Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 22:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать систему социального обеспечения в советское время.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы понятия и сущности социального обеспечения;
- проанализировать социальное обеспечение в советское время.
ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социальной сферы
1.2 Понятие и сущность социального обеспечения
2. ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Ранние формы социального обеспечения в дореволюционной России
2.2 Особенности социального обеспечения в советский период
3. Основные принципы и источники права социального обеспечения
2.1 Понятие и классификация принципов права социального обеспечения
2.2 Понятие и классификация основных источников права социального обеспечения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
№ слайда 7
Описание слайда:
2. Универсальность социальных
услуг (только в случае
№ слайда 8
Описание слайда:
2. Обеспечение по принципу
«капающей лейки». В течение многих
десятилетий расходы на
№ слайда 9
Описание слайда:
4. Потенциальная нуждаемость
в услугах не вела к их
автоматическому
№ слайда 10
Описание слайда:
3. Государственное попечение
и контроль.Социальное
№ слайда 11
Описание слайда:
Структура социального обеспечения в СССР. Основные вехи социального законодательства I. Попечение над детьми (без образования)Для дошкольного возраста: - женские консультации- дома малютки (для детей до 3-х лет, оставшихся без попечения родителей или при наличии неимущих родителей);- ясли (для детей от 3 месяцев до 3-х лет)* с пребыванием 10,12, 24 часа;- ясли-детский сад** (наиболее распространенный тип попечения над детьми дошкольного возраста с 1970-х гг.);- детский сад (с 3 до 7 лет с пребыванием 10,12,24 часа, включая пребывание на детских дачах);- детские площадки, детские комнаты, детский патронаж (детей до 3-х лет помещали в приемную семью, которая получала пособие в виде продуктов питания и одежды на сумму 5 рублей/месяц).Для детей-школьников:- детские дома (3-18 лет в случае отсутствия родителей (умерли или отказались), неудовлетворительных условий воспитания детей в семье, отсутствия средств (для семей с доходами менее 50 руб./месяц на человека), переизбытка детей в домах малютки);- Школы-интернаты для детей-инвалидов;- Интернаты при школах;- Круглосуточные школы и детские центры;- Места внешкольной работы с детьми*** (дома и дворцы пионеров, станции юных техников и природоведов, туристические станции и места пригородного отдыха, детские парки и стадионы, детская железная дорога);- Места внешкольного попечения над детьми**** (туристические и спортивные базы, детские выставки и концерты, празднование Нового года и др.).Для ребенка любого возраста:- детские поликлиники (до 18 лет);- детские санатории (например, противотуберкулезные), семейные дома отдыха.
№ слайда 12
Описание слайда:
II. Пенсионное обеспечениеДва периода1. Декларативный характер законов первых 36 лет Советской властиВсе законы и предписания носили пунктуальный и элитарный характер: они защищали определенные профессиональные группы, отрасли хозяйства, географические районы в точно определенных законом случаях. В это время социальная безопасность была лишь декларирована в Кодексе о труде 1922 г. и Конституции СССР 1936 г. Ее реальное воплощение ограничивалось из-за чрезвычайных внешних обстоятельств: индустриализации, коллективизации, войны, «холодной войны». На практике применялись апробированные еще в царской России «пунктуальные» методы. 2. Трудовая и демографическая мотивация законов после 1956 г.*1-й пенсионный закон 1956 г. «О государственных пенсиях для рабочих, служащих и членов их семей» - основа всей системы пенсионного законодательства, поскольку были названы почти все профессиональные группы и все без исключения случаи длительной нетрудоспособности.2-й пенсионный закон 1964 г. «О государственных пенсиях колхозникам и членам их семей»** - процесс по снижению уровня дискриминации крестьянства в сравнении с рабочим классом и служащими.***
№ слайда 13
Описание слайда:
Финансирование пенсий:со временем тенденцией стало преимущество в расходах на социальное обеспечение (пассивные денежные выплаты) перед иными расходами (например, на здравоохранение);именно пенсионные выплаты определяли структуру и охват социальных целей;расходы на пенсионное обеспечение в 1978 г. составили 50,2% от общих расходов, тогда как в 1955 г. – лишь 37,6% от общих расходов;за период 1955-1978 гг. расходы на пенсионные цели выросли в 4 раза (Народное хозяйство – 78).
№ слайда 14
Описание слайда:
Причины значительного роста расходов на пенсионные выплаты: 1.Увеличилось число людей, по закону претендовавших на пенсию.2. Быстро увеличивалось число пожилых людей в стране: если в 1956 г. в стране было 16,5 млн. пенсионеров, то в 1979 г. – 47,6 млн. (18,1% от общего числа жителей).3. Произошли заметные изменения в структуре пенсионного населения (по виду получаемой пенсии): число инвалидов войны сокращалось и одновременно росло число получателей пенсии по старости (доминировали и среди иных видов пенсий).
№ слайда 15
Описание слайда:
4. Увеличился размер пенсий.В 1940-х гг. размер пенсий был полностью неудовлетворительным. Она не обеспечивала проживание людей. В пересчете на 1 руб. 1980 г., пенсия составляла 10-21 р., тогда как по советским меркам жизни на тот момент времени она должна была составлять 50-55 р.* Вывод: пенсия рассматривалась как некая дотация к жизненному обеспечению. В результате принятия закона 1956 г. пенсия была увеличена больше чем в 2 раза.1955 г. – 21,9 р.1957 г. – 46 р. Мин. размер пенсии достиг 30 р. (ранее – 8,6 р.).(Источник: Труд и зарплата – 75»)
№ слайда 16
Описание слайда:
Виды пенсионного обеспечения Пенсия по старостиПенсия по инвалидностиПенсия по потере кормильцаПенсия по выслуге лет (для служащих в сфере здравоохранения и образования, для военных)Персональная пенсия4 и 5 виды пенсий играли незначительную роль (0,9% всех пенсионеров в 1966 г.), но с финансовой точки зрения имели большое значение: их размер был гораздо выше среднестатистической пенсии (носили элитарный характер), а возраст выхода на пенсию ниже на пять лет (для мужчин – 55 лет, для женщин – 50 лет).Персональная пенсия всесоюзного значения – 200 р.персональная пенсия республиканского значения – 120 р.персональная пенсия местного значения – 80 р.
№ слайда 17
Описание слайда:
III. Медицинское
№ слайда 18
Описание слайда:
Три этапа развития советского здравоохранения – от «индустриального» к «территориальному» принципу:1. До 1930-х гг. в организации медицинского обслуживания доминировал земский, «районный» принцип обслуживания населения. Со времени медицинского подвижничества земских врачей, земская система эффективно противодействовала всевозможным эпидемиям и ослабляла недоверие между сельскими жителями и врачами тем, что медицинское обслуживание являлось бесплатным, а большое число маленьких клиник охватывали всю сельскую местность. Земская система предложила профилактический принцип в дореволюционном здравоохранении, который использовался в социально-гигиенических проектах 1920-х гг. («участковый принцип»), а для оказания бесплатной помощи на географической основе организовывались диспансеры.Вывод: при помощи «районного принципа» должно было осуществляться систематическое обслуживание населения (первая составляющая). Он был тесно связан с идеей массового доступа к бесплатному здравоохранению* (вторая составляющая).
№ слайда 19
Описание слайда:
2. С начала 1930-х гг. этот
принцип был заменен «
№ слайда 20
Описание слайда:
3. Послевоенная реформа
здравоохранения - борьба двух принципов
при оказании медицинской
№ слайда 21
Описание слайда:
Результат: Резкое падение смертности населения;Улучшение показателей здоровья населения;Улучшение квалификации докторов общей практики и специализации врачей узкого профиля;Сокращение разницы в диагнозах. Общие итоги послевоенного этапа развития здравоохранения: более широкий доступ к здравоохранению всего населения;восстановление престижа профессии врача в связи с повышением значения медицинской науки и возвышением больничных специалистов над врачами из поликлиник;была восстановления сельская медицина;повышено значение профилактической медицины, которая лучше работает тогда, когда имеет дело с большим количеством населения.
№ слайда 22
Описание слайда:
Индикаторы здравоохранения в СССР:1. В количественном выражении советское здравоохранение было лучшим в мире (1980 г.):
№ слайда 23
Описание слайда:
Обратные пропорции количества и качестваПричины низкого качества советской медицины:низкий уровень профессионального образования врачей в провинциальных вузах;неравное распределение врачей после окончания вуза;неудовлетворительное распределение рабочего времени (40% служебного времени врача уходило на выполнение административной деятельности);высокий процент врачей не занимались практикой (свыше 20%) из-за исследовательской деятельности, руководящей должности, выполнения контрольных функций, учебы или других забот;дача взяток за предоставление лучших мед.услуг, злоупотребления в центрах «скорой помощи»;злоупотребление психиатрическими методами лечения*;невнимание к амбулаторным возможностям лечения;**низкие стандарты производимых медикаментов и неудовлетворительные показатели ухода; недостаток мед.оборудования, оснащения больниц и медикаментов;расточительство имеющихся приборов и дешевых лекарств;создание пациентами «домашних аптек»;***серьезные различия в мед.обеспечении между городом и деревней;сильная текучесть мед.кадров;низкая оплата труда большинства мед.персонала по сравнению с его значением и социальным престижем.Вывод: здравоохранение не являлось приоритетной областью развития. Об этом свидетельствуют заниженные расходы бюджета и постоянство уровня расходов на здравоохранение (4% от ВВП) в период 1950-70-х гг. В 1980-е гг. ситуация не изменилась: не было отмечено заметного развития отраслей и служб здравоохранения.
№ слайда 24
Описание слайда:
Следующие результаты «мутили» блеск советской медицины:высокие проценты младенческой смертности1971 г.: 22,9 на 1000 новорожденных детей (в возрасте до 1 года);1974 г.: 27,9 на 1000 новорожденных детей (показатель 1964-65 гг.);С 1975 г. – данные не публикуются*.Факторы, усугубляющие регресс в этой области:Недостаток служб здравоохранения, особенно в сельской местности;Сверхзанятость и значительная домашняя нагрузка на женщин;Ухудшение условий содержания и охраны окружающей среды, что пагубно влияло на здоровье матери и ребенка.увеличение общей смертности населения1964 г.: 6,9 на 1000 жителей1980 г.: 10,3 на 1000 жителей.
Информация о работе Особенности советской системы социального обеспечения