методы, как гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев, традиций и др.

Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение  личности, требует комплексного использования  всех групп методов социальной работы. 3

2. Опыт социологических исследований проблем социальной работы с детьми

2.1 Опыт социальной работы с детьми

 

Кардинальные  перемены, переживаемые нашим обществом  во всех сферах политической и социально-экономической  жизни, не могут не распространиться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Содержание  перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее "карательная" профилактика, основанная на мерах  социального контроля, общественно-административного и уголовного наказания, должна быть заменена охранно-защитной профилактикой, представленной комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.

Практическая  реализация охранно-защитной концепции  профилактики возможна лишь при решении  ряда вопросов организационно-управленческого, социально-педагогического, психологического, нормативно-правового и кадрового  обеспечения.

Организационно-управленческое обеспечение предполагает преодоление межведомственной разобщенности и нескоординированности воспитательно-профилактической деятельности различных социальных институтов, учреждений и ведомств и создание полномочных государственных органов муниципальной власти, ведающих проблемами социальной охраны семьи и детства, включающих в свой штат профессионально подготовленных юристов, социальных работников, психологов, медиков, способных осуществлять весь комплекс мер социальной помощи семье, детям, подросткам.

Социально-педагогическое обеспечение заключается в создании социально-педагогических центров (материально-техническая  база, педагогические кадры, финансирование), предназначенных для организации  труда и отдыха детей и подростков, для создания воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать их отношения со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы.

Социально-психологическое  обеспечение предполагает оказание социально-психологической помощи семье, детям, подросткам: медико-психологическое консультирование, разрешение конфликтных ситуаций, переживаемых детьми и подростками, организация телефона и служб доверия, психологическая диагностика и психологическая коррекция отклоняющегося поведения. Наряду с психолого-педагогическими консультациями и телефонами доверия, психологические службы должны располагать реабилитационными центрами, социальными приютами, убежищами для подростков, оказавшихся в остро критической ситуации в семье, которая может привести к побегам из дому, бродяжничеству, суицидам.

Нормативно-правовое обеспечение включает в себя разработку действенных правовых норм и механизмов, позволяющих на практике реализовать  охрану и защиту личности, здоровья и прав ребенка, перс-смотр и упорядочение нормативно-правовой базы социально-правовой охраны семьи и детства, а также создать более совершенную сдобно-пенитенциарную систему для несовершеннолетних правонарушителей.

Кадровое обеспечение  предполагает введение и подготовку новых для нашей страны кадров социальных работников, социальных педагогов, реабилитаторов, практических психологов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую и социально-педагогическую помощь, прежде всего, семьям, детям и подросткам группы риска.

Наряду с  открытием новых специализаций, важно проводить более углубленную профессиональную психолого-педагогическую и правовую подготовку и переподготовку учителей, воспитателей, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, других лиц, занятых превентивной практикой, проблемами профилактики отклоняющегося поведения.

В свою очередь, решение проблемы комплексного организационно-управленческого, социально-педагогического, психологического, нормативно-правового, финансово-материального  и кадрового обеспечения профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних невозможно без глубокого изучения природы асоциального поведения и путей его предупреждения, а также активной практической деятельности и конкретных мер со стороны правительства и муниципальных органов власти.

Создание психологического обеспечения является важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-профилактической деятельности.

В свою очередь, проблема повышения эффективности  ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

во-первых, своевременная  диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения;

во-вторых, выявление  неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обусловливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних, и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений.

2.2 Основные направления социально-педагогической деятельности по решению проблем социальной работы с детьми

 

Выделяются  следующие направления:

А. Повышение  роли семьи в профилактике воспитания социально-отклоняющегося поведения у несовершеннолетних.

Это направление  предопределяет решение следующих  задач:

  • изучение основ взаимоотношения в семье, внутрисемейных конфликтов, причин их возникновения, возможностей предупреждения и путей преодоления; основ семейного воспитания на различных этапах развития ребенка, подростка и др.;
  • изучение основ семейного права, Декларации прав ребенка и других документов, регламентирующих права и обязанности родителей, лиц, их заменяющих;
  • создание благоприятного морально-психологического климата в семье; предупреждение ошибок в семейном воспитании; формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственно-волевых качеств;
  • недопущение насилия над ребенком, недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм;
  • побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение методике работы над собой .4

Б. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Приоритетными направлением в деятельности преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.

Основными направлениями  повышения воспитательной роли образовательного учреждения являются:

  • повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической активности; побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, повышению своего педагогического мастерства и педагогической культуры;
  • создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающими помощь учителю и родителям в работе с ними;
  • развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения;
  • приобщение родителей к участию в воспитательной деятельности, повышение их педагогической подготовки.

В. Развитие целесообразного  взаимодействия семьи, школы и административных органов по месту жительства в  предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения.

Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью, практикуется:

организация методических семинаров при школах для родителей;

повышение роли родительских комитетов в жизни  школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

создание попечительских родительских организаций при образовательном  учреждении, в которые входят и  родители;

посещение учителями  детей на дому (проявление заинтересованного  участия в том, как живут ученики); работа с детьми со стороны непосредственного учителя, социального педагога школы.

Г. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания.

Значительное  влияние на развитие, воспитание ребенка  оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести. В этом отношении возникает необходимость со стороны воспитателей учиться определять круг общения воспитанника и стремиться педагогически правильно управлять процессом его взаимодействия с окружающими людьми.

Д. Развитие внешкольной  системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее  время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти центры также  состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику  и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях, либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми отклоняющегося поведения.

Е. Повышение  роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения  детей и подростков.

В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии, либо сами дети туда приходят, либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними, посещают семьи и приглашают к себе детей.

Ж. Использование  позитивных возможностей в среде  массовой информации и ограждение несовершеннолетних от их негативного влияния.

Известно о  большой роли средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения  детей и подростков. Современные  СМИ несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее многообразными информационными возможностями.

Информация о работе Особенности социологических исследований проблем социальной работы с детьми