Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 20:45, отчет по практике
Цель прохождения преддипломной практики – ознакомиться с организацией работы отделения для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (включая семейно-воспитательные группы).
Задачи преддипломной практики:
1. Изучить организационное устройство Центра, а именно: изучить организационные и нормативные документы, выяснить задачи, структуру и организацию работы, уровень образования и квалификации сотрудников, условия их работы;
Введение……………………………………………………………….…..3
1. Характеристика и структура Центра……………………….…….4-8
2. Семейно-воспитательные группы…………………………….….8-17
2.1 Создание и функционирование СВГ……………………………8-15
2.2 Сопровождение и социальный патронаж СВГ……..…….….16-17
3. Организация праздничного мероприятия для СВГ………….17-18
Список используемых источников………………………………..19-20
- предоставить ему возможность получить положительный семейный опыт, уроки семейно-ролевого поведения, путем реабилитации через семейную воспитательную группу;
- в случае невозможности проживания ребенка в биологической семье, содействовать его жизнеустройству в приемную или опекунскую семью.
Работа с биологической семьей начинается сразу, как только поступило обращение за помощью в связи с трудной жизненной ситуацией. Такие обращения поступают от инспекторов по опеке, из милиции, от родителей и родственников ребенка. Крайне важно до поступления ребенка посетить семью (конечно, если имеется такая возможность). Это особенно необходимо, если обращение поступает от его родителей или родственников. В этом случае социальные работники имеют возможность не только наблюдать ситуацию в семье, но и оперативно содействовать разрешению внутреннего конфликта. При таком «раннем вмешательстве» ребенок остается в семье, и можно продолжать работать с семьей в течение необходимого времени до разрешения трудной жизненной ситуации, оказывая необходимую психологическую и социальную помощь. Опыт показывает, что уход ребенка из семьи влечет существенное изменение в семейной ситуации. И, как правило, требуется значительно больше времени и сил для ее разрешения даже после возвращения ребенка домой.
Согласно Семейному Кодексу РФ (Ст.77), ребенок может быть изъят из семьи органами опеки и попечительства при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
Однако точные критерии оценки ситуации в семье отсутствуют и зачастую субъективны, зависят от мнения инспекторов по опеке. Часто сам ребенок уходит из семьи и через некоторое время оказывается в приюте, имея за плечами опыт бродяжничества. Дети называют следующие причины ухода из семьи: пьянство родителей, ссоры, придирки со стороны родителей, жестокое обращение в семье, отсутствие родителей, ощущение собственной ненужности. Все эти причины свидетельствуют о том, что ребенок не получает в семье любви и надлежащего воспитания. Большинство семей испытывает материальные трудности. Но материальное неблагополучие является, как правило, не определяющим фактором, а фоном процесса общего разрушения семьи.
При поступлении ребенка сотрудники Центра проводят не только комплексное обследование ребенка и его семьи, но и выявляют все его семейные связи, отношения с родственниками и иные социальные контакты для того, чтобы определить возможности сохранения семьи, перспективы его устройства и разработать индивидуальную программу реабилитации.
Созданию семейной группы предшествует период личного контакта потенциального воспитателя и воспитанника. Продолжительность контакта определяется специалистами органов опеки и попечительства и Центра.
Процедура передачи ребенка на воспитание в семью предполагает выполнение ряда условий. Организация семейных форм воспитания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - новая форма работы, которая требует, как показывает опыт, особенно тщательного подхода к подбору кандидатуры воспитателя семейной группы.
К кандидату предъявляются следующие требования:
Воспитателями семейной группы могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
а) кровных родителей;
б) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
в) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
г) отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
д) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
е) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;
ё) лиц, которые по состоянию здоровья, в соответствии с Перечнем, утверждённым Правительством Российской Федерации, не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка;
ж) лиц, не располагающих необходимыми жилищно-бытовыми условиями для приема детей в семью.
Кандидат проходит:
Сотрудники учреждения посещают предполагаемую семейную группу (семью кандидата), с целью получения изучения психологического климата, отношения к появлению нового ребенка других членов семьи, наличие опыта в воспитании детей. Пока, собираются данные на воспитателя, и идет подбор ребенка, одновременно происходит подготовка воспитанника к знакомству с будущим воспитателем. По завершению подготовительной работы совместно с Отделом опеки и попечительства принимается решение об открытии семейно-воспитательной группы. Ребенок передается в семейно-воспитательную группу первоначально сроком на три месяца.
Для открытия и деятельности семейной группы кандидатом в воспитатели предоставляются:
а) трудовая книжка, ИНН, копия паспорта, страхового свидетельства;
б) медицинское заключение (по форме, аналогичной при подготовке на опеку);
в) справка об отсутствии инфекционных заболеваний у всех членов семьи, проживающих совместно с кандидатом;
г) согласие совершеннолетних членов семьи на проживание в семье ребенка;
д) заявление о приёме на работу;
е) трудовой договор;
ё) должностная инструкция;
ж) заявление об освобождении от подоходного налога;
з) документ подтверждающий наличие жилья, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам;
и) финансовый отчёт о расходовании средств, выделяемых на содержание ребенка 1 раз в 4 месяца;
к) отчёт о деятельности СВГ 1 раз в месяц.
Органы опеки и попечительства готовят акт обследования жилищно-бытовых условий кандидата в воспитатели и постановление главы Администрации о постановке ребёнка на полное государственное обеспечение и постановке на льготную жилищную очередь.
Семейная группа открывается приказом директора специализированного учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспитателем семейной группы в установленном законодательством порядке. Передача ребёнка в семейную воспитательную группу производится на основе:
а) заключения о возможности передачи воспитанника специализированного учреждения в семейную группу, согласованного с органом опеки и попечительства по месту проживания кандидатов в воспитатели;
б) трудового договора, заключаемого воспитателем семейной группы и специализированным учреждением. К трудовому договору прилагается акт передачи ребёнка, содержащий обязательства об ответственности за жизнь и здоровье несовершеннолетнего.
Финансирование СВГ осуществляется за счет средств областного бюджета. Механизм материального обеспечения деятельности СВГ определяется Положением о материальном обеспечении семейной воспитательной группы.
Учреждение обеспечивает
В семейную группу помещают от 1 до 3 детей. При определенных условиях (достаточная жилплощадь, наличие необходимых бытовых условий для пребывания в группе большего количества человек - дополнительное учебное место, спальное, обеденное место; материальная обеспеченность воспитателя; наличие положительного педагогического опыта) возможно расширение состава семейной группы. Срок воспитания ребенка в семейной группе определяется исходя из жизненной ситуации несовершеннолетнего. Воспитатель на все время работы несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанника.
При помещении ребенка в семейную воспитательную группу учитываются его индивидуальные особенности и потенциальные возможности семьи. Передача в семейную воспитательную группу ребёнка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.
Воспитатель семейной группы
подбирается для каждого
При помещении ребёнка в семейно-воспитательную группу официальным опекуном его остается учреждение, а с воспитателем заключается трудовой договор, и он становится официальным работником, ему выплачивается заработная плата по 14 разряду ЕТС (единой тарифной сетки) из расчета одной ставки на трех детей и средства на содержания ребенка (расходы на питание, канцтовары, моющие средства и одежду). Если кандидат имеет постоянное место работы, то работа в семейно-воспитательной группе будет оформляться как внешнее совместительство. Оплата отпусков воспитателей семейных групп производится на общих основаниях, предусмотренных трудовым законодательством, для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На воспитателя семейно-воспитательной группы распространяется действие трудового законодательства РФ.
Специалист Отделения доводит до воспитателя сведения о поступлении ребёнка в СВГ, оформляется приказ о зачислении и направлении несовершеннолетнего в семейную группу.
Воспитателю передаются
График выездов в СВГ составляется ежемесячно и утверждается директором Центра.
Педагогическая реабилитация
несовершеннолетних
Основанием для закрытия СВГ могут быть:
- заявление воспитателя о прекращении своей деятельности;
- не соблюдение воспитателем должностной инструкции;
- организация приёмной семьи, установление опеки, усыновление;
- нежелание жить ребенка в СВГ.
Итак, основными принципами по организации семейно-воспитательных групп являются: постепенность (естественный ход развития отношений); добровольность (свобода выбор ребёнка и воспитателя); избирательность (полные, бездетные семьи, возрастной ценз).
2.2 Сопровождение и социальный патронаж СВГ
а) Сопровождение рёбенка. В задачи специалистов Центра входят социальное сопровождение и реализация задач, поставленных в программе реабилитации и социализации ребёнка, оценка динамики развития воспитанника, коррекция реабилитационного процесса, консультации специалистов в решении возникающих проблем, контроль условий адаптации и социализации ребёнка в семье.
б) В рамках сопровождения профессиональных родителей специалисты оказывают необходимую помощь семьям (консультации по возникающим вопросам в сфере взаимодействия с ребёнком, определения юридического статуса ребенка, обеспечения социальных гарантий; организуют досуговые мероприятия для детей, находящихся на реабилитации; разрабатывают рекомендации по взаимодействию и развитию детей, основанные на психолого-педагогическом обследовании ребёнка) осуществляют исследования, собирают информацию и проводят анализ, с целью определения соответствия воспитателя и его семьи критериям, требованиям и условиям содержания ребёнка (Приложение А).
Одной из форм работы специалистов по социальной работе Центра является социальный патронаж семейно-воспитательных групп.
Во время прохождения преддипломной практики в «Центре социальной помощи семье и детям «Гнездышко», мной совместно со специалистами были посещены три семейно-воспитательные группы.
При посещении СВГ был произведен социальный патронаж, с целью проверки жилищно-бытовых условий содержания воспитанников и выполнение указаний согласно программе индивидуальной реабилитации. А также в СВГ были привезены пригласительные билеты на праздничное мероприятие в связи с празднованием Нового Года и задания для подготовки к празднику.
Во время визита в СВГ, специалист должен отследить условия жизни воспитанников: соблюдение режимов питания, сна и отдыха, жилищно-бытовые условия, санитарно-гигиенические. А также по заранее составленной заявке с воспитателем обеспечить детей сезонной одеждой и обувью, канцелярскими товарами и медикаментами.
Специалист заполняет Акт посещения СВГ, где отражает все вышеперечисленные пункты, оставляет свои замечания и (или) пожелания (см. Приложение Б). Акт подписывается и специалистом и воспитателем СВГ и подшивается в личное дело воспитателя.