Отчет по практике в «Социально-реабилитационный центр Кировского района «Гнездышко»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 20:45, отчет по практике

Описание работы

Цель прохождения преддипломной практики – ознакомиться с организацией работы отделения для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (включая семейно-воспитательные группы).
Задачи преддипломной практики:
1. Изучить организационное устройство Центра, а именно: изучить организационные и нормативные документы, выяснить задачи, структуру и организацию работы, уровень образования и квалификации сотрудников, условия их работы;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…..3
1. Характеристика и структура Центра……………………….…….4-8
2. Семейно-воспитательные группы…………………………….….8-17
2.1 Создание и функционирование СВГ……………………………8-15
2.2 Сопровождение и социальный патронаж СВГ……..…….….16-17
3. Организация праздничного мероприятия для СВГ………….17-18
Список используемых источников………………………………..19-20

Файлы: 1 файл

отчет 2015.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

- предоставить ему возможность получить положительный семейный опыт, уроки семейно-ролевого поведения, путем реабилитации через семейную воспитательную группу;

- в случае невозможности проживания ребенка в биологической семье, содействовать его жизнеустройству в приемную или опекунскую семью.

Работа с биологической семьей начинается сразу, как только поступило обращение за помощью в связи с трудной жизненной ситуацией. Такие обращения поступают от инспекторов по опеке, из милиции, от родителей и родственников ребенка. Крайне важно до поступления ребенка посетить семью (конечно, если имеется такая возможность). Это особенно необходимо, если обращение поступает от его родителей или родственников. В этом случае социальные работники имеют возможность не только наблюдать ситуацию в семье, но и оперативно содействовать разрешению внутреннего конфликта. При таком «раннем вмешательстве» ребенок остается в семье, и можно продолжать работать с семьей в течение необходимого времени до разрешения трудной жизненной ситуации, оказывая необходимую психологическую и социальную помощь. Опыт показывает, что уход ребенка из семьи влечет существенное изменение в семейной ситуации. И, как правило, требуется значительно больше времени и сил для ее разрешения даже после возвращения ребенка домой.

Согласно Семейному Кодексу РФ (Ст.77), ребенок может быть изъят из семьи органами опеки и попечительства при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

Однако точные критерии оценки ситуации в семье отсутствуют и зачастую субъективны, зависят от мнения инспекторов по опеке. Часто сам ребенок уходит из семьи и через некоторое время оказывается в приюте, имея за плечами опыт бродяжничества. Дети называют следующие причины ухода из семьи: пьянство родителей, ссоры, придирки со стороны родителей, жестокое обращение в семье, отсутствие родителей, ощущение собственной ненужности. Все эти причины свидетельствуют о том, что ребенок не получает в семье любви и надлежащего воспитания. Большинство семей испытывает материальные трудности. Но материальное неблагополучие является, как правило, не определяющим фактором, а фоном процесса общего разрушения семьи.

При поступлении ребенка сотрудники Центра проводят не только комплексное обследование ребенка и его семьи, но и выявляют все его семейные связи, отношения с родственниками и иные социальные контакты для того, чтобы определить возможности сохранения семьи, перспективы его устройства и разработать индивидуальную программу реабилитации.

Созданию семейной группы предшествует период личного контакта потенциального воспитателя и воспитанника. Продолжительность контакта определяется специалистами органов опеки и попечительства и Центра.

Процедура передачи ребенка на воспитание в семью предполагает выполнение ряда условий. Организация семейных форм воспитания детей, попавших  в трудную жизненную ситуацию, - новая  форма работы, которая  требует, как показывает опыт, особенно тщательного подхода к подбору кандидатуры воспитателя семейной группы.

К кандидату предъявляются следующие требования:

  • соответствие по медицинским показателям; 
  • быть дееспособным, не лишенным и не ограниченным в родительских правах;
  • не осужденным за умышленные преступления.

Воспитателями семейной группы могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

а) кровных родителей;

б) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

в) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

г) отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

д) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

е) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;

ё) лиц, которые по состоянию здоровья, в соответствии с Перечнем, утверждённым Правительством Российской Федерации, не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка;

ж) лиц, не располагающих необходимыми жилищно-бытовыми условиями для приема детей в семью.

Кандидат проходит:

  • собеседование (знакомиться с работой учреждения, знакомство с детьми по фотографиям),
  • анкетирование (основу составляют сведений о себе, составе своей семьи, размер заработка членов семьи, жилищно-бытовые условия, требование к внешности, характеру предполагаемому воспитанника),
  • психологическое тестирование.

Сотрудники учреждения посещают предполагаемую  семейную группу (семью кандидата),  с целью получения изучения психологического климата,   отношения к появлению нового ребенка других членов семьи, наличие опыта в воспитании детей. Пока, собираются данные на  воспитателя,  и идет подбор ребенка, одновременно происходит подготовка воспитанника к знакомству с будущим воспитателем. По завершению подготовительной работы совместно с Отделом опеки и попечительства принимается решение об открытии  семейно-воспитательной группы.  Ребенок передается  в семейно-воспитательную группу первоначально сроком на три месяца.

Для открытия и деятельности  семейной группы кандидатом в воспитатели предоставляются:

а) трудовая книжка, ИНН, копия паспорта, страхового свидетельства;

б) медицинское заключение (по форме, аналогичной при подготовке на опеку);

в) справка об отсутствии инфекционных заболеваний у всех членов семьи, проживающих совместно с кандидатом;

г) согласие совершеннолетних членов семьи на проживание в семье ребенка;

д) заявление о приёме на работу;

е) трудовой договор;

ё) должностная инструкция;

ж) заявление об освобождении от подоходного налога;

з) документ подтверждающий наличие жилья, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам;

и) финансовый отчёт о расходовании средств, выделяемых на содержание ребенка 1 раз в 4 месяца;

к) отчёт о деятельности СВГ 1 раз в месяц.

Органы опеки и попечительства готовят акт обследования жилищно-бытовых условий кандидата в воспитатели и постановление главы Администрации о постановке ребёнка на полное государственное обеспечение и постановке на льготную жилищную очередь.

Семейная группа открывается приказом директора специализированного учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспитателем семейной группы в установленном законодательством порядке. Передача ребёнка в семейную воспитательную группу производится на основе:

а) заключения о возможности передачи воспитанника специализированного учреждения в семейную группу, согласованного с органом опеки и попечительства по месту проживания кандидатов в воспитатели;

б) трудового договора, заключаемого воспитателем семейной группы и специализированным учреждением. К трудовому договору прилагается акт передачи ребёнка, содержащий обязательства об ответственности за жизнь и здоровье несовершеннолетнего.

Финансирование СВГ осуществляется за счет средств областного бюджета. Механизм материального обеспечения деятельности СВГ определяется Положением о материальном обеспечении семейной воспитательной группы.  

 Учреждение обеспечивает несовершеннолетнего, проживающего в семейной воспитательной  группе, питанием, медикаментами по нормам, установленным для воспитанников учреждения, либо в форме денежной компенсации.

 В семейную группу помещают от 1 до 3 детей. При определенных условиях (достаточная жилплощадь, наличие необходимых бытовых условий для пребывания в группе большего количества человек - дополнительное учебное место, спальное, обеденное место; материальная обеспеченность воспитателя; наличие положительного педагогического опыта) возможно расширение состава семейной группы. Срок воспитания ребенка в семейной группе определяется исходя из жизненной ситуации несовершеннолетнего. Воспитатель на все время работы несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанника.

При помещении ребенка в семейную воспитательную группу учитываются его индивидуальные особенности и потенциальные возможности семьи.    Передача в семейную воспитательную группу ребёнка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.        

 Воспитатель семейной группы  подбирается для каждого ребенка  индивидуально, проходит специальную  подготовку. С кандидатом в воспитатели работают специалисты отделения сопровождения СВГ, педагог-психолог, который даёт заключение о соответствии личностных качеств к предполагаемой должности и о его психологической совместимости с воспитанником.

При помещении ребёнка в  семейно-воспитательную группу официальным опекуном его остается учреждение, а с воспитателем заключается трудовой договор, и он становится официальным работником, ему выплачивается заработная плата по 14 разряду ЕТС (единой тарифной сетки) из расчета одной ставки на трех детей  и средства на содержания ребенка  (расходы на питание, канцтовары, моющие средства и одежду).  Если кандидат имеет постоянное место работы, то работа в семейно-воспитательной группе будет оформляться как внешнее совместительство. Оплата отпусков воспитателей семейных групп производится на общих основаниях, предусмотренных трудовым законодательством, для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На воспитателя семейно-воспитательной группы распространяется действие трудового законодательства РФ.  

Специалист Отделения доводит  до воспитателя сведения о поступлении ребёнка в СВГ, оформляется приказ о зачислении и направлении несовершеннолетнего в семейную группу.

 Воспитателю передаются следующие  документы: копия свидетельства о  рождении, копия медицинского полиса, доверенность, приказ о зачислении несовершеннолетнего, индивидуальная реабилитационная карта.

График выездов в СВГ составляется ежемесячно и утверждается директором Центра.

 Педагогическая реабилитация  несовершеннолетних воспитанников  СВГ представляет собой систему  определенных мер, направленных  на снятие нервного напряжения, вызванного психологической изоляцией  детей, на оптимизацию эмоционального состояния ребёнка, пробуждению интеллектуальной деятельности и на ликвидацию педагогической запущенности.  С помощью  программы, воспитатели   способствуют первичной адаптации и социализации детей.

 Основанием для закрытия  СВГ могут быть:

- заявление воспитателя о прекращении своей деятельности;

- не соблюдение  воспитателем  должностной инструкции;

- организация приёмной семьи, установление опеки, усыновление;

- нежелание жить ребенка в  СВГ.

Итак, основными принципами по организации семейно-воспитательных групп  являются: постепенность (естественный ход развития отношений); добровольность (свобода выбор ребёнка и воспитателя); избирательность (полные, бездетные семьи, возрастной ценз).

 

2.2 Сопровождение и социальный патронаж СВГ

а) Сопровождение  рёбенка. В задачи специалистов Центра  входят социальное сопровождение  и реализация задач, поставленных в программе реабилитации и социализации ребёнка, оценка динамики развития воспитанника, коррекция реабилитационного процесса, консультации специалистов  в решении возникающих проблем, контроль  условий адаптации и социализации   ребёнка в семье.

б) В рамках сопровождения профессиональных родителей специалисты оказывают необходимую помощь семьям (консультации по возникающим вопросам в сфере взаимодействия с ребёнком, определения юридического статуса ребенка, обеспечения социальных гарантий; организуют досуговые мероприятия для детей, находящихся на реабилитации; разрабатывают рекомендации по взаимодействию и развитию детей, основанные на психолого-педагогическом обследовании ребёнка) осуществляют исследования, собирают информацию и проводят  анализ, с целью  определения соответствия воспитателя и его семьи  критериям, требованиям и условиям содержания ребёнка (Приложение А).

Одной из форм работы специалистов по социальной работе Центра является социальный патронаж семейно-воспитательных групп.

Во время прохождения преддипломной практики в «Центре социальной помощи семье и детям «Гнездышко», мной совместно со специалистами были посещены три семейно-воспитательные группы.

При посещении СВГ был произведен социальный патронаж, с целью  проверки жилищно-бытовых условий содержания воспитанников и выполнение указаний согласно программе индивидуальной реабилитации. А также в СВГ были привезены пригласительные билеты на праздничное мероприятие в связи с празднованием Нового Года и задания для подготовки к празднику.

Во время визита в СВГ, специалист должен отследить условия жизни воспитанников: соблюдение режимов питания, сна и отдыха, жилищно-бытовые условия, санитарно-гигиенические. А также по заранее составленной заявке с воспитателем обеспечить детей сезонной одеждой и обувью, канцелярскими товарами и медикаментами.

Специалист заполняет Акт посещения СВГ, где отражает все вышеперечисленные пункты, оставляет свои замечания и (или) пожелания (см. Приложение Б). Акт подписывается и специалистом и воспитателем СВГ и подшивается в личное дело воспитателя.

Информация о работе Отчет по практике в «Социально-реабилитационный центр Кировского района «Гнездышко»