Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:15, курсовая работа
Система профессионального образования недостаточно ориентирована на федеральный и территориальный рынки труда и перспективные потребности их развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. Открытым остается вопрос: эффективна ли модернизация в системе высшего образования в частности? Также существует противоречие: понятно, что от этих реформ не уйти, они закрепляют свои позиции в обществе, но негативное отношение к ним еще велико и среди студентов в частности в виду их сравнительно недавнего внедрения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..3
§ 1. Содержание процесса модернизации высшего профессионального образования в странах мира……………………………………………..……11
§ 2. Основные направления модернизации высшего профессионального образования в России……………………………………………………….…16
§ 3. Анализ результатов исследования……………………………….…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….25
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
§ 1. Содержание процесса модернизации высшего профессионального образования в странах мира……………………………………………..……11
§ 2. Основные направления модернизации
высшего профессионального образования
в России……………………………………………………….…
§ 3. Анализ результатов исследования……………………………….…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………28
ВВЕДЕНИЕ
С принятием Болонской декларации в 1999 году системы образования в странах мира, принявших ее, стали преобразовываться. Россия не стала исключением, и хотя она в сентябре 2003 года закрепила свое участие в этом процессе, направление модернизации пока является неясным. Новая образовательная система до сих пор не прижилась: часто меняется состав направлений подготовки в ВУЗах, преподаватели и руководство про-разному относятся к этим изменениям, многие из них, в том числе и студенты, еще не приспособились к изменившимся методам обучения.
Система профессионального образования недостаточно ориентирована на федеральный и территориальный рынки труда и перспективные потребности их развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. Открытым остается вопрос: эффективна ли модернизация в системе высшего образования в частности? Также существует противоречие: понятно, что от этих реформ не уйти, они закрепляют свои позиции в обществе, но негативное отношение к ним еще велико и среди студентов в частности в виду их сравнительно недавнего внедрения. Как и любое другое изменение в обществе, со временем приживется и это, став через несколько лет нормой. Поэтому, несомненно, существует актуальность для отслеживания этой ситуации, необходимость ее изучения и выяснения способов облегчения перехода студентов к этой системе, ведь именно вовлеченность учащихся в модернизацию образования – гарантия успеха преобразований.
В конце XIX — первой половине
XX века классиками социологии образования
была разработана целостная
Социология образования еще с 60-х годов ХХ века является одной из ведущих отраслей отечественной социологии. Уже самые первые работы, относящиеся к периоду становления модернизации высшего образования, которая обеспечивает изучение и активное привлечение законов целенаправленного изменения в виде нововведений, связанны с именем Г.Тарда, Н.Г.Кондратьева.
Модернизация является универсальной новацией, но ее социальная эффективность для акторов образования не одинакова. Эту мысль поддерживали российские социологи Ю.С.Борцов, Г.Е.Зборовский, Ф.Л.Филипов. Однако исследование особенностей модернизации деятельности в сфере высшего образования заслуживает значительно большего внимания. В этом плане интересны работы таких исследований как Г.Ф. Куцев, Г.И.Герасимов, Л.В.Илюхина, И.П.Меркулова. Они дают возможность выйти на закономерности модернизации процессов в образовании, изучить их зависимость от общесоциальных законов развития общества и личности, понимать специфику взаимодействия объектов и субъектов факторов модернизации развития образования.
Большой вклад в исследование проблем образования внесли российские социологи В.Г. Афанасьев, Т.И. Заславская, Г.Е. Зборовский, О.Н. Козлова, Д.Л. Константиновский, Л.Н. Коган, В.Я. Нечаев, Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко и др.
Однако дальнейшее развитие
модернизации высшего профессионального
образования нуждается в
Проблема исследования состоит
в необходимости изучения проблемы
отношения студентов к
Объект – студенты ТГУ, обучающиеся на 1-4 курсах дневного обучения.
Предмет – отношение студентов
к двухуровневой системе
Цель – выявление отношения
студентов к двухуровневой
Задачи:
1. выявить каково отношение студентов к переходу на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура);
2. узнать каково отношение студентов к увеличению интенсивности учебного процесса;
3. исследовать отношение студентов к введению бально-рейтинговой системы;
4. узнать об отношении студентов к научным исследованиям и конференциям;
5. выяснить отношение студентов к предоставлению институтом образовательных услуг на платной основе;
6. исследовать отношение студентов к уменьшению количества направлений подготовки;
7. выявить отношение студентов к дистанционному образованию;
8. узнать отношение студентов к увеличению спектра издаваемой учебной литературы;
9. выяснить отношение студентов к модернизации материально-технической базы и инфраструктуры институтов (интернет, современное оборудование);
10. исследовать отношение студентов к модернизации образовательного процесса в целом;
11. проанализировать влияют ли на отношение студентов к реформам в образовании таких факторов как: пол, курс, возраст, ценности, уровень материальной обеспеченности, специальность, успеваемость, отношение друзей и родителей.
Гипотеза: большинство студентов полностью удовлетворяет модернизация образовательного процесса, как в целом, так и в конкретных ее проявлениях.
Генеральная и выборочная совокупности:
В ходе исследования проводится социологический опрос студентов Тюменского государственного университета методом случайного отбора респондентов (n=800).
Тип выборочной совокупности:
случайная стратифицированная выборка
с квотированием по специальности
и курсу. Изначально заданный общий
объем выборки по Тюменскому государственному
университету (n=7324) был распределен
по институтам, а затем в каждом
институте был распределен
Таблица 2.1
Распределение численности студентов Тюменского государственного университета по институтам, специальностям и курсам
Институт/Специальности |
Курс |
Всего | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
ИГН |
357 |
261 |
94 |
216 |
84 |
1141 |
Документоведение |
24 |
26 |
28 |
31 |
0 |
109 |
Журналистика |
43 |
28 |
26 |
42 |
47 |
186 |
Издательское дело |
37 |
16 |
22 |
13 |
- |
88 |
История |
41 |
29 |
18 |
28 |
- |
116 |
Лингвистика |
92 |
41 |
- |
- |
- |
133 |
Международные отношения |
44 |
29 |
25 |
2 |
- |
100 |
Перевод и переводоведение |
- |
30 |
24 |
32 |
- |
86 |
Политология |
32 |
29 |
14 |
21 |
1 |
97 |
Теория и практика межкультурных коммуникаций |
- |
- |
40 |
47 |
- |
87 |
Филология |
44 |
33 |
26 |
- |
36 |
139 |
ИМЕНИТ |
784 |
510 |
462 |
343 |
108 |
2207 |
Биология |
120 |
65 |
53 |
18 |
- |
256 |
География |
46 |
32 |
43 |
41 |
- |
162 |
Гидрология |
18 |
10 |
9 |
- |
- |
37 |
Информационная безопасность |
123 |
31 |
43 |
45 |
27 |
269 |
Ландшафтная архитектура |
26 |
27 |
21 |
15 |
- |
89 |
Математика |
76 |
100 |
78 |
60 |
40 |
354 |
Механика |
17 |
15 |
15 |
8 |
- |
55 |
Прикладная информатика |
37 |
20 |
61 |
38 |
3 |
159 |
Природопользование |
- |
- |
19 |
19 |
38 | |
Радиофизика |
29 |
19 |
- |
- |
- |
48 |
Сервис |
96 |
53 |
27 |
25 |
- |
201 |
Физика |
66 |
49 |
44 |
51 |
38 |
248 |
Химия |
75 |
55 |
34 |
23 |
- |
187 |
Экология |
55 |
34 |
15 |
- |
- |
104 |
ИПИП |
126 |
97 |
87 |
86 |
1 |
397 |
Изобразительное искусство |
- |
18 |
7 |
14 |
- |
39 |
Музыкальное образование |
- |
2 |
5 |
- |
- |
7 |
Педагогика |
83 |
35 |
41 |
28 |
1 |
252 |
Психология |
53 |
42 |
34 |
44 |
- |
173 |
ИПЭУ |
962 |
773 |
642 |
731 |
172 |
3280 |
Государственное и муниципальное образование |
65 |
53 |
68 |
78 |
2 |
266 |
Менеджмент |
137 |
74 |
53 |
29 |
- |
293 |
Налоги и налогообложение |
- |
37 |
49 |
30 |
- |
116 |
Социология |
74 |
55 |
34 |
1 |
1 |
165 |
Таможенное дело |
114 |
168 |
120 |
87 |
1 |
490 |
Управление качеством |
- |
16 |
18 |
43 |
59 |
136 |
Экономика |
320 |
204 |
180 |
316 |
109 |
1129 |
Юриспруденция |
252 |
166 |
120 |
147 |
- |
685 |
ИФК |
103 |
85 |
53 |
57 |
1 |
299 |
Безопасность жизнедеятельности |
- |
- |
23 |
25 |
- |
48 |
Физическая культура |
103 |
85 |
30 |
32 |
1 |
251 |
ИТОГО |
2332 |
1726 |
1467 |
1433 |
366 |
7324 |
Таблица 2.2
Распределение выборочной совокупности по институтам, специальностям и группам
Институт/Специальности |
Курс |
Всего | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
ИГН |
39 |
27 |
23 |
24 |
10 |
123 |
Документоведение |
3 |
3 |
3 |
3 |
- |
12 |
Журналистика |
5 |
3 |
3 |
4 |
5 |
20 |
Издательское дело |
4 |
2 |
2 |
2 |
- |
10 |
История |
4 |
3 |
2 |
4 |
- |
13 |
Лингвистика |
10 |
4 |
- |
- |
- |
14 |
Международные отношения |
5 |
3 |
3 |
- |
- |
11 |
Перевод и переводоведение |
- |
3 |
2 |
4 |
- |
9 |
Политология |
3 |
3 |
1 |
2 |
- |
10 |
Теория практика межкультурной коммуникации |
- |
- |
4 |
5 |
- |
9 |
Филология |
5 |
3 |
3 |
- |
4 |
15 |
ИМЕНИТ |
84 |
54 |
51 |
37 |
14 |
240 |
Биология |
13 |
7 |
6 |
2 |
- |
28 |
География |
5 |
3 |
5 |
5 |
- |
18 |
Гидрология |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
4 |
Информационная безопасность |
13 |
3 |
5 |
5 |
3 |
29 |
Ландшафтная архитектура |
3 |
3 |
2 |
2 |
- |
10 |
Математика |
8 |
11 |
8 |
7 |
5 |
39 |
Механика |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
6 |
Прикладная информатика |
4 |
2 |
6 |
4 |
1 |
17 |
Природопользование |
- |
- |
2 |
2 |
- |
4 |
Радиофизика |
3 |
2 |
- |
- |
- |
5 |
Сервис |
10 |
6 |
3 |
3 |
- |
22 |
Физика |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
27 |
Химия |
8 |
6 |
4 |
2 |
- |
20 |
Экология |
6 |
3 |
2 |
- |
- |
11 |
ИПИП |
15 |
11 |
10 |
15 |
- |
51 |
Изобразительное искусство |
- |
2 |
1 |
1 |
- |
4 |
Музыкальное образование |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
Педагогика |
9 |
4 |
4 |
10 |
- |
27 |
Психология |
6 |
5 |
4 |
4 |
- |
19 |
ИПЭУ |
119 |
91 |
75 |
86 |
15 |
386 |
Государственное и муниципальное управление |
7 |
6 |
7 |
8 |
1 |
29 |
Менеджмент |
15 |
8 |
6 |
3 |
- |
32 |
Налоги и налогообложение |
- |
4 |
5 |
4 |
- |
13 |
Социология |
8 |
6 |
4 |
- |
- |
18 |
Таможенное дело |
13 |
19 |
13 |
10 |
- |
55 |
Управление качеством |
- |
2 |
2 |
5 |
6 |
15 |
Экономика |
39 |
22 |
20 |
34 |
8 |
123 |
Юриспруденция |
37 |
24 |
18 |
22 |
- |
101 |
ИФК |
9 |
8 |
5 |
6 |
- |
28 |
Безопасность жизнедеятельности |
- |
- |
2 |
3 |
- |
5 |
Физическая культура |
9 |
8 |
3 |
3 |
- |
23 |
ИТОГО |
255 |
188 |
160 |
156 |
41 |
800 |
Теоритическая интерпретация:
Студент – учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России только учащиеся в вузах. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С основанием в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся.
Модернизация в
Бакалавриат - высшее образование
в странах, которые участвуют
в Болонском процессе, подтверждаемое
дипломом бакалавра с присвоением
академической степени
Магистратура - ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению.
Бально-рейтинговая система — система оценки знаний студентов, основанная на наборе и последующем суммировании баллов по всем видам учебной деятельности студентов в семестре, сравнивании суммирования баллов с остальными одногруппниками.
Дистанционное образование
- образование, которое полностью
или частично осуществляется с помощью
компьютеров и
Факторная интерпретация
находится в приложении 1, структурная
интерпретация находится в
Для исследования отношения
студентов ТГУ к модернизации
высшего профессионального
Информация о работе Отношение студентов к модернизации высшего профессионального образования