Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 23:26, курсовая работа
Актуальность исследования работы с пожилыми людьми в социальной сфере в сельской местности обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей в сельской местности;
- во-вторых, социальный работник - это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь;
- в-третьих, необходимость выявления пожилых людей, опознавание их проблем и принятие наиболее эффективных способов по их устранению.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сельская местность как социально-экономическое пространство для реализации социальных проектов………………………5
1.1 Традиции и формы социальной помощи в сельской местности…………..5
1.2 Социально-экономические условия существования современной деревни и удовлетворение жизненных потребностей ее жителей………………………7
Глава 2. Особенности технологий социальной работы в сельской местности...............................................................................................................11
2.1 Основные направления социальной работы с сельским населением…….11
2.2 Методы социально-коммуникативной деятельности в сельской среде….15
2.3. Основные пути совершенствования технологий социальной работы в сельской местности……………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы ……………………………………….26
Сохранение сельских населённых пунктов через поддержание существующих рабочих мест или создание новых является не менее актуальной задачей, чем восстановление сельскохозяйственного производства. Непросто «сорвать с мест» сельских жителей, но ещё труднее переселить горожан в деревню.
Используя положительный опыт можно рекомендовать на базе закрывающихся сельских школ, детских садов, домов отдыха создавать Культурно-образовательные центры, Дома ветеранов, Реабилитационные пансионаты для ожоговых инвалидов с бюджетным и коммерческим финансированием за счёт промышленных предприятий, организаций, выкупающих у ветеранов их квартиры, а также частных лиц; кадетские школы, реабилитационные центры для детей из городских неблагополучных семей; спецшколы-интернаты, центры коррекционного развивающего обучения для детей с трудностями социальной адаптации.
Глава 2. Особенности технологий социальной работы
в сельской местности
2.1. Основные направления социальной работы с сельским населением
В сельской местности социальным работникам приходится работать с различными группами детей, семей, старыми людьми, инвалидами и т.д., решать множество разнообразных проблем, быть, по сути, специалистами широкого профиля. Поле их деятельности небольшие местные и окружные учреждения. Социальный работник должен иметь определенный опыт в оценке проблем и оказании услуг, строго ориентироваться на социальные технологии (индивидуальная и групповая психотерапия или организация общины, общественная благотворительность и т.д.), знать, как планировать, реализовывать и оценивать программы, как защищать необходимые социально-политические реформы в политической системе, как эффективно работать с органами государственного управления разных уровней, а также с официальными и неофициальными структурами сельской общины. Социальным работникам нужно знакомиться с культурными особенностями разных этнических и расовых групп.
Для сельских жителей наиболее значимы такие элементы социальной защиты, как право на труд, медицинское обслуживание, обеспеченность жильем, пенсионное обеспечение, охрана материнства и детства, повышение доходов и др. Социальная защита сельского населения должна опираться на традиционные источники выживания сельских жителей, использовать исконные способы организации жизнедеятельности человека в экстремальных ситуациях. К ним относятся:
1) тесное срастание со средой обитания. Решающими факторами в организации жизнеобеспечения сельского жителя становятся общие условия и ресурсы окружающей природной среды;
2) яичное подворье. В сельской местности основным средством выживания семьи всегда был труд на личном подворье, который служил надежной гарантией социальной защиты. Важными задачами социального работника на селе являются вооружение сельских жителей сельскохозяйственными знаниями, повышение культуры сельскохозяйственного производства;
3) приверженность традициям. В сельской местности проживает в основном коренное население страны, которое ориентируется на традиции предшествующих поколений, которые закреплялись в обрядах и обычаях. В селах сохранились всевозможные формы взаимопомощи, кооперации, заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции, содержания скота и т. п. Это необходимо учитывать сельскому социальному работнику;
4) роль семьи. В сельской местности семья значит несколько больше, чем в городе. В семью входят родные братья, сестры, близкие родственники, все они связаны невидимыми нитями с прошлыми поколениями. Многие семьи почти полностью живут за счет своего хозяйства, поэтому для них огромное значение имеет участие всех членов семьи в совместных работах, взаимопомощь.
Сельскую семью отличает большая стабильность, чем городскую, сельские женщины более терпимы в браке. Дети очень часто занимают первое место в системе семейных предпочтений;
5) роль систем неформальной поддержки. В сельской местности люди сильно зависят друг от друга. Опираясь на сохранившиеся традиции общинной жизни, они придают большое значение личным связям и связям со своей местной общиной и гораздо меньше готовы искать помощь на стороне, в государственных и общественных структурах, чем горожане. Межсемейная, дружеская, родственная взаимопомощь распространена на селе и имеет разные формы: «натуральная» помощь, взаимообмен с другими семьями, помощь в строительстве дома, присмотр за детьми, помощь по хозяйству и др.
Социальные работники на селе, как правило, сами выходцы из сельской местности, хорошо знают специфику локальной, замкнутой социальной среды, ее возможности и традиции. Поэтому им необходимо уметь оценивать и задействовать систему неформальной поддержки семью, церковь, соседей, друзей, чтобы выяснить потребности нуждающихся и удовлетворить их;
6) межсемейная кооперация. Сельские жители часто сами организуют домашний или семейный бизнес, используя свои связи, устанавливая контакты с городскими родственниками, активно используя потенциал семейной экономики. Несколько семей, объединившись, сообща заготавливают сено, сажают картофель, убирают урожай, большой партией поставляют на рынок молочную продукцию и др. Такое многостороннее кооперирование становится основой существования личных подсобных хозяйств;
7) роль общественного мнения. В сельской среде общественное мнение приобретает большое значение. На селе сложились традиции общинного, коллективного действия, с которыми вынуждены считаться руководители. В этом случае им трудно в своих действиях ориентироваться на собственную выгоду, снять неугодного им, но пользующегося авторитетом у селян бригадира или иного работника. Общественное мнение оказывает также определенное влияние на положение каждой сельской семьи.
Таким образом, социальная работа на селе должна вписываться в сложную структуру социальных отношений, базирующихся на исторических, культурных, хозяйственных традициях сельской социальной общности. Для этого необходимо хорошо понимать психологию сельского жителя, уважительно относиться к традициям сельской местности, использовать исторический опыт социальной защиты человека, а также при менять новейшие профессиональные знания в оказании помощи человеку, его семье, общине.
Исследователи считают, что на селе необходима новая парадигма развития социальной работы:
- создание
социальных служб
- развитие оптимальной модели социальной работы в каждой общине, отвечающей нуждам, потребностям, традициям жителей данной местности;
- целостный межведомственный
подход к структурированию
- развитие и
подготовка квалифицированного
персонала общинных социальных
педагогов, осуществляющих социальный
патронаж семей, и социальных
работников, специализирующихся на
поддержке проблемных групп
- приоритет превентивных
и развивающихся форм
- признание роли добровольных, благотворительных, религиозных организаций и включение в официальную систему социального обеспечения.
Технологии социальной работы в сельской местности —это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию жизнедеятельности жителей села, Среди видов технологий, применяемых в сельской общности, можно выделить социальную диагностику, социальную профилактику, социологический анализ социальных проблем селян, информационные и коммуникативные технологии, социальную терапию, социальное страхование, социальную помощь и защиту. Особо следует выделить региональные технологии, что обусловлено спецификой как сельского сообщества, так и спецификой отдельных территорий, наиболее ярко проявляющих себя именно в сельской местности.
Адресная социальная помощь слабо социально защищенным группам населения, проживающим в сельской местности, эффективно осуществляется на базе частных технологий— научно обоснованных технологических стандартах работы с сельской категорией населения. Они ориентированы на учет интересов, потребностей, ценностных ориентаций сельских жителей, на cоздание специфических условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних резервов их личности для решения проблем сельского бытия. Сущность социальной работы включает коммуникацию с социальным окружением клиента, что, в свою очередь, является важнейшей предпосылкой решения социальных проблем.
Основные проблемы функционирования технологий социальной работы в сельской местности порождены спецификой сельскохозяйственного производства, отсутствием реального местного самоуправления, неразвитостью системы социальных служб на селе.
Значительная часть сельского населения при наличии личного подсобного хозяйства зачастую не регистрируется в качестве безработных. При разработке технологий социальной работы с сельским населением важно учесть такие виды безработицы, как региональная,отражающая основные тенденции развития рынка труда на региональном уровне, и отраслевая,в данном случае — безработица в аграрной сфере производства в связи с тем, что специфика сельского труда создает и соответствующие факторы детерминации безработицы.
2.2 Методы социально-коммуникативной деятельности в сельской среде
Технологии социальной работы с жителями села могут быть выработаны на базе информации о сельской культуре как о особом виде культуры, ключевых ценностях селян. В полной мере носителями сельской культуры выступают крестьяне (занятые сельскохозяйственным трудом и постоянно проживающие в деревне). В то же время наши наблюдения показывают, что сельский тип культуры присуще служащим, и всем, кто большую часть своей жизни проводит в сельской местности.
Основные особенности сельской культуры таковы:
• вплетение родственных и соседских отношений;
• внутренняя сплоченность сельской общности, производственных, управленческих, товарищеских и иных социальных связей;
• склонность судить о человеке по его групповой принадлежности, приверженность социальным стереотипам и предрассудкам;
• доминирование коллективной (родовой, семейной) ответственности за поступки;
• преобладание интересов государства, общества, семьи, группы над целями и правами отдельной личности;
• персонификация межличностных отношений (доминирование доверительно личных отношений);
• грубоватость и фамильярность обращения друг с другом;
• недооценка значения отдельной личности, преувеличение роли руководителей, вождей, авторитетов;
• сохранение традиций и обычаев старины, их давление на личность посредством социального контроля;
• несамостоятельность поведения, коллективное обсуждение и общественное мнение как основа для принятия индивидуального решения;
• высокий удельный вес коллективной деятельности в рабочее и свободное время;
• недоверие к социальным реформам, инновациям и переменам, нетерпимость к отклоняющемуся поведению;
• трудовой образ жизни, подчинение потребления труду;
• сурово-требовательное отношение к себе и к другим как отражение отношений господства — подчинения с природой;
• доминирование внутриобщинной информации над официальной, ведущая роль местных слухов и местной интерпретации фактов в информационном обмене, нехватка объективной информации;
• низкий уровень экологической культуры, нерациональное отношение к своему здоровью и к свободному времени;
• локальная замкнутость культуры, ограниченный жизненный опыт жителей деревни;
• практичность, приземленность, преобладание физиологических потребностей и биологических инстинктов над интеллектуальными и духовными интересами;
• ограниченность социального и культурного выбора, отсутствие, в нужной мере, свободы выбора для личности;
• доминирование суеверий и религиозных предрассудков над наукой;
• преобладание моральных регуляторов поведения над правовыми, юридическими;
• сохранение значимости национальных элементов культуры (язык, одежда, народное искусство, обряды и т. д.);
• борьба крестьянства за сохранение своего специфического уклада жизни и своих прав на землю.
Социологам и социальным работникам, вступающим в коммуникацию с сельским населением, будут полезны и рекомендации американских ученых по взаимодействию с представителями коллективистских культур:
• скромнее подавать себя;
• избегать конфронтации;
• культивировать долговременные взаимоотношения, не ожидая быстрого сближения;
• интересоваться положением людей в групповой иерархии;
• обозначать собственное социальное положение.
2.3 Основные пути совершенствования технологий социальной работы в сельской местности
Социальная политика переходного периода должна быть нацелена на создание каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, а также на предоставление гарантированного государством минимума социальной защиты наиболее уязвимым слоямнаселения.
Информация о работе Особенности технологий социальной работы в сельской местности