Отношение студентов к модернизации высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Система профессионального образования недостаточно ориентирована на федеральный и территориальный рынки труда и перспективные потребности их развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. Открытым остается вопрос: эффективна ли модернизация в системе высшего образования в частности? Также существует противоречие: понятно, что от этих реформ не уйти, они закрепляют свои позиции в обществе, но негативное отношение к ним еще велико и среди студентов в частности в виду их сравнительно недавнего внедрения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..3
§ 1. Содержание процесса модернизации высшего профессионального образования в странах мира……………………………………………..……11
§ 2. Основные направления модернизации высшего профессионального образования в России……………………………………………………….…16
§ 3. Анализ результатов исследования……………………………….…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….25

Файлы: 1 файл

kursovaya_mmsi.docx

— 130.39 Кб (Скачать файл)

 

                                    СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..3

§ 1. Содержание процесса модернизации высшего профессионального образования в странах мира……………………………………………..……11

§ 2. Основные направления модернизации высшего профессионального образования в России……………………………………………………….…16

§ 3. Анализ результатов исследования……………………………….…19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….25

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………26

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………27

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С принятием Болонской декларации в 1999 году системы образования в странах мира, принявших ее, стали преобразовываться. Россия не стала исключением, и хотя она в сентябре 2003 года закрепила свое участие в этом процессе, направление модернизации пока является неясным. Новая образовательная система до сих пор не прижилась: часто меняется состав направлений подготовки в ВУЗах, преподаватели и руководство про-разному относятся к этим изменениям, многие из них, в том числе и студенты, еще не приспособились к изменившимся методам обучения.

Система профессионального  образования недостаточно ориентирована  на федеральный и территориальный  рынки труда и перспективные  потребности их развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. Открытым остается вопрос: эффективна ли модернизация в системе высшего образования  в частности? Также существует противоречие: понятно, что от этих реформ не уйти, они закрепляют свои позиции в  обществе, но негативное отношение  к ним еще велико и среди  студентов в частности в виду их сравнительно недавнего внедрения. Как и любое другое изменение  в обществе, со временем приживется и это, став через несколько лет  нормой. Поэтому, несомненно, существует актуальность для отслеживания этой ситуации, необходимость ее изучения и выяснения способов облегчения перехода студентов к этой системе, ведь именно вовлеченность учащихся в модернизацию образования –  гарантия успеха преобразований.

В конце XIX — первой половине XX века классиками социологии образования  была разработана целостная концепция  характера и механизма функционирования института образования (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Д. Дьюи, К. Мангейм, Т. Парсонс) направленная на достижение социального мира и благоденствия между различными общественными классами.

Социология образования  еще с 60-х годов ХХ века является одной из ведущих отраслей отечественной социологии. Уже самые первые работы, относящиеся к периоду становления модернизации высшего образования, которая обеспечивает изучение и активное привлечение законов целенаправленного изменения в виде нововведений, связанны с именем Г.Тарда, Н.Г.Кондратьева.

Модернизация является универсальной  новацией, но ее социальная эффективность  для акторов образования не одинакова. Эту мысль поддерживали российские социологи Ю.С.Борцов, Г.Е.Зборовский, Ф.Л.Филипов. Однако исследование особенностей модернизации деятельности в сфере высшего образования заслуживает значительно большего внимания. В этом плане интересны работы таких исследований как Г.Ф. Куцев, Г.И.Герасимов, Л.В.Илюхина, И.П.Меркулова. Они дают  возможность выйти на закономерности модернизации процессов в образовании, изучить их зависимость от общесоциальных законов развития общества и личности, понимать специфику взаимодействия объектов и субъектов факторов модернизации развития образования.

Большой вклад в исследование проблем образования внесли российские социологи В.Г. Афанасьев, Т.И. Заславская, Г.Е. Зборовский, О.Н. Козлова, Д.Л. Константиновский, Л.Н. Коган, В.Я. Нечаев, Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко и др.

Однако дальнейшее развитие модернизации высшего профессионального  образования нуждается в отношении  непосредственных  потребителей образования. Возникают вопросы, связанные с  эффективностью процессов модернизации, ее элементов.

Проблема исследования состоит  в необходимости изучения проблемы отношения студентов к внедрению  двухуровневой системы образования.

Объект – студенты ТГУ, обучающиеся на 1-4 курсах дневного обучения.

Предмет – отношение студентов  к двухуровневой системе образования.

Цель – выявление отношения  студентов к двухуровневой системе  образования.

Задачи:

1. выявить каково отношение студентов к переходу на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура);

2. узнать каково отношение студентов к увеличению интенсивности учебного процесса;

3. исследовать отношение студентов к введению бально-рейтинговой системы;

4. узнать об отношении студентов к научным исследованиям и конференциям;

5. выяснить отношение студентов  к предоставлению институтом образовательных услуг на платной основе;

6. исследовать отношение студентов к уменьшению количества направлений подготовки;

7. выявить отношение студентов к дистанционному образованию;

8. узнать отношение студентов к увеличению спектра издаваемой учебной литературы;

9. выяснить отношение студентов к модернизации материально-технической базы и инфраструктуры институтов (интернет, современное оборудование);

10. исследовать отношение студентов к модернизации образовательного процесса в целом;

11. проанализировать влияют ли на отношение студентов к реформам в образовании таких факторов как: пол, курс, возраст, ценности, уровень материальной обеспеченности, специальность, успеваемость, отношение друзей и родителей.

Гипотеза: большинство студентов полностью удовлетворяет модернизация образовательного процесса, как в целом, так и в конкретных ее проявлениях.

Генеральная и выборочная совокупности:

В ходе исследования проводится социологический опрос студентов Тюменского государственного университета методом случайного отбора респондентов (n=800).

Тип выборочной совокупности: случайная стратифицированная выборка  с квотированием по специальности  и курсу. Изначально заданный общий  объем выборки по Тюменскому государственному университету (n=7324) был распределен  по институтам, а затем в каждом институте был распределен пропорционально  имеющимся статистическим данным о  численности отдельных студентов  на различных специальностях с первого  по пятый курс.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

Распределение численности  студентов Тюменского государственного университета по институтам, специальностям и курсам

Институт/Специальности

Курс

Всего

1

2

3

4

5

ИГН

357

261

94

216

84

1141

Документоведение

24

26

28

31

0

109

Журналистика

43

28

26

42

47

186

Издательское дело

37

16

22

13

-

88

История

41

29

18

28

-

116

Лингвистика

92

41

-

-

-

133

Международные отношения

44

29

25

2

-

100

Перевод и переводоведение

-

30

24

32

-

86

Политология

32

29

14

21

1

97

Теория и практика межкультурных  коммуникаций

-

-

40

47

-

87

Филология

44

33

26

-

36

139

ИМЕНИТ

784

510

462

343

108

2207

Биология

120

65

53

18

-

256

География

46

32

43

41

-

162

Гидрология

18

10

9

-

-

37

Информационная безопасность

123

31

43

45

27

269

Ландшафтная архитектура

26

27

21

15

-

89

Математика

76

100

78

60

40

354

Механика

17

15

15

8

-

55

Прикладная информатика

37

20

61

38

3

159

Природопользование

-

-

19

19

 

38

Радиофизика

29

19

-

-

-

48

Сервис

96

53

27

25

-

201

Физика

66

49

44

51

38

248

Химия

75

55

34

23

-

187

Экология

55

34

15

-

-

104

ИПИП

126

97

87

86

1

397

Изобразительное искусство

-

18

7

14

-

39

Музыкальное образование

-

2

5

-

-

7

Педагогика

83

35

41

28

1

252

Психология

53

42

34

44

-

173

ИПЭУ

962

773

642

731

172

3280

Государственное и муниципальное  образование

65

53

68

78

2

266

Менеджмент

137

74

53

29

-

293

Налоги и налогообложение

-

37

49

30

-

116

Социология

74

55

34

1

1

165

Таможенное дело

114

168

120

87

1

490

Управление качеством

-

16

18

43

59

136

Экономика

320

204

180

316

109

1129

Юриспруденция

252

166

120

147

-

685

ИФК

103

85

53

57

1

299

Безопасность жизнедеятельности

-

-

23

25

-

48

Физическая культура

103

85

30

32

1

251

ИТОГО

2332

1726

1467

1433

366

7324


 

 

 Таблица 2.2

Распределение выборочной совокупности по институтам, специальностям и группам

Институт/Специальности

Курс

Всего

1

2

3

4

5

ИГН

39

27

23

24

10

123

Документоведение

3

3

3

3

-

12

Журналистика

5

3

3

4

5

20

Издательское дело

4

2

2

2

-

10

История

4

3

2

4

-

13

Лингвистика

10

4

-

-

-

14

Международные отношения

5

3

3

-

-

11

Перевод и переводоведение

-

3

2

4

-

9

Политология

3

3

1

2

-

10

Теория  практика межкультурной  коммуникации

-

-

4

5

-

9

Филология

5

3

3

-

4

15

ИМЕНИТ

84

54

51

37

14

240

Биология

13

7

6

2

-

28

География

5

3

5

5

-

18

Гидрология

2

1

1

-

-

4

Информационная безопасность

13

3

5

5

3

29

Ландшафтная архитектура

3

3

2

2

-

10

Математика

8

11

8

7

5

39

Механика

2

2

2

-

-

6

Прикладная информатика

4

2

6

4

1

17

Природопользование

-

-

2

2

-

4

Радиофизика

3

2

-

-

-

5

Сервис

10

6

3

3

-

22

Физика

7

5

5

5

5

27

Химия

8

6

4

2

-

20

Экология

6

3

2

-

-

11

ИПИП

15

11

10

15

-

51

Изобразительное искусство

-

2

1

1

-

4

Музыкальное образование

-

-

1

-

-

1

Педагогика

9

4

4

10

-

27

Психология

6

5

4

4

-

19

ИПЭУ

119

91

75

86

15

386

Государственное и муниципальное  управление

7

6

7

8

1

29

Менеджмент

15

8

6

3

-

32

Налоги и налогообложение

-

4

5

4

-

13

Социология

8

6

4

-

-

18

Таможенное дело

13

19

13

10

-

55

Управление качеством

-

2

2

5

6

15

Экономика

39

22

20

34

8

123

Юриспруденция

37

24

18

22

-

101

ИФК

9

8

5

6

-

28

Безопасность жизнедеятельности

-

-

2

3

-

5

Физическая культура

9

8

3

3

-

23

ИТОГО

255

188

160

156

41

800


 

 

 

Теоритическая интерпретация:

Студент – учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России только учащиеся в вузах. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С основанием в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся.

Модернизация в профессиональном образовании – создание устойчивого  механизма системы образования, достигающегося путем обеспечения  государственных гарантий доступности  и равных возможностей получения  полноценного образования; достижения нового современного качества образования; формирования в системе образования  нормативно-правовых и организационно-экономических  механизмов привлечения и использования  внебюджетных ресурсов; повышения социального  статуса и профессионализма работников образования, усиления их государственной  и общественной поддержки; развития образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, преподавателя, родителя, образовательного учреждения.

Бакалавриат - высшее образование  в странах, которые участвуют  в Болонском процессе, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением  академической степени бакалавра  или квалификации бакалавра.

Магистратура - ступень высшего  профессионального образования, следующая  после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению.

Бально-рейтинговая система — система оценки знаний студентов, основанная на наборе и последующем суммировании баллов по всем видам учебной деятельности студентов в семестре, сравнивании суммирования баллов с остальными одногруппниками.

Дистанционное образование - образование, которое полностью  или частично осуществляется с помощью  компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или  учебных средств, и/или образовательных  ресурсов.

Факторная интерпретация  находится в приложении 1, структурная  интерпретация находится в приложении 2.

Для исследования отношения  студентов ТГУ к модернизации высшего профессионального образования  был выбран и использован такой  метод исследования как анкетирование. Анкета находится в приложении 3.

Информация о работе Отношение студентов к модернизации высшего профессионального образования