Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:15, курсовая работа
Система профессионального образования недостаточно ориентирована на федеральный и территориальный рынки труда и перспективные потребности их развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. Открытым остается вопрос: эффективна ли модернизация в системе высшего образования в частности? Также существует противоречие: понятно, что от этих реформ не уйти, они закрепляют свои позиции в обществе, но негативное отношение к ним еще велико и среди студентов в частности в виду их сравнительно недавнего внедрения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..3
§ 1. Содержание процесса модернизации высшего профессионального образования в странах мира……………………………………………..……11
§ 2. Основные направления модернизации высшего профессионального образования в России……………………………………………………….…16
§ 3. Анализ результатов исследования……………………………….…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….25
§1. Содержание процесса модернизации высшего профессионального образования в странах мира
Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны1. Модернизация - это приведение системы образования и образовательной деятельности к текущим и опережающим требованиям жизни.
Цель модернизации образования
- повышение уровня образованности
населения страны, повышение эффективности
и качества образовательной деятельности
профессорско-
Начиная с 90-х годов ХХ века, ведущие страны мира вступили на путь преобразования своих образовательных систем. Общая тенденция этих преобразований – придание государственным системам образования свойств открытости.
Так, Маастрихский договор, действующий с ноября 1993 года, установил, что Европейское Сообщество намерено развивать европейское измерение в образовании, которое ставит своей целью формирование гражданина и профессионала европейского типа: человека, исповедующего терпимость, плюрализм, ценящего культурное наследие сообщества, сознательного участника процесса европейской интеграции, осознающего европейское сходство и воплощающего в себе «наследие прошлого, осуществление настоящего, изображение будущего. В этом направлении предстоит решить такие задачи, как стирание языковых барьеров, расширение взаимообмена учащимися и педагогами, взаимное признание дипломов и периодов обучения, постоянный обмен опытом и информацией о текущих проблемах в образовательных системах стран Европы.
Дальнейшее развитие положения, закрепленные Маастрихским договором, получили в Болонской декларации, которая была принята двадцатью девятью европейскими государствами (позже к ним присоединились еще четыре страны) в 1999 году2. Болонская декларация ознаменовала вступление Европы в эпоху глубоких и всеобщих преобразований систем образования.
Преследуя своей целью, создание единого общеевропейского образовательного пространства, Болонская декларация провозгласила:
Все положения Болонской декларации обязательны для подписавших ее стран и должны быть реализованы в течение 10-летнего периода3.
В настоящее время положения, закрепленные в Болонской декларации, уже имеют свое практическое воплощение. Так, на встрече в Саламанке (2001г.) было принято решение о создании Европейской ассоциации университетов (EUA), объединившей более 700 высших учебных заведений различных государств Европы4. Европейская ассоциация университетов призвана сыграть консолидированную роль в организации участия высших учебных заведений в работе по созданию общеевропейского образовательного пространства.
Основной целью встречи в Саламанке было обсуждение проекта конвенции о механизмах преобразования европейской системы образования. По мнению участников встречи, основополагающим принципом в интеграции национальных образовательных систем в единое европейское образовательное пространство должен быть принцип «организуемой диверсификации». Он предполагает, с одной стороны, бережное отношение к существующему разнообразию национальных систем, типов учебных заведений, направлений и видов подготовки, содержания учебных программ.
С другой стороны, существующее разнообразие не должно быть препятствием на пути интеграционных процессов. Таким образом, необходимо выработать такие механизмы, которые позволят легко устанавливать сопоставимость квалификаций разных стран при наличии существующих различий в национальных образовательных системах.
Весной 2001 г. в Праге состоялась встреча, которая стала символом стремления вовлечь все европейские страны в интеграционные процессы. Характерно, что в этой встрече принимали участие не только министры высшего образования европейских стран, но и академическое сообщество, представленное членами только что образованной Ассоциации европейских университетов (EUА), а также студенты, представители Национальных студенческих союзов Европы (ESIB).
Министры отметили удовлетворенность ходом развития Болонского процесса, активное участие в нем большинства стран-участниц Болонской декларации, воздали должное усилиям, предпринятым для достижения основных целей Болонской декларации, и дополнили их следующими положениями: признание важности обучения в течение всей жизни, как основного аспекта Европейской измерения в образовании; организация образовательного процесса таким образом, чтобы высшие учебные заведения и студенческие организации выступали в нем как компетентные, активные и равноправные партнеры; всемерное повышение привлекательности европейского высшего образования за счет предложения программ различного профиля, разработанных разными странами совместно, и развития транснационального образования.
Очередная встреча министров образования стран-участниц Болонского процесса проходила в сентябре 2003 г. в Берлине. Она стала новым шагом в единении национальных образовательных систем на пути создания общеевропейского образовательного пространства.
Таким образом, реформирование
образования в европейских
Российское образование также не осталось в стороне от общеевропейских интеграционных процессов. Одной из приоритетных задач реформирования российского образования является «развитие образования как открытой государственно-общественной системы». Практически с момента опубликования Декларации Болонский процесс оказывал значительное влияние на направление проводимых в российском образовании реформ. В сентябре 2003 года Россия официально закрепила свое участие в Болонском процессе6.
В Российской Федерации вступление в Болонский процесс воспринимается главным образом как обязательство перейти на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат-магистратура. Вместе с тем для Евросоюза важнейшим является не столько единство структуры подготовки студентов по схеме бакалавриат-магистратура, сколько введение единых жестких требований к качеству образования, прозрачности критериев качества для всех стран-участников и обеспечение эффективного контроля.
В сентябре 2005 г. Президент Российской Федерации объявил о реализации в 2006-2008 гг. приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО)7.
Для высшего образования дальнейшим развитием национального проекта «Образование» может стать формирование так называемого целевого капитала, который в дальнейшем должен будет обеспечить устойчивость финансового положения вузов, имеющих этот капитал, и способствовать привлечению в высшее образование частных пожертвований. Появилась возможность начать внедрение новой организационно-правовой формы, обеспечивающей большую самостоятельность и большую прозрачность деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций. Однако до сих пор вокруг этой формы не утихают споры и, прежде всего, вузовская общественность и ректорский корпус относятся к преобразованию вузов в автономные учреждения крайне насторожено.
§2. Основные направления модернизации высшего профессионального образования в России
Государственная Дума в декабре 2012 года приняла в третьем чтении подготовленный Министерством образования и науки закон «Об образовании в РФ», призванный заменить два действующих базовых закона: «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). В случае его одобрения Советом Федерации и Президентом России вступит в силу с 1 января 2013 года8.
Обсуждение этого закона растянулось на несколько лет. С того времени, как он поступил из правительства в Госдуму, в комитет с поправками обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных обращений. В итоге законопроект существенно менялся, но принципиальные позиции остались теми же, что в первой версии, например, отсутствие начального профессионального образования, гарантии негосударственным учебным заведениям, сочетание государственного и договорного регулирования, возможность дистанционного и семейного образования.
Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Исключение сделано для некоторых программ, по которым будут даны особые распоряжения.
Проект закрепляет высокий
статус МГУ и СПбГУ, которым, как
и федеральным и национально-
После принятия закона уровни профессионального образования будут следующими:
Результаты ЕГЭ действительны четыре года, следующие за годом получения свидетельства.
Льготами при поступлении считаются: прием без вступительных испытаний (победители и призеры олимпиад), прием в пределах квоты (дети-инвалиды, другие категории инвалидов), преимущественное право при зачислении, прием на подготовительные отделения вузов. При этом бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз. При этом поступить на бесплатное подготовительное отделение вуза могут: дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств9.
Конкретными изменениями, связанными
с модернизацией, в структуре
высшего профессионального
Таким образом, в российском образовании, как участнике Болонского процесса, происходят коренные преобразования, отчасти уже устоявшиеся, которые направлены на формирование открытой системы, что отвечает как международным тенденциям развития образования, так и современным социальным запросам российского общества. Тем не менее, всякие инновации в образовании должны проводиться после тщательной методической, технологической, маркетинговой проработки при наличии нормативной поддержки и только в том случае, когда общество готово их принять, что у нас происходит довольно тяжело и не в соответствии с планами.
§3. Анализ результатов исследования
Для пилотажного исследования было опрошено 50 студентов различных направлений подготовки ИПЭУ, ИМЕНИТ, ИГН.
При анализе ответов респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к переходу на двухуровневую систему образования?» (распределение ответов см. в таблице 2.3) выяснилось, что положительные оценки перехода на двухуровневую систему образования преобладают над отрицательными.
Таблица 2.3
Распределение ответов студентов
на вопрос «Как Вы относитесь к переходу
на двухуровневую систему
Таким образом, суммарная доля отрицательных оценок (не устраивает + скорее не устраивает, чем устраивает) значительно ниже (21%), чем суммарная доля положительных оценок (устраивает + скорее устраивает, чем не устраивает), которая составляет 78%.
На вопрос «Хотели бы Вы продолжить получение образования в магистратуре?» (распределение ответов см. в таблице 2.4) больше половины респондентов хотели бы продолжить образование в магистратуре (58%), но не будут его продолжать 11% опрошенных.
Меньше половины опрошенных (42%) студентов не хотят продолжать обучение в магистратуре, но доля тех, кто собирается учиться в магистратуре и не собирается, примерно равна в соотношении – 22% и 20% соответственно.
Таблица 2.4
Распределение ответов студентов
на вопрос «Хотели бы Вы продолжить
получение образования в
Информация о работе Отношение студентов к модернизации высшего профессионального образования